XІX век во многом был обусловлен переломным моментом в истории Западной Европы - Великой Французской Революцией (1789-1799), которая надолго определила пути развития европейской культуры. В новых условиях проводилась рефлексия над прошлым и выбор дальнейшего пути, сформировалась новая система жизненных и духовных ценностей, причем достаточно неоднородная, послужившая появлению разнообразных творческих концепций в рамках художественной жизни европейских стран. Эволюция этих художественных направлений весьма условна, зачастую они существовали и даже взаимодействовали в одном временном промежутке. Архитектура перестала быть стилеобразующей, скульптура и живопись стали развиваться обособлено от нее.
Все образовавшиеся направления в искусстве наиболее полно проявились в ведущих западноевропейских странах: Франции, Англии и Германии.
Архитектура развивалась в нескольких направлениях:
· Ретроспективизм - обращение к элементам древнегреческой и готической архитектуры как идеалу красоты и модели мира, которую пытались построить в XІX веке, и их точное воспроизведение. Прежде всего, возводились общественные здания (застава Виллет в Париже, К.-Н. Леду).
|
|
· Рационализм ( кон XVІІІ - нач XІX) – геометрическая, лаконичная и функциональная арх-ра (Проект г. Шо, К.Леду).
· Ампир – «имперский» парадный классицизм XІX века как строительство принципиально нового искусства для новой страны. Базой выступали эпоха античности и классицизма XVІІ века. Хар-но: ансамблевость, пышность убранства (Триумфальная арка на площади Звезды, Ж.-Ф. Шальгрен).
· Неоготика – цитирование элементов готической арх-ры (Англия), совмещение светскости и святости (Мемориал Альберта, Дж. Скотт).
· Конструктивизм (2/2 XІX века) – инженерная арх-ра, использующая нов. материал и опирающаяся на традиции готики, такие как явленность остова и конструкции, отсутствие стены (Эйфелева башня в Париже, Эйфель).
· Эклектика - (архитектура выбора) конгломерат арх-х элементов различных стилей, смешанных в одном сооружении (Сакре-Кер в Париже, П. Абади).
· Стандартизация архитектурных форм в кон XІX века – массовые архитектурные сооружения для рабочих. Черты: казарменность, экономия площади, регулярная планировка, минимальная толщина стен.
Творчество Теодора Руссо. (1812-1867). – фр. Худ.
· Учился у пейзажиста. Изучал Лоррена, гол. Пейзаж-ов в Лувре, и современных англ. пейзажистов, писал с натуры в окрестностях. Парижа
· Влияние Констебла, Рёйсдала и Хабемы
· Вместо традиционного путешествия в Италию Руссо отправился странствовать по провинциям Франции. Каждый период карьеры отмечен путешествием. В 30 г – в Овернь, где открывает дикие места, создаёт романтические пейзажи («Пейзаж в Оверни»), 31 – в Нормандию, где изучает светоносность морского неба.
|
|
· Изображение широкого горизонта. Большое внимание небу.
· также исходил из пристального изучения природы, но, в отличие от Коро, скорее, был эпик и трезвый наблюдатель.
· В работу над картиной Руссо вкладывал огромный труд, по многу раз переписывая один и тот же холст и стремясь каждый раз добиться максимального совершенства.
· Излюбленные мотивы его пейзажей - равнины, группы дубов, глухие деревенские улочки.
· нет жанровых сцен, человеческие фигуры чаще всего оказываются цветовыми пятнами, оттеняющими освещение или отмечающими глубину пространства.
· Живописи Руссо свойственна большая материальность и конкретность. Это ее ведущее качество не противоречило передаче настроения в пейзаже. Художник достигал его, объединяя изображение общим тоном. Краски его картин сильно потемнели и сейчас трудно судить о колористических достижениях художника.
· концепция национального пейзажа; обыденность утверждается как нечто значимое; монументальность
· Только зимний пейзаж (без людей) впервые.
· 48 год – новый период (второй). поселился в Барбизоне. Лес Фонтенбло.
· глава барбизонской школы
· Пантеизм
· 1860 г. Передаёт сияние чистого воздуха с помощью мазков чистой краски в форме запятой. Эта техника передана Моне и Сислею и стала хар-на для импр-ма.
· 62 – создаёт монохромные наброски.
· Известность в конце жизни. Выставка в 1855.