Я знал об этой компании столько, что мог задать не меньше умных вопросов своему интервьюеру, чем он мне. В ходе разговора наши роли поменялись.Спрашивать стал я.
Виктор Кайам
Собеседование должно быть сотрудничеством. Задайте интервьюеру пару вопросов, пусть он расскажет о себе. Немного польстите ему. Будьте хорошим слушателем, представьте себе, что вы ведете ток-шоу. Держите в запасе пару анекдотов, владейте ситуацией, будьте готовы к трудным вопросам. Приготовьте к выходу в эфир тридцатисекундную рекламную паузу. Продавайте себя весело, не будьте занудой.
Интервьюер уже в первые минуты разговора знает, хочет ли он принять вас на работу. Исходя из своего темперамента или текущего душевного состояния, взвинтите или успокойте себя, прежде чем войти. Вы кто — боец или миротворец? Что вам поможет — энергичная зажигательная музыка или медитация?
Произведите хорошее первое впечатление. Язык тела говорит о вас красноречивее всяких слов. Войдите уверенно, с серьезным видом пожмите интервьюеру руку, сядьте и держите голову высоко поднятой.
|
|
Прорепетируйте основные вопросы, задаваемые на собеседованиях, типа "Расскажите немного о себе", чтобы у вас в уме был уже готовый ответ вместо бессвязного потока слов. Еще один вопрос, который может застать вас врасплох: "Кем вы видите себя в следующие пять лет?" Пять лет!
Будьте готовы объяснить пробелы в своем резюме. У вас могут поинтересоваться, какой, по вашему мнению, ваш главный недостаток.
Переведите разговор с обсуждения того, как отчаянно вы нуждаетесь в этой работе ("иначе у меня арестуют имущество за невозврат кредита"), на обсуждение интересов интервьюера как работодателя. Ваш разговор должен проходить в терминах их выгоды.
Как вы можете удовлетворить их потребности? Они могут и не понимать полезности вашей квалификации и навыков, поэтому помогите им: "Мои навыки и опыт работы дизайнером веб-сайтов в Интернет-магазине Аmazon.com помогут вашей компании в оформлении и рас-
134 Карьера для творческого человека
крутке собственного веб-сайта, через который вы сможете успешно продавать все ваше барахло". Все еще чувствуете себя неуверенно? Ладно, попробуйте следующее:
Поставьте себя на их место. Что бы вы хотели услышать, если бы были интервьюером?
Используйте метафоры (это помогает быстрее понять, что вы пытаетесь сказать), истории (люди запоминают их), цитаты (они сами за себя говорят), цифры и статистику (это показывает, что вы знаете свое дело), примеры (доказывает, что вы занимались этим раньше).
Возьмите с собой портфолио, чтобы можно было устроить "рассказ в картинках".
|
|
Возьмите с собой блокнот. В крайнем случае, вы можете притвориться, что записываете в нем что-то, чтобы успокоиться. Скорее всего, во время собеседования у вас возникнет ощущение отстраненности или нервозной растерянности, и вы захотите записать, что именно вас попросят прислать, или сделать пометки, которые помогут вам составить благодарственное письмо.
Оставайтесь самим собой и будьте искренни. Кристин Крикко, ассистент главного редактора журнала "Космополитен", сказала: "У меня не было опыта работы в журналах, но Бонни выбрала меня из нескольких более квалифицированных кандидатов, потому что почувствовала мой энтузиазм и знание потребностей рядового читателя".
Будьте позитивно настроены. Давайте конкретные ответы с примерами. Всегда неплохо заметить, что вы отлично работаете команде, или поведать, как вы улучшили финансовое положение компании, в которой работали до этого.
А вот что сразу выделит вас на фоне 99,9% остальных кандидатов: наличие ясной цели и сосредоточенность на своих будущих перспективах, а также способность сформулировать их.
Выдайте им одну или две идеи. Этим вы покажете, что у вас вообще есть идеи. Тем не менее, не следует на первом же собеседовании предлагать план реорганизации компании, в которую вы хотите устроиться на работу.
Принесите дополнительные копии вашего резюме, мини-портфолио, рекомендательные письма, визитные карточки, — словом, все, что вы могли бы оставить интервьюеру после собеседования. (Все это должно быть красивым и аккуратным. Не вынимайте из карманов мятых бумажек.)
Старайтесь закончить собеседование убедительным финальным аккордом. Заранее позаботьтесь, чтобы после неизбежного "У вас есть какие-нибудь вопросы?", у вас оказался в запасе хотя бы один.
Курс молодого бойца
Выразительный или изящный уход. Подведите итоги беседы и спросите, каков будет следующий шаг. Закончите вопросом, что вы можете для них сделать. Люди запоминают только первое и последнее из всего, что услышат от вас.
Отправьте благодарственное письмо, независимо от того, получите вы работу или нет. Это ваш последний шанс произвести приятное впечатление.
Не делайте этого!
Есть несколько позиций, которые гарантируют, что работу вы не получите. Прежде всего, не ходите на собеседование, пока и в самом деле не захотите, чтобы вас приняли. Независимо от того, насколько хорошо вы умеете притворяться, опытный интервьюер способен увидеть вас насквозь и понять, насколько вы хороши на самом деле.
Не опаздывайте (врываясь в офис работодателя взволнованным и потным).
Не перебивайте, иначе вы можете поспешно прийти к неверным заключениям и своими несвоевременными высказываниями или ответами сами себя скомпрометируете. Сосредоточьтесь, выслушайте, а потом отвечайте.
Приходите на интервью без следов поцелуев, не показывайте свои татуировки.
Не жалуйтесь и не критикуйте своих предыдущих работодателей. Большинство компаний ищут людей, способных решать проблемы, а не создавать их.
Не курите перед интервью. Если уж вам во что бы то ни стало надо покурить, — возьмите с собой средство для устранения неприятного запаха изо рта.
Никакого пирсинга в поле зрения. Вы не должны выглядеть вызывающе. Вы же хотите, чтобы потенциальные работодатели обратили внимание на ваши деловые качества, а не на кольцо в носу.
Не расслабляйтесь и не теряйте бдительности. Смекалистый интервьюер постарается создать дружескую, расслабляющую атмосферу, чтобы усыпить вашу бдительность и дать вам шанс... дать ему повод, чтобы отказать вам в приеме на работу. Интервьюер — это не ваш приятель, поэтому не начинайте пространно рассказывать ему о тех старых добрых временах, когда вы...
|
|
Не используйте старые избитые клише типа "Я легко нахожу общий язык с людьми" или "Я все схватываю налету". Поверьте, их от этого уже тошнит. Подчеркните эти свои качества, только найдите другой способ сказать это.
Карьера для творческого человека
Не спешите. Расслабьтесь, отвечайте на вопросы не спеша.
Уходите вовремя. Не злоупотребляйте хорошим приемом.
Не говорите лишнего. Некоторые вещи, о которых вас не могут спросить легально, проскальзывают, когда вас просят "рассказать что-нибудь о себе". "Ну, я — тридцатилетний еврей гомосексуальной ориентации, и меня уволили с последней работы за то, что я украл секреты компании и продал их китайцам". Вас же не спрашивают об этом, поэтому запомните: "Не спрашивают — не болтай!"
Не волнуйтесь слишком сильно за оценки в вашем дипломе или об отсутствии у вас высшего образования, не позволяйте этому факту заставить вас сомневаться в себе. Сосредоточьтесь на своих творческих способностях, деловых навыках, энергии. Напомните себе, что Билл Гейтс с треском вылетел из института, но это не так уж сильно повредило ему.
Не будьте слишком сдержанны, чтобы не показаться незаинтересованным. Вы понимаете, о чем я говорю. Вы не хотите выглядеть слишком озабоченным и поэтому надеваете маску невозмутимости. Хорошо, когда вы отвечаете на вопросы в стиле "работал-там-делал-это", но, по крайней мере, постарайтесь выглядеть так, что вам хочется делать это еще и еще, но уже в другой компании.
Не грубите секретарю или секретарше в приемной. Он или она при желании могут как помочь вам, так и "завалить" вашу кандидатуру.