Рекомендации по выполнению семиотического анализа коллажа

Семиотический анализ коллажа

_____ ____
(Название коллажа)

  1. Два семиотических плана знака:

План выражения:

План содержания:

  1. Семиотические треугольники:
Денотат  
Знак  
Десигнат  
Денотат  
Знак  
Десигнат  
  1. Семантические и синтаксические отношения между знаками
  2. Коннотации
  3. Контекст

Рекомендации по выполнению семиотического анализа коллажа

1. Выделите два семиотических плана знака (план выражения и план содержания).

План выражения – совокупность определенным образом организованной области материальных средств, служащих для передачи языковых сообщений.

План содержания – организованная определенным образом область всего того, что может быть предметом языкового сообщения.

Пример 1: План выражения – совокупность образов политических деятелей современности и недавней истории. Изображены Дж. Бул-младший, Н. Саркози, С. Берлускони, Г. Браун, А. Меркель, стилизованные под внешность В. Ленина на фоне красного флага с характерными лозунгами: «Землю - крестьянам!», «Фабрики – рабочим!», «Финансовый контроль – государствам!»

План содержания – сообщение о принятии международных решений в сфере мировой экономики, направленных на преодоление мирового финансового кризиса. Исходя из данного изображения, видно, что эти решения могут быть связаны с усилением роли государства во внутренне- и внешнеэкономическом пространстве. Как известно, СССР было первой в мире страной с полностью огусадрствленной экономикой.

2. Начертите семиотический треугольник для каждого анализируемого знака, определите его денотат, знак и десигнат.

Денотат – вещь в самом широком смысле, как нечто, что может быть названо и обозначено собственным именем. Референт (сообщающий) – обозначаемый знаком объект, внешний объект, к которому относится знак. Референт – предмет мысли, с которым соотнесено данное языковое выражение; это сущность, к которой отсылает некоторое слово, или то, чему оно соответствует в окружающем мире, или во внеязыковой действительности. Референтом может быть объект, качество, действия или действительные события. Референт может также задействовать и воображаемый мир, как в случае слова химера. Референтом может быть описание или идея, высказанные в виде целого множества слов.

Знак – материальный чувственно-воспринимаемый объект, который символически, условно представляет и отсылает к обозначенному им предмету, явлению, действию или событию, свойству, связи или отношению предметов, явлений, действий, событий, сигнализирует о предмете, явлении, свойстве и т.п., который им обозначается. Материализуя мысленные образы, знак дает возможность накоплять, хранить и передавать информацию. Репрезентамент – материальная оболочка знака, форма, которую принимает знак: вербальный, акустический, визуальный образ.

Десигнат (обозначение) – значение имени, то, о чем идет речь. Интерпретант – интерпретация знака – смысл, который порождает знак.

Пример 2: Денотатом выступают рисунок В.И. Ленина и современные политические деятели, стилизованные под его внешность (направление взгляда, усы и борода), знамя коммунистической партии Советского Союза и коммунистические лозунги.

Знак коллажа представляет собой коммунистические идеи, на которые обратили внимание главы капиталистических стран.

В качестве десигната выступает тот факт, что вышеупомянутые политики принимают решения, направленные на преодоление мирового финансового кризиса. В качестве инструмента они используют элементы государственного регулирования экономики, характерные для социалистической системы государственного управления. Интерпретируемый знак указывает на общность взглядов глав капиталистических стран и коммунистического лидера на решение экономических проблем.

3. В каких синтаксических и семантических отношениях находится данный знак с другими в данном коммуникативном акте (событии коммуникации)?

Семантика – исследование смысловой стороны знаков (слов) и символов (выражений), отношения между знаками, а также изменения значения знаков (слов) в ходе развития события и практической деятельности человека.

Синтаксис (составление, построение, порядок) – представление связей и отношений, существующих между объектами при помощи знаков (символов); правила преобразования, т.е. получение из одних высказываний других путем применения к первым определенных логических операций. К синтаксису относится описание отношений между словами и группами слов (знаков).

Пример 3: Семантические отношения: Если дымящиеся доллары показывают само событие (т.е. кризис), то фигура с кейсом изображает последствия этого события (т.е. как это отразится на людях).

Синтаксические отношения: Дымящиеся доллары-башни расположены за спиной Буша, то есть как факт уже произошедший и реализовавший свои последствия. Башни расположены слева, а фигура Буша справа. В нашей культуре текст принято читать слева направо, поэтому визуальный текст логично ведет нас от причины к следствию – от горящих купюр к президенту-оборванцу.

4. Какие дополнительные значения (коннотации) получает данный знак?

Коннотация – прием, при помощи которого некоторый термин, помимо значений, приписанных ему словарем (денотативные значения), приобретает дополнительную ценность, вытекающую из контекста, в котором он употреблен. В этом смысле означающее «белый» помимо выражения цвета может иметь коннотации «желание», «отсутствие», «духовность», «смерть» и т.д. в зависимости от условий употребления.

5. Как использование знака зависит от контекста? Проанализируйте использование вербальных и невербальных знаков, которые содержит коллаж, в различных коммуникативных средах (торговой, производственной, политической, образовательной, туристической, транспортной, городской и т.п.).

Контекст – любой текст, предшествующий или сопровождающий любую означающую единицу. От контекста порой зависит и ее значение.

Литература:

  1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс. – 1989. – 616 с.
  2. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. – СПб., 1998. – 250 с.
  3. Розин В.М. Семиотические исследования. – М.: Пер Сэ. – 2001. – 256 с.

_____________________________
© Корытникова Надежда Владимировна


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: