ность и мягкость всех частей руки (кисти, предплечья, плеча), которые в то же время должны быть связаны в едином целостном движении. В зависимости от характера произведения, динамики, темпа жест легато может меняться. В произведениях, написанных в очень медленном темпе и требующих яркой динамики, он будет сочным, насыщенным; в произведениях, характеризующихся умеренным темпом, — более легким.
Звуковедение нон легато отличается от легато ясной разграниченностью долей, прерывистой линией, наличием твердых, резко очерченных «точек», укороченными долевыми движениями. Существенным признаком нон легато является увеличение значимости «точки» и сокращение долевых движений. «Точки» в нон легато исполняются упруго, с большой отдачей: долевые движения укорачиваются за счет удлинения моментов, фиксирующих отдачу.
Не теряя основной сущности, прием нон легато может изменяться в зависимости от настроения произведения и его образной сферы. Степень резкости или смягченности нон легато регламентируется также стилем исполняемой музыки, ее жанром, фактурой, динамикой.
|
|
Жест стаккато обычно выполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем (также в зависимости от характера музыки). Показ этого штриха неминуемо связан с акцентированием точек. Они фиксируются очень четко, остро, отчетливо, а путь от точки к точке предельно сокращен. Рука направляется к точке резко ускоряющимся движением, как бы стремясь пробить невидимую плоскость. Соприкоснувшись с «плоскостью» рука так же резко отскакивает от нее, задерживается на мгновение, затем снова падает вниз. Этот момент отскока руки с задержкой в исходном положении особенно характерен.
Наиболее распространенной ошибкой жестового показа стаккато является замена кистевого движения пальцевым и обилие лишних движений. Нужно отметить еще, что плечо и предплечье, сохраняя относительную неподвижность и служа опорой для кисти, никоим образом не должны напрягаться. Напротив, здесь необходима их абсолютная свобода. Иначе дирижерский аппарат неизбежно «зажмется» и не сможет служить орудием выразительного исполнения.
Очевидно, что показ штриха неразрывно связан с динами-кой. Соответствующая динамика усиливает или ослабляет
Средства дирижерской выразительности 215
интенсивность того типа движения, который использовался при показе конкретного штриха. Например, при стаккато в тихой звучности движение к точке производится на малом расстоянии. При крещендо это расстояние увеличивается и, соответственно возрастает скорость. Усиливается при этом и интенсивность «удара» в точку. При диминуэндо происходит обратный процесс.
|
|
Для убедительного показа штрихов важно выработать ощущение «звука» в руке. Выразительность дирижерского жеста в большой мере связана с этим ощущением.
И последнее. В предыдущей главе говорилось о том, что в хоровом исполнительстве понятие «артикуляция» включает в себя не только способ исполнительского произнесения мелодии, но и — значение более узкое — механизм произношения, выговаривания гласных и согласных звуков. В связи с этим и в репетиционной работе, и особенно во время концерта хоровые дирижеры нередко используют приемы и жесты, способствующие активизации артикуляционных органов певцов. Такими приемами могут быть утрированное, энергичное, но беззвучное проговаривание слов и специальные жесты, имитирующие работу артикуляционного аппарата, например чередование «распахивающегося» движения пальцев с собирательным движением; жесты, вызывающие ассоциативные представления, — выталкивающие, разбрасывающие, отбрасывающие, прищелкивающие и т.д.