Глава 7. Концертное исполнение


рируя точку упора звуковых волн в твердое нёбо. Точно так же раскрытая веером ладонь с выпрямленными пальцами бу­дет соответствовать требованию максимального открытия рта. Соответственно промежуточные положения кисти и пальцев будут отвечать той или иной степени прикрытости или откры­тости звука.

Пальцы, самая легкая, тонкая и выразительная часть руки, могут собирать и рассеивать, истончать и утолщать, сужать и расширять звук. Пальцы, собранные вместе и слегка вытяну­тые, свидетельствуют о стремлении дирижера собрать звук, сделать его более определенным и темброво единым. Большой и указательный пальцы, соединенные в кольцо, создают пред­ставление об узком, тонком звуке. Угловая кисть с цепкими, напряженными пальцами служит передачей жесткого, суро­вого тембра.

Рука, собранная в кулак, создает представление о муже­ственном волевом характере образа, в то же время вызывает к жизни соответствующий этому характеру тембр. Рука, под­нятая вверх, вызывая представление о героике, торжествен­ности, патетике, косвенно указывает на соответствующую этой эмоциональной сфере яркую окраску звука.

Тембровая окраска голоса тесно связана с его насыщеннос­тью. Поэтому для отображения характера звука дирижеру сле­дует передать ощущение звукового потока, его плотности, про­тяженности и весомости. Звук как бы тянется за рукой и несколько напряженными пальцами. Это мышечное напряже­ние (точнее, имитация напряжения) способствует достижению непрерывности, насыщенности звука.

В моменты, требующие яркой, подчеркнутой эмоциональ­ности, дирижеры нередко обращаются к показу вибрато как к проявлению эмоциональной наполненности самого звука, ис­пользуя жест, имитирующий прием исполнения вибрато на смычковых инструментах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: