Заключение. Начало военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии вывело этнополитический конфликт в Косово на качественно новый уровень

Начало военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии вывело этнополитический конфликт в Косово на качественно новый уровень. Собственно, с конца марта 1999 г. проблема урегулирования очередного кризиса на Балканах уже не сводится лишь к ситуации в Косово и ее международным аспектам. Речь идет об остром международном кризисе регионального масштаба, включающем первую полномасштабную войну на территории Европы после 1945 г., гуманитарную катастрофу, затронувшую ряд балканских стран, а также серьезную напряженность в отношениях между Россией и странами Запада, в первую очередь США.

Оценивать эффективность военной операции НАТО против СРЮ преждевременно. Сложность такой оценки усугубляется тем, что она во многом зависит от выбранного угла зрения. Уже сейчас очевидно, что рассматривать эту проблему следует по крайней мере с двух сторон: с точки зрения внутри- и внешнеполитических интересов стран НАТО, принявших участие в операции, а также руководства Югославии, с одной стороны, и в плане содействия разрешению этнополитического конфликта в Косово и придания процессу мирного урегулирования необратимого характера - с другой.

Первые военные и в особенности политические итоги военной операции НАТО против СРЮ носят весьма неоднозначный характер. Более того, объективная ограниченность военно-силовых методов как способов решения сложных политических, социально-экономических, этнических, религиозных и других противоречий, составляющих содержание современных региональных конфликтов, заведомо предопределяет ее невысокую эффективность в плане придания процессам мирного урегулирования необратимого характера. В конечном cчете за любой войной следует мир, и рано или поздно мировому сообществу и властям Югославии придется вернуться за стол переговоров и возобновить поиск мирных путей урегулирования этнополитического конфликта в Косово.

Не отдавая явного предпочтения какому-либо из существующих вариантов мирного урегулирования, большинство авторов предлагаемой вниманию читателя коллективной монографии видят выход из сложившейся ситуации прежде всего в поиске общебалканского решения проблемы Косово и других этнополитических кризисов и конфликтов в регионе. Следует отметить, что эта идея находит все бЛльшую международную поддержку.

Поставив перед собой вначале ограниченную цель силой принудить Белград к принятию конкретного варианта решения косовской проблемы, Запад в результате стремительного развития событий оказался вынужден действовать в более широком и сложном региональном контексте. Частное военное решение фактически лишь загоняет проблему вглубь, создавая условия для возобновления конфликта, в том числе в виде нового раунда балканских войн. НАТО, начавшее операцию против Югославии в качестве проверки новой стратегической концепции альянса, будет вынуждено не только извлечь уроки из операции, но так или иначе скорректировать в свете этих уроков свою концепцию.

Действительная стабилизация обстановки на Балканах потребует серьезных и длительных усилий со стороны многих институтов и организаций, таких, как ООН, ОБСЕ, Европейский Союз. Важнейшим направлением этих усилий должно стать экономическое восстановление Югославии, масштабная помощь соседним государствам, интеграция Юго-Восточной Европы в общеконтинентальное экономическое пространство.

Россия в результате косовского кризиса оказалась в положении, когда от ее действий может зависеть многое и на региональном, и на общеевропейском уровне. Москва в последнее время постоянно выступает за политическое решение международных проблем, отвергая саму возможность применения силы. В этих условиях важной задачей российской политики и дипломатии является выработка реалистичных и конкретных предложений по урегулированию конфликтных ситуаций. Это относится не только к Югославии и Балканам в целом, но и к ситуациям вокруг Ирака, Северной Кореи и ряду других. Определенные преимущества, которыми Россия обладает как страна, не вовлеченная в косовский кризис, могут быть с успехом использованы ею не только для поднятия собственного престижа, но и для практического формирования благоприятной международной среды на континенте.

Более того, косовский кризис должен заставить российское руководство задуматься о стратегии урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве, которые остаются законсервированными, но представляют потенциальную опасность. Пассивность Москвы, в особенности в приднестровском и грузино-абхазском конфликтах, может в определенных условиях привести к кризисам, которые, в отличие от косовского, затронут Россию непосредственным образом. В обоих этих случаях, а также в Нагорном Карабахе и на Северном Кавказе, укрепление безопасности и стабильности не может быть обеспечено только системой политических и военных мер. Необходим всеобъемлющий подход, предусматривающий как экономические стимулы, так и организацию субрегионального сотрудничества, приводящего к взаимозависимости.

Косовский кризис - это кризис, ставящий вопрос о контурах и принципах новой Европы. Эскалация конфликта до масштабов, которые он принял весной 1999 г., свидетельствует о неспособности европейских государств и их институтов самостоятельно справиться с вызовами безопасности на континенте. Этот кризис - вызов Европейскому Союзу, претендующему на ведущую роль не только в экономике, но и в политике, а в перспективе и в области безопасности в рамках расширяющейся Европы. Активная и конструктивная роль Евросоюза на Балканах поможет формированию Большой Европы, в то время как пассивность и несогласованность действий ЕС сузит его перспективы.

Важнейшим измерением косовского кризиса является напряженность, настолько резко обострившаяся в отношениях между Россией и США, что следует говорить о самом серьезном кризисе в двусторонних отношениях с 1991 г. Глубинной причиной этого кризиса, конечно, является не косовский конфликт и не операция НАТО в Югославии как таковые - хотя они способствовали "переходу количества в качество", - а неспособность и отчасти нежелание политических элит обеих стран выработать реалистичную формулу отношений после окончания "холодной войны". Сейчас, когда опасности, с которыми сопряжено такое положение дел, стали очевидны для всех, невозможно дольше откладывать серьезную работу по "инвентаризации" обоюдных интересов и проблем и выработке на этой основе новых правил игры между Москвой и Вашингтоном.

Дмитрий ТРЕНИН
Екатерина СТЕПАНОВА

май 1999 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: