Текст. Важно очень хорошо начать. Вступление не должно быть:
- вялым или нейтральным. …тогда реакция - равнодушие. Это означает, что эффективность статьи «терпит катастрофу, фиаско». И уж лучше отрицательная реакция, чем никакая… Вступление не должно оставлять реципиента (читателя) равнодушным.
- слишком длинным или слишком коротким. Оно не должно превышать определенного ОБЪЕМА (обычно четвертой, а еще лучше, примерно, пятой части всего объема текста статьи).
- отдельным (т.е. не повторять) от аннотации. Иначе читатель может перестать читать, …так сказать, «мысленно покинуть читальный зал». Не следует смешивать аннотацию с вступлением. Аннотация отвечает на вопрос: «Что Вы найдете в этом тексте?», а вступление – на вопрос: «Что Вас должно привлечь, впечатлить, вызвать интерес?», а еще – «Что Вам необходимо? …Знать?».
- изложением авторских эмоций. Если автору что-то не нравится, то не обязательно уведомлять реципиента об этом в такой форме, как: «Сколько можно терпеть…?», или «До каких пор…?», или «Что же они утверждают…?».
|
|
Лучше обратиться к авторитетному источнику: что-то вроде - «А вот Маркс в азартные игры не играл…а настаивал на прямо противоположном». В любом случае следует избегать эмоционального (личностного) «окрашивания» критического отношения к оппонентам.
- резюмирующим содержание статьи. Это не приведет к увеличению интереса к контенту.
Таблица 11. Компетенции относительно феномена «вступление»: часть первая
Компетенции относительно феномена | Теоретические представления о «вступлении» | Теоретические представления о возможных способах - «начать…» |
вступление | Вступление не должно быть: | Важно очень хорошо начать!!! |
…вялым или нейтральным | Оно не должно оставлять реципи-ента равнодушным. Это катастро-фично. Лучше отрицательная реак-ция, чем никакая. | |
…слишком длинным или слишком коротким | Оно не должно превышать опреде-ленного объема (обычно четвертой или пятой части всего текста). | |
…отдельным от аннотации | …аннотация – что в статье? …вступление – что должно привлечь? | |
…изложением авторских эмоций | Не обнаруживать негативное отно- шение к чему-либо | |
…резюмирующим | …если вывод уже есть, то для чего читать….не следует смешивать резюме с планом…. | |
…излагающим личные трудности | Следует избегать личного уничижения. |
С другой стороны, вступление должно:
- учитывать ситуацию, время и место публикации. Следует обратиться к предполагаемому реципиенту, если это уместно, но не расточать ему любезности, пытаясь «растопить его сердце»;
- опираться на событие, взятое из жизни, особенно, если мы опираемся на официальные тексты, выступления (законы, постановления, приказы, послания Президента,
|
|
- опираться на научный факт, особенно если автор не является главным героем события, например, находки Розеттского камня, как Ф. Шампольон;
- использовать по возможности визуальные эффекты (схемы, рисунки, изображения). Очень полезно использовать какое-либо визуальное средство (например, большой вопросительный знак в тексте).
Таблица 12. Компетенции относительно феномена «вступление»: часть вторая
Компетенции относительно феномена | Теоретические представления о «вступлении» | Теоретические представления о возможных способах - «начать…» |
вступление | …учитывать ситуацию, время и место издания | «умный читатель, конечно, поймет…» |
…опираться на событие, взятое из жизни | особенно если автор является главным героем события: «…нам удалось…», «…мы исследовали…» | |
…опираться на научный факт | особенно если автор не является главным героем события: «…академик Ж. Леутр утверждает, а точка зрения А. де ла Гарандери…». | |
…использовать визуальные эффекты | схемы, рисунки, диаграммы… |