Феномен «основной контент»

Текст. Пять важных суждений:

Первое. Необходимо ограничить тему (см. выше) одной или двумя главными мыслями. Это значит, что автор не должен обсуждать более двух-трех признаков объекта.

Второе. Следует уточнить смысл главных ключевых слов (не использовать не общепринятых, не общеизвестных аббревиатур). Мы должны определить содержание и дать объяснение каждого слова, которое появляется в тексте. Можно дать несколько его определений и сослаться на соответствующие источники, оформив цитирование. При этом следует фиксировать, какого определения (из какого источника) автор будет придерживаться. Или сформулировать свое определение, если все другие определения автору представляются неполными, неточными, неадекватными. Автор может предусмотреть «специальный» словарь в конце текста; может пользоваться функцией «сноска»; может, вообще, в начале текста, сразу после вступления, зафиксировать раздел – «терминологическое пространство обсуждаемой проблемы». В этом месте обсуждаются смыслы слов, вынесенных в предварение «ключевые слова» (key words).

Третье. Автор должен представлять себе реципиента, получателя предлагаемого контента, текста статьи. Как бы спросить себя: «А заинтересует ли моего предполагаемого реципиента содержание (тема и название) моей статьи?»; «Является ли название (наименование) достаточно интригующим? Вызывающим желание прочесть текст?».

Четвертое. Автор должен сказать себе: «Мне необходимо «поставить себя» в позицию предполагаемых реципиентов, чтобы представить их возможную реакцию, отношение к тому, что я написал. Если реципиенты ориентированы на тему, она для них актуальна и они настроены благожелательно относительно излагаемой позиции, то нет необходимости углубляться в подробные, детальные доказательства.

В противном случае, автору необходимо выстроить аргументацию, опирающуюся на строго-логические доказательства (высказывания, рассуждения, ссылки, статистические данные); рассмотреть, возможно, мало отличающиеся, а, возможно, и жестко противоположные позиции. Указать позицию, которой придерживается автор, или зафиксировать рамки своей собственной, «авторской».

Пятое. Из текста следует исключить все термины, могущие вызвать непонимание реципиентов или дать пояснение к каждому термину, значение которого может быть непонятным для предполагаемого реципиента.

Таблица 7. Компетенции относительно феномена «установки для контента»

Компетенции относительно феномена Теоретические представления о контенте Теоретические представления о способах изложения (логике выстраивания)
Контент(установки) установки: пять важных суждений: пять важных (групп) компетенций
первое ограничить содержание одной или двумя главными мыслями
второе уточнить смысл (-ы) «ключевых» терминов; пространство контента
третье представлять себе реципиента предлагаемого контента
четвертое «поставить себя» в позицию реципиента и зафиксировать свою.
пятое исключить термины, могущие вызвать непонимание

Феномен «цель статьи»

Текст. Существует очень много определений феномена «цель», но лишь малая их часть приближается к объяснению его смысла. Между тем, один известный философ[14], сказал следующее: …даже самый плохой архитектор, строящий дом, уже тем отличается от самой хорошей пчелы, строящей соты улья, тем, что он сначала «выстраивает этот дом в голове», т.е. мысленно. И, отсюда, цель – это мысленное отражение в сознании субъекта желаемого состояния объекта. При этом возможны различные варианты цели:

- … если актуализирующая, то автор объясняет, конкретизирует, делает очевидным какой-то научный факт; обогащает реципиента новыми теоретическими представлениями об объекте, новыми теоретическими представлениями о возможных способах работы с объектом;

- … если аффективная, то автор убеждает, доказывает необходимость некой новации; мотивирует реципиента на освоение новации и внедрения ее в практику – инновации;

- … если регулятивная, то автор ориентирует на необходимость освоения новых (инновационных) способов деятельности; обогащает реципиента новыми способами деятельности, новыми действиями, операциями, приемами работы с объектом.

Таблица 8. Компетенции относительно феномена «цель статьи»

Компетенции относительно феномена Теоретические представления Теоретические представления о возможных способах Демонстрируемые способы
Цель статьи
Актуализирующая Актуализация объяснить, конкретизировать, сделать очевидным обогащение новыми теоретическими представлениями
Аффективная Аффектация убедить, доказать необходимость новации формирование потребности в новации
Регулятивная Регуляция мотивировать на освоение способов обогащение новыми способами деятельности

Феномен «функция [15] статьи»

Текст.

…если инструктивная,

…то высказывается намерение проинструктировать читателя о неком регламенте деятельности, о некой последовательности действий, о некой совокупности способов и применяемых инструментах… для создания определенного продукта.

В этом случае статья выступает как процедура (-ы) обучения, обогащения читателя компетенциями (теоретическими представлениями об объекте, теоретическими представлениями о возможных способах работы с объектом, описанием реальных демонстраций реализации способов), которых он не имел ранее. Акцент здесь делается на то, ЧТО автор сообщает читателю.

…если проективная,

…то предлагается проект некого регламента (например, конспекта занятия, индивидуального или группового проекта, пособия, нормативного документа…) деятельности, о некой последовательности действий, о некой совокупности способов и применяемых инструментах… для создания определенного продукта.

…если эвристическая,

…то дается описание проблемы, вызванной противоречием между какими-либо объектами, явлениями, фактами… и фиксируется открытие варианта ее решения. Эврика – [от греч. «…heurēka «я нашел»] – восклицание, приписываемое… Архимеду… слово, выражающее…появление удачной мысли, идеи» (5, с. 904); происходит фиксация проблемы в виде эвристического суждения (вопроса, рассуждения, утверждения, констатации, задачи); фиксируются виртуальные варианты решения, выдвигаются гипотезы.

…если компаративная,

…то предлагается сравнительное описание нескольких объектов. Смысл сравнения одного объекта с другим в том, чтобы лучше понять тот, относительно которого происходит сравнение.

Интересен один из эпизодов русско-французского сотрудничества 1994-96 гг. Однажды я делал доклад в Париже о русско-французском проекте. В зале молодая женщина, слушая, глядя на меня и подкрашивая губы, спросила: «А зачем нужен этот франко-русский проект?». Времени на подробный ответ не было. К тому языковые проблемы не позволили бы мне детально, научно и точно (по-французски) предъявить суть проекта. И, тогда, я решил прибегнуть к образу, воспользовавшись ситуацией. Я спросил: «А Вы могли бы накрасить губы, не глядя в зеркало?». – «Да!» - ответила парижанка. - «А с зеркалом удобнее?» - вновь задал вопрос я. – «Ну конечно!» - ответила она. – «Вот и проект позволяет нам увидеть, как зеркале, наш собственный опыт через опыт французских коллег! Это позволяет нам лучше понять самих себя, свой российский опыт».

Этот эпизод помог мне тогда понять, чем должна заниматься компаративная педагогика. Кстати, вопрос о предмете компаративной педагогики до сих пор является дискуссионным.

…если продуктивная,

…то предлагается описание продукта и возможности его использования в различных практиках.

Таблица 9. Компетенции относительно феномена «функция статьи»

Компетенции относительно феномена Теоретические представления о функции Теоретические представления о возможных способах
Функция статьи Инструктивная оснащение теоретических представлениями
Проективная освоение последовательности действий
Эвристическая фиксация нового действия
Компаративная сравнение феноменов
Продуктивная фиксация нового продукта

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: