Хайдеггер Мартин

Хайдеггер (1889-1976). Взгляды раннего Хайдеггера совмещали герменевтику и экзистенциализм и были посвящены бытийной (онтологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики. Он разработал учение об экзистенциалах – условиях человеческого существования. Их два: положенность (т.е. сам факт пребывания в мире) и понимание (индивид истолковывает свое бытие в мире и место в реальности). Язык – исторический горизонт понимания, определяющий судьбу бытия. Не мы говорим языком, а скорее язык «говорит нами», язык – это «дом бытия» «существо человека покоится в языке». Бытие выражает себя через поэтов, слово которых всегда многозначно; истолковать его и призвана герменевтика. Хайдеггер критикует современный неподлинный язык, отмечает его прикладную задачу - поставлять информацию. Чтобы обрести подлинный язык и снова оказаться вблизи бытия, человек должен научиться молчать. Молчание дает слово самому языку и через него – бытию. Научившись молчать, а значит вслушиваться, мы услышим бытие, сможем понять то о чем и как язык говорит сам с собой. Хайдеггер указывает на то, что именно поэтическое мышление показывает сущность вещи, раскрывает смысл языка. Именно поэт, таким образом, способен приоткрыть тайну языка и дать возможность раскрыться истине.

Хайдеггер оказал влияние не только на своих последователей (Гадамера), но и на критиков (Яспекса, Карнапа, Хабермаса, Адорно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: