Фактура и жест

Большое влияние на характер жеста оказывает тип факту­ры. Плотная, насыщенная, тяжеловесная фактура отобража­ется соответственно тяжелым, массивным жестом с использо­ванием предплечья и плеча, а прозрачная, разреженная—


Средства дирижерской выразительности



легким кистевым движением. По той же причине более плот­ную фактуру естественно передавать в нижней плоскости так­тирования, более легкую — в верхней.

Далеко не безразличен для выбора жеста склад письма, ко­торый лежит в основе хорового изложения. В зависимости от того, преобладает ли мелодический, подголосочный или ак­кордный склад, аккордово-гармоническое, гомофонно-гармо-ническое или полифоническое изложение, дирижер может ме­нять величину, объем жеста и уровень плоскости тактиро­вания.

Часто возникает необходимость выделить тематически важный голос или затушевать второстепенные, оттенить пер­вый и второй планы, усилить контраст ведущих голосов и фона. В этих случаях целесообразно прибегать к дифференци­рованному показу, сочетая рельефный, укрупненный жест одной руки с небольшим, сдерживающим — другой, а также к различному уровню дирижерских плоскостей. В случае, ког­да нужно выделить избирательно какую-либо партию или группу исполнителей, дирижер направляет в их сторону кисть левой руки, обращенную ладонью вверх, и легким движени­ем пальцев приглашает усилить звучание. Того же эффекта можно достичь указующим жестом, цель которого — обратить внимание хора на тематический голос.

Артикуляция и жест

Характер музыки в большой степени зависит от того, как она исполняется: связно, певуче или сухо, отрывисто, тяже­ловесно или грациозно, жестко или мягко. Эти артикуляци­онные моменты воплощаются в хоровом исполнительстве с помощью использования различных по степени слитности и расчлененности штрихов.

В дирижерской практике, как указывалось ранее, наибо­лее часто используются три типа штриха — легато, нон легато и стаккато.

Выполнение легато в дирижировании требует связаннос­ти всех движений. Отличительными чертами его являются плавность, а доли связываются между собой округленными, тянущимися жестами. Для того чтобы легато было по-настоя­щему певучим, нужно обратить внимание на свободу, подвиж-




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: