Глава 7. Концертное исполнение


ность и мягкость всех частей руки (кисти, предплечья, пле­ча), которые в то же время должны быть связаны в едином це­лостном движении. В зависимости от характера произведения, динамики, темпа жест легато может меняться. В произведе­ниях, написанных в очень медленном темпе и требующих яр­кой динамики, он будет сочным, насыщенным; в произведе­ниях, характеризующихся умеренным темпом, — более легким.

Звуковедение нон легато отличается от легато ясной раз­граниченностью долей, прерывистой линией, наличием твер­дых, резко очерченных «точек», укороченными долевыми дви­жениями. Существенным признаком нон легато является увеличение значимости «точки» и сокращение долевых дви­жений. «Точки» в нон легато исполняются упруго, с большой отдачей: долевые движения укорачиваются за счет удлинения моментов, фиксирующих отдачу.

Не теряя основной сущности, прием нон легато может из­меняться в зависимости от настроения произведения и его об­разной сферы. Степень резкости или смягченности нон легато регламентируется также стилем исполняемой музыки, ее жан­ром, фактурой, динамикой.

Жест стаккато обычно выполняется либо одной кистью, либо кистью с предплечьем (также в зависимости от характера музыки). Показ этого штриха неминуемо связан с акцентирова­нием точек. Они фиксируются очень четко, остро, отчетливо, а путь от точки к точке предельно сокращен. Рука направляется к точке резко ускоряющимся движением, как бы стремясь про­бить невидимую плоскость. Соприкоснувшись с «плоскостью» рука так же резко отскакивает от нее, задерживается на мгнове­ние, затем снова падает вниз. Этот момент отскока руки с задер­жкой в исходном положении особенно характерен.

Наиболее распространенной ошибкой жестового показа стаккато является замена кистевого движения пальцевым и обилие лишних движений. Нужно отметить еще, что плечо и предплечье, сохраняя относительную неподвижность и служа опорой для кисти, никоим образом не должны напрягаться. Напротив, здесь необходима их абсолютная свобода. Иначе дирижерский аппарат неизбежно «зажмется» и не сможет слу­жить орудием выразительного исполнения.

Очевидно, что показ штриха неразрывно связан с динами-кой. Соответствующая динамика усиливает или ослабляет


Средства дирижерской выразительности 215

интенсивность того типа движения, который использовался при показе конкретного штриха. Например, при стаккато в тихой звучности движение к точке производится на малом рас­стоянии. При крещендо это расстояние увеличивается и, со­ответственно возрастает скорость. Усиливается при этом и ин­тенсивность «удара» в точку. При диминуэндо происходит обратный процесс.

Для убедительного показа штрихов важно выработать ощу­щение «звука» в руке. Выразительность дирижерского жеста в большой мере связана с этим ощущением.

И последнее. В предыдущей главе говорилось о том, что в хоровом исполнительстве понятие «артикуляция» включает в себя не только способ исполнительского произнесения мело­дии, но и — значение более узкое — механизм произношения, выговаривания гласных и согласных звуков. В связи с этим и в репетиционной работе, и особенно во время концерта хоро­вые дирижеры нередко используют приемы и жесты, способ­ствующие активизации артикуляционных органов певцов. Такими приемами могут быть утрированное, энергичное, но беззвучное проговаривание слов и специальные жесты, ими­тирующие работу артикуляционного аппарата, например че­редование «распахивающегося» движения пальцев с собира­тельным движением; жесты, вызывающие ассоциативные представления, — выталкивающие, разбрасывающие, отбра­сывающие, прищелкивающие и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: