рируя точку упора звуковых волн в твердое нёбо. Точно так же раскрытая веером ладонь с выпрямленными пальцами будет соответствовать требованию максимального открытия рта. Соответственно промежуточные положения кисти и пальцев будут отвечать той или иной степени прикрытости или открытости звука.
Пальцы, самая легкая, тонкая и выразительная часть руки, могут собирать и рассеивать, истончать и утолщать, сужать и расширять звук. Пальцы, собранные вместе и слегка вытянутые, свидетельствуют о стремлении дирижера собрать звук, сделать его более определенным и темброво единым. Большой и указательный пальцы, соединенные в кольцо, создают представление об узком, тонком звуке. Угловая кисть с цепкими, напряженными пальцами служит передачей жесткого, сурового тембра.
Рука, собранная в кулак, создает представление о мужественном волевом характере образа, в то же время вызывает к жизни соответствующий этому характеру тембр. Рука, поднятая вверх, вызывая представление о героике, торжественности, патетике, косвенно указывает на соответствующую этой эмоциональной сфере яркую окраску звука.
|
|
Тембровая окраска голоса тесно связана с его насыщенностью. Поэтому для отображения характера звука дирижеру следует передать ощущение звукового потока, его плотности, протяженности и весомости. Звук как бы тянется за рукой и несколько напряженными пальцами. Это мышечное напряжение (точнее, имитация напряжения) способствует достижению непрерывности, насыщенности звука.
В моменты, требующие яркой, подчеркнутой эмоциональности, дирижеры нередко обращаются к показу вибрато как к проявлению эмоциональной наполненности самого звука, используя жест, имитирующий прием исполнения вибрато на смычковых инструментах.