Творчество Жана Огюста Доминика Энгра.(1780 – 1867)

Классицист, его творчество представляет второй период развития классицизма (и захватывает третий). Тр.:

· Античность (ск. и жив.) Преимущ. греческая скульптура.

· Возрождение эпохи дученто (Джотто), кватроченто (флорентийская школа – Липпи, Синьорелли), Мазаччо. Высокое возрождение (Рафаэль)

· 17 век. Пуссен. Философия того времени: мир понимается как стабильная и неизменная система, порядок вечен.

Энгр видит свою задачу в том, чтобы подхватить нить этого искусства, показать преемственность поколений.

Тематика произведений:

· Произведения на античные сюжеты, но преимущественно на литературной основе (Гомер) («Послы Агамемнона у Ахилла», «Зевс и Фетида»). Обр. к ним на протяжении всей жизни.

· Лит. Сюжеты (Оссиан – «Сон Оссиана», Данте)

· Темы связанные с историей прошлого, значимыми деятелями (Смерть Леонардо да Винчи», «Обет Людовика XIII»

· Работы по истории современности (Сюда же можно отнести портреты Наполеона)

· Религиозная тематика (которую он считал проявленной в каждой работе). Чисто религ. темы: «Христос передаёт Петру ключи от рая», «Муч-во св. Сифариона»).

· Восточные мотивы (реалистич. изобр. отд. перс, атрибутов гарема, одалисок). Восток понимался как символ идеального пространства. Постижение культуры Востока демонстрировало способ постижения идеала – упокоенности, приближенности к мудрости (качество внутреннего покоя вообще понимается им как приближенность к мудрости)

· В кач. темы для него выступает сам человек. Человеческая форма, фигура преследует цель явления идеи Бога. Поиск адекватной формы воплощения божественного составляет предмет тематических поисков Энгра.

Оговаривает темы к которым следует обращаться живописцу. Таковыми для него являются: справедливость, история, религия (приоритет в пользу религии. «Живопись – изображение духовных понятий, хотя и воплощённых в телесных формах»).

Жанры:

· Портрет (концепция человека, наделённого эталонными качествами покоя, устойчивости, уверенности в себе. Человек, владеющий собой и пространством вокруг себя. Объединяющее начало всех портретов – чувство собственного достоинства.). Ориентировка на портрет эпохи Возрождения (Рафаэль). Характерно создание дистанции между объектом изображения и зрителем (цель стремления – дотянуться до этой меры) «Луи Франсуа Бертен».

· Историческая живопись (понимает широко: сцены лит. произв. и события прошлого) Историческая живопись выстраивает качество всеобщего в человеке, даёт типическое. Он возводит изображаемое в ранг событий священной истории.

· Ню. На первый взгляд лишены сюжетности, но это всегда религиозная картина. Духовное понятие: гармония человеческого тела и духа. «Купальщица Вальпинсона».

Художественный язык:

· Значение контура

· Доминанта линейности

· Черты ареоклассицизма (линейность, ясность, множественность, замкнутость, плоскостность)

· Фризообразность, доминанта плана в идейном содержании работы

Уравновешенные композиции

· Рама выполняет роль границы, внутри которой сконцентрирована суть

· Скульптурный характер живописи

· Использование одних и тех же элементов и поз

· Искажение пропорций человеческих фигур (концентрация духовного понятия. Форма, теряя изобразительность приобретает качество символичное)

· Внимание к деталям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: