Проблема человека в истории философии» к чему бы не обращалась философия, какие бы не рассматривала проблемы, в конечном счете она никогда не забывает о главном – о человеке, о смысле его существования.
Философы античности рассматривали человека как образ Космоса, как "малый мир", микрокосм. Социальное и природное часто отождествлялось ими. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела.
В христианстве человек рассматривался как образ и подобие Бога. Плоть человека - арена низменных страстей и желаний.
Фил. эпохи Возрождения (Ренессанса) анализирует человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными духовными достоинствами.
Фил. Нового времени видела в человеке, прежде всего его духовную сущность.Чел.- это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Ясное содержание души –сознание.
Гегель развивает идею историчности человека.Для него чел.-носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.
Марксизм считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности. «Философия жизни» (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает волю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессознательное.
Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознательном.Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость личности, считает, что переживания изначально направленны на внешний мир.
Экзистенциализм (Сартр, Камю) пытается "спасти" человека, изолируя его от жизни, от тех реальных связей, которые существуют у человека с миром природы и общества. Страх, тоска и отчаяние отталкивает его от бытия, человек замыкается в самом себе, в своем одиночестве.
человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть однозначным, одномерным. Абсолютизация того или иного измерения человеческой сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Отдельные "образы человека" не исключают, а дополняют друг друга. Такой подход к проблеме позволяет обнаружить все то ценное, что имеется в различных философско-антропологических версиях с античности до наших дней.
«Социально-природная сущность бытия человека»
Наряду с физическими силами и способностями в творческой деятельности человека участвуют его психические силы и способности. Существенным моментом человеческой деятельности является познание объективной реальности.
Анализируя сущность бытия человека, можно выделить следующие характеризующие его моменты:
- жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс
удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляемых на основе материального производства;
- жизнедеятельность человека представляет собой процесс
сознательной, целесообразной деятельности, направленной на познание и преобразование мира;
- жизнедеятельность есть процесс свободной, творческой
деятельности по отношению к миру и самому человеку, процесс, в котором необходимость свободы становится необходимым условием самой жизнедеятельности.
С учетом вышесказанного можно дать следующее определение человека как уникального существа:
Человек – это биосоциальное существо, отличительной чертой которого является обладание членораздельной речью и сознанием. Оно генетически связанно с другими формами жизни, но выделилось из них благодаря трудовой деятельности.
Существует два способа бытия человека – «извне» и «изнутри». В первом случае оно выступает продуктом действия космических сил и исторических социальных обстоятельств, во втором - как носитель индивидуального начала и как возможность существования. «Смысл жизни как функция человеческого бытия» необходимо помнить, что при анализе бытия человека, нельзя обойти вниманием вопрос о смысле человеческого существования. Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятельности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека. Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности, вместе с этими изменениями изменяется и смысл жизни. К тому же, человек существует во многих формах бытия, поэтому смысл его жизни многомерен.В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных подхода к решению этой проблемы:
- Смысл жизни находится за пределами жизни - в объективных
порядках высшего бытия, в надличностных ценностях, в Боге.
С этой точки зрения, единственное, что делает осознанной жизнь и придает ей абсолютный смысл, так это действенное соучастие в жизни, направляемой сверхъестественными силами.
- Смысл жизни изначально присущ жизни в ееглубинных
основаниях, иными словами, ценность и смысл жизни - в самой жизни.
Согласно данному подходу, человек способен переустроить мир на началах добра и справедливсти. Эта прогрессивная цель и придает смысл человеческому существованию.
- Смысл жизни задается самим человеком, благодаря его усилиям
по самореализации.
Согласно данному подходу, жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла. Только человек благодаря своей деятельности, сознательно или бессознательно, преднамеренно или стихийно придает ей смысл и тем самым выбирает и созидает свою человеческую сущность.
каждый индивид может проектировать свой способ бытия и его стиль, но при этом он всегда исходит из некоторых допущений о подлинности определенных, коренящихся в самой жизни, ценностей, исходит из определенного понимания смысла жизни и целей жизнедеятельности. Кроме этого вопрос о выборе человеком смысла жизни детерминирован социальными условиями, тем или иным уровнем культуры, религиозными догмами, а так же макро- и микросредой, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность.