Вопрос №5. Место и роль образа Айвенго как «героя средней линии». Личные отношения и исторические события, их связь и взаимовлияние. Роль любовной интриги в романе

1) "Герой средней линии" означает, что Айвенго, в отличие и от саксонцев, и тем более от нормандцев, воюет не за национальную принадлежность, а за собственную честь.

Как идеализирован образ короля Ричарда Львиное Сердце, уступающий поэтому другим, более реальным образам романа, так идеализирован и образ верного слуги его - Айвенго, превращённый в рыцаря без страха и упрёка, выделяющийся своей неправдоподобностью, неубедительностью среди других образов романа, таких живых, таких «типических», по определению Белинского. Не помогает этому и предисловие автора, где он указывает на подлинность происхождения имени Айвенго.

"Тогда был в наказанье взят

У Хемпдена поместий ряд:

Тринг, Винг, Айвенго. Был он рад

Спастись ценой таких утрат."

Это имя соответствовало замыслу автора в двух отношениях: во-первых, оно звучит на староанглийский лад; во-вторых, в нём нет никаких указаний относительно характера произведения. Последнему обстоятельству автор придавал большое значение. Так называемые «захватывающие» заглавия прежде всего служат интересам книгопродавцов или издателей, которые с помощью этих заглавий продают книгу прежде, чем она вышла из печати. Но автор, допустивший, чтобы к его ещё не изданному произведению было искусственно привлечено внимание публики, ставит себя в затруднительное положение: если, возбудив всеобщие ожидания, он не сможет их удовлетворить, это может стать роковым для его литературной славы».

Дав заглавному герою фамилию из староанглийских собственных имён, В. Скотт действительно ничем не рисковал и ничего не потерял, но усилить образ в глазах многих не смог. Но без приукрашенного, вымышленного образа «рыцаря без страха и упрёка», как и без приукрашенного образа короля Ричарда Львиное Сердце не было бы романа. Не без внимания останется и останется на века образ доблестного рыцаря Айвенго, подлинного «рыцаря без страха и упрёка».

Айвенго – идеальный рыцарь и к тому же саксонец. Писатель просто не мог допустить малейшей его неудачи или промаха. Он абсолютно предан своему суверену – королю Ричарду, абсолютно любит леди Ровену. Поскольку великодушная Ревекка вылечила его от ран, он считает долгом своей рыцарской чести спасти ее, будь она хоть сто раз еврейкой. Ослабевший от потери крови, не весьма готовый к поединку со столь серьезным противником, он пренебрегает подобными пустяками, ибо честь для него действительно превыше всего.

2) У Вальтера Скотта в его романах обрисовывается только тот период жизни героя, когда он становится участником исторических событий, когда выявляется связь каждого человека с движением истории. И причина всего того, что происходит с героем, заключается не в «случайности» или «судьбе», а в большом социальном конфликте, в котором участвуют те главные силы, которые вступают в борьбу в данную историческую эпоху, составляют движущую, «действующую» силу истории. В этом проявляется сходство с шекспировскими драмами – герои яркие, сильные, их характеры резко очерчены, это свободные натуры – и большинство таких героев появляется по концепции Вальтера Скотта именно в эпоху Средневековья.

3) «Айвенго» - пример описания древней эпохи языком эпохи современной. Драматизм и сюжет романа неизбежно требовал любовной интриги и приключений, и то, что не всегда вписывалось в реальную жизнь исторических лиц, отдавалось лицам вымышленным. Реальный исторический факт – постоянная борьба саксонских аристократов с норманнскими пришлецами. Но романтическая линия «Айвенго» (история самого Айвенго, Ровены, Ревекки и Бриана де Буагильбера) – вымысел Скотта.

«Айвенго долго и счастливо жил с Ровеной. Они любили друг друга еще более оттого, что испытали столько препятствий к своему соединению. Но было бы рискованным слишком подробно допытываться, не приходило ли ему на ум воспоминание о красоте и великодушии Ревекки гораздо чаще, чем то могло понравиться прекрасной наследнице Альфреда».

В общей системе образов романа совсем особое место принадлежит образам Айвенго и Ровены. И не случайно о центральном герое, по имени которого назван весь роман, мы говорим в последнюю очередь. В романах Вальтера Скотта весьма часто (но, разумеется, не всегда) образы главного героя и героини, судьбы и взаимоотношения которых лежат в основе фабулы романа, являются наиболее бесцветными и однотипными.
Вторая любовная линия романа - влюбленность жестокого Буальгибера в Ревекку.

Вопрос №6. Функции «безликого» рассказчика. Актуальная связь с современностью. Жанровое своеобразие: элементы готического и приключенческого романа, роль фольклорных и документальных сведений. Язык романа.

1) Следует отметить общие художественные особенности романов Скотта, ставшие каноническими. Прежде всего, наличие рассказчика – почти безликого, но постоянно присутствующего: он 1) в прямом смысле передает прошлое, 2) служит связующим звеном между прошлым и будущим.

2) В романах о недавнем прошлом повествование тем более преподносится читателю как изустная правда о прежних делах. Писатель избегал параллелей прошлого и настоящего; прошлое – не параллель, а предшествование, источник современности. Опираясь на опыт Шекспира и Дефо, Скотт многое делал по-своему. Так, он изменил соотношение в расстановке вымышленных и реальных персонажей: первый план и бóльшую часть повествования занимают вымышленные фигуры. Если Шекспир следовал сюжету легенды, то Скотт создавал событийную канву сам, представляя легендарных героев заново. Автор создал свыше 2,5 тысяч персонажей, подчиненных одной задаче: создать убедительную историю человеческих судеб в пределах определенной эпохи. Иными словами, цель состояла в том, чтобы показать, почему «люди прошедших веков поступали так, а не иначе под давлением обстоятельств и политических страстей». Способ создания характеров и обстоятельств в исторических романах Скотта будет воспринят историческим романом XIX века.

3) Элементы готики выражены в том, что действие происходит в Средневековье, среди замков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: