double arrow

Лекция 11. Эстетические основания культуры

31. Эстетическая культура. Эстетическое — это такое отношение субъекта к объекту, в котором выявляется степень совершенства и гармоничности человека и мира и которое провоцирует активную творческую деятельность по повышению степени совершенства. Эстетическое отношение является важным условием и средством оптимизации отношений человека и мира и полноты жизнеощущения, которые связаны с переживанием счастья. Без эстетического наш мир превратился бы в мрачный, скучный и унылый. Эстетическая культура является не какой-то самостоятельной, реальной «вещью», но лишь особым углом зрения на мир, аспектом восприятия мира.

Эстетическое отношение воплощается в двух этапах, относительно самостоятельных видах деятельности: субъективации (восприятии и переживании) и объективации (выражении оценки и творчестве).

32. Объективные и субъективные основания эстетического. В связи с тем, что эстетическое рассматривается как отношение субъекта к объекту, необходимо рассмотреть объективную и субъективную стороны эстетического. В объективной стороне важными основаниями эстетического являются такие закономерные явления как пропорция, симметрия, ритм. Наиболее известная пропорция — золотое сечение (отношение частей отрезка, где целое относится к большей части так, как эта большая — к меньшей; числовое выражение — 1,618). Симметрия бывает — прямая, обратная, зеркальная, вращения. Симметрия обычно нам нравится, но строгая симметрия вызывает впечатление механистичности, мертвого. Ритм — основа жизни; правильный, устойчивый ритм называется остинатным, но музыканты путем «раскачивания» (запаздывания или опережения) ритма добиваются у публики состояний возбуждения и экстаза.

Субъективная сторона эстетического воплощается в эстетическом опыте человека, который формируется на основе усвоения авторитетного опыта учителя и накапливания личного опыта эстетической деятельности. Важнейшим элементом опыта является эстетический вкус как способность квалифицированной оценки эстетических феноменов на основе сравнения их со шкалой абсолютных эстетических ценностей.

33. Основные функции искусства. Когда древний человек изображал на стене пещеры или на прибрежной скале какое-то животное, то искусство это или нет? Прежде, чем ответить на это вопрос, нужно выяснить, для чего он это делал? Если он готовился к завтрашней охоте, а по мифологическим представлениям, изображение и объект практически одно и то же, то здесь имеется всего лишь промысловая магия, никакого отношения к искусству это не имеет. Таким образом, выяснить сущность искусства можно лишь обнаружив его функции. Важнейшие функции искусства:

аксиологическая функция является ведущей, ибо никакая наука не может так емко и убедительно аккумулировать и передавать мир ценностей социальной общности, поэтому играет роль аккумулятора ценностей и, по определению М. С. Кагана, искусство ‑ это универсальная образная модель жизнедеятельности человечества;

‑ коммуникативная - искусство является и полем, и объектом, и материалом коммуникации и общения людей, ибо выражает общезначимые, общеинтересные смыслы и ценности жизни;

‑ просветительская ‑ выражается в распространении накопленного ценностного опыта, стандартов и способов жизни, искусство учит, как лучше жить, как с меньшими потерями решать жизненные проблемы;

‑ гедонистическая ‑ сосредотачивает внимание на удовольствии, наслаждении, развлечении, которое доставляет восприятие произведения искусства;

‑ воспитательная ‑ одна из важнейших, потому что общество через искусство обеспечивает социализацию, приобщение людей, особенно молодежи, к формам и способам рекомендуемого, позитивного, нравственного поведения и решения жизненных проблем;

‑ познавательная ‑ искусство может служить источником информации, с помощью искусства мы действительно познаем мир, но это знание не обязательно является абсолютно точным и достоверным, поэтому данная функция не может считаться главной, лишь второстепенной, вспомогательной, и преувеличение ее роли чревато негативными последствиями, так как появляется соблазн сравнивать искусство с наукой, которая дает более объективную и достоверную информацию, в результате такого сравнения возникает недооценка искусства;

‑ мифологическая ‑ также одна из самых важных функций, ибо человек нуждается в удовлетворении своей потребности в иллюзиях, искусство ‑ один из наиболее распространенных в современной культуре источников надежд и мифов;

‑ эстетическая функция делает притягательным все, что создает нам искусство, придает ему такую форму, которая доставляет нам наслаждение от восприятия его, одновременно гармонизирует и оптимизирует наш мир;

‑ прогностическая ‑ искусство помогает осмыслить прошлое и, подобно зеркалу, разглядеть себя и то, что за нашей спиной, то есть будущее, выстраивает проект завтрашнего мира;

‑ суггестивная функция ‑ внушающая, заражающая эмоциями и настроениями, системой ценностей;

‑ творческо-преобразовательная ‑ получив опыт гармонизации человеческих отношений, мы преобразуем себя и перестраиваем мир по этому образцу;

‑ компенсаторная ‑ если же реальная жизнь не поддается преобразовательному воздействию в настоящий момент, то искусство позволяет пережить воображаемую гармонию социальных отношений, перенося реальное воздействие на мир в область будущего, в область надежд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: