Скульптура 19 века развивается преимущественно в русле двух стилей – классицизма и романтизма. Скульптура в это время является одним из видов искусства, моделирующий эталон. Она лишена иллюзорности, изобразительна. Скульптура в это время воспринимается как физическая форма, которая выступает наиболее характерной оболочкой божественной сущности.
Основные жанры: мемориальная скульптура, портрет, античные сюжеты (эталон находится в прошлом, герой современности уподобляется античному герою. Два направления:
Классицизм: Канова (надгробия, портрет), Гудон (портрет, мемориальная скульптура, античные сюжеты), Торвальдсен (античные сюжеты), Шадов (портрет, парадная скульптура – квадрига)
·.в начале века определяется как ампирский стиль
· ориентация на античные памятники, сюжеты из античной мифологии.
· тесна взаимосвязь с живописными традициями 19 века (гл. идеологом здесь выступал Давид, а сама живопись обладала качеством скульптурности). преобладание линеарности, и как следствие особое значение контура, который понимается как предел, дающий форму сути
|
|
· замкнутость – вытекает из роли контура
· множественность, которая заключается в чёткой обработке и просматриваемости отдельных деталей
· плоскостность, которая в рельефах выстраивается как фризовость, а в круглой скульптуре как фронтальность, преобладание одной точки зрения, наличие единой оси, относительно которой располагаются все элементы, уравновешенность.
· совмещение художественного материала связанного с современностью и античного сюжета, наделение конкретного портретируемого персонажа качествами божества, в образе которого он представляется
· ориентация на античность, которая проявляется в выборе материала – преимущественно мрамор
· дидактичность, простые геометрические формы, устойчивость композиции
В живописи же Главная страна – Франция. во Франции – передовой во всех отношениях стране, пережившей революцию, – новые идеалы и представления, в основном, получили выражение в традиционных формах. Господствующей тенденцией французского изобразительного искусства становится классицизм, или неоклассицизм, как его часто называют в отличие от классицизма предшествующих эпох (ХУП столетия). Он сохраняет свое значение, частично или полностью, и в искусстве некоторых других стран.
Рубеж. Тв-во Давида. Худ мат опр акт- ист-ситуацией (французская революция, установление республики). Революция – стремление реализовать новый мир, потребность в реализации этого мира. Демократизм – прообраз демократического устройства в античности. Гражданский классицизм. Воспитание общественных гражданских идеалов, дидактичность. Доминанта общественного над личным, долга над чувством. Обращение к античности, монументальность.
|
|
Новая программа. Энгр. Нивелируется гражданское активное начало. Опора на классицизм предшествующих эпох (Античность и Возрождение), на творчество Рафаэля; востребовано всеобщее качество красоты, претендующее на качество вечности. Смещение от общественных, гражданских идеалов к общечеловеческим.
Тематика: античные сюжеты, литературная основа сюжетов. Истории прошлого, истории современности, религиозная тематика, восточные мотивы. Восток – как символ чудесного места, идеального пространства. Человек востока – созерцательность, самопогружённость, оторванность от суеты бытия, качество внутреннего покоя, которое равно качеству мудрости. В центре интересов всегда человек. Жанры: портрет (не считал значительным. Концепция человека, наделённого божественными качествами, ориентир на портреты Рафаэля).
Из всего вышесказанного можно заметить чрезвычайное сходство между произведениями живописи и скульптуры искусства.
Стоит отметить, что в обоих случаях сказались традиции скульптурного оформления фронтонов. Если в первом случае это влияние было прямым, то во втором – опосредованным. Обратимся к данным принципам:
Можно сказать, что некоторым приемом скульптурности будет являться и особое применение света и тени, которые дают персонажам впечатление объемности, тем самым, делая живопись более материальной. Если скульптура объемна и располагается в трехмерном пространстве, то есть она в меньшей степени, чем живопись обладает качеством иллюзорности, Также связь со скульптурой можно проследить в живописи в изображении персонажей. Так как в скульптуре увековечивали и изображали людей идеальных, призванных стать эталоном для последующих поколений, то и в «Апофеозе Гомера», мы можем видеть этот принцип. Изображены выдающиеся личности прошлого, главным из которых, наподобие божества выделяется Гомер как «первоисточник и образец всего прекрасного как в искусстве, так и литературе».На мировоззренческом уровне, живописное полотно и скульптура фронтона также схожи. Это, во-первых, следует из самих принципов классицизма, строящихся на идее эманации единого во многое, бесконечного в конечные формы. А во-вторых, проявлено в самой форме фронтона и изображенного храма, имеющего покатые стороны крыши и ионический ордер. Также момент эманации выражаются в таких понятиях как «монументальность», «ясность», «замкнутость» и т.д., свойственных данному произведению.
Творчество Иоганна Генриха Фюсли.(1742 - 1825) – швейц.худ., рисовальщик, гравер, поэт и литер. критик конца XVІІІ - начала XІX века. Совместно с Уильямом Блейком, - у истоков з.евр. романтизма. Ученическими- швейцарский и первый лондонский периоды- до 1760 года.:
· барочные традиции Германии и творчество Микел-ло. Несам-сть;
· преимущественно над иллюстрациями к книгам («Тиль Уленшпигель»), техника – графика и акварель.
· Обращение к литературным (Шекспир) и философским источникам (Берк). - изображение фантастических и ужасных моментов, через переживание которых человек должен был испытать «катарсис»;
· Гротескность, карикатурное преувеличение лиц и ужимок;
· Контраст ярких световых пятен и глубоких теней;
· Беспокойность сюжетов;
· Использование фантастических форм;
Пи: Серия иллюстраций к книге «Тиль Уленшпигель»;«Гарик и миссис Причард».
проживанием в Италии с 1770 по 1779 годы. – собст. Ориг. манера письма + самостоят.:
· Сочетание барочных, маньеристических и классицистических традиций. Особ. внимание -Микеланджело («Страшный Суд») и Веронезе –изображение преувеличенно деформированных пропорций тел, вытянутых и скрученных, а также преувеличенная мускулатура фигур, как идеал совершенства;
|
|
· Обращение к философии Лафотера, - типизация образов в их гротескности - максимально точно отразить и обнажить чувства человека (страх, ненависть и т.д.);
· Аллегоричность и символичность изображаемых фигур;
· Преувеличения трагического и пессимистического настроения;
· Обращение к общечеловеческим образам. Истор.- не интересовали; сознательно не признавал работы с натуры, так как максимально обобщенно явить сущность человеческих страстей, посредством человеческих образов, как модель.
· Сюжеты из литер. Пр. Шекспира (весь спектр человеческих страстей от трагических до комических состояний), Мильтона и Данте;
· Динамичность композиции как передача телесных и душевных движений;
· Соединение гротеска, бытовых деталей, фантастики и чертовщины. Одновр аллегоричность и символичность работ;