Тема 14. Бытие человека как проблема философии

Проблема человека в истории философии» к чему бы не обращалась философия, какие бы не рассматривала проблемы, в конечном счете она никогда не забывает о главном – о человеке, о смысле его существования.

Философы античности рассматривали чело­века как образ Космоса, как "малый мир", микрокосм. Социальное и природное часто отождествлялось ими. Платон понимал человека как комбинацию души и тела, считал, что душа принадлежит к миру идей. Аристотель настаивал на единстве души и тела.

В христианстве человек рассматривался как образ и подо­бие Бога. Плоть человека - арена низменных страстей и желаний.

Фил. эпохи Возрождения (Ренессанса) анализирует человека как автономное существо, как живую целостность. Единство души и тела - это преимущество человека перед другими созданиями. Человек есть чувствующее тело с характерными для него многочисленными духовными достоинствами.

Фил. Нового времени видела в человеке, прежде всего его духовную сущность.Чел.- это разумное существо. Тело и душа не имеют ничего общего. Ясное содержание души –сознание.

Гегель развивает идею историчности человека.Для него чел.-носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Марксизм считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует свойства личности. «Философия жизни» (Ницше, Бергсон) на первый план выдвигает во­лю, интуицию. Сознанию часто противопоставляется бессознательное.

Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. Истоки религии, культуры, всего человеческого он видит в бессознатель­ном.Феноменология (Гуссерль) стремится преодолеть замкнутость личности, считает, что переживания изначально направленны на внешний мир.

Экзистенциализм (Сартр, Камю) пытается "спасти" человека, изолируя его от жизни, от тех реальных связей, которые существуют у человека с миром природы и общества. Страх, тоска и отчаяние отталкивает его от бытия, человек замыкается в самом себе, в своем одиночестве.

человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть однозначным, одномерным. Абсолютизация того или иного изме­рения человеческой сущности не позволяет понять человека во всей полноте его бытия. Отдельные "образы человека" не исключают, а дополняют друг друга. Такой подход к проблеме по­зволяет обнаружить все то ценное, что имеется в различных философско-антропологических версиях с античности до наших дней.

«Социально-природная сущность бытия человека»

Наряду с физическими силами и способностями в творческой деятельности человека участвуют его психические силы и способности. Существенным моментом человеческой деятельности является познание объективной реальности.

Анализируя сущность бытия человека, можно выделить следующие характеризующие его моменты:

- жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс

удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей, осуществляемых на основе материального производства;

- жизнедеятельность человека представляет собой процесс

сознательной, целесообразной деятельности, направленной на познание и преобразование мира;

- жизнедеятельность есть процесс свободной, творческой

деятельности по отношению к миру и самому человеку, процесс, в котором необходимость свободы становится необходимым усло­вием самой жизнедеятельности.

С учетом вышесказанного можно дать следующее определение человека как уникального существа:

Человекэто биосоциальное существо, отличительной чертой которого является обладание членораздельной речью и сознанием. Оно гене­тически связанно с другими формами жизни, но выделилось из них благодаря трудовой деятельности.

Существует два способа бытия человека – «извне» и «изнутри». В первом случае оно выступает продуктом действия космических сил и ис­торических социальных обстоятельств, во втором - как носитель индивидуального начала и как возможность существования. «Смысл жизни как функция человеческого бытия» необходимо помнить, что при анализе бытия человека, нельзя обойти вниманием вопрос о смысле человеческого существования. Смысл жизни представляет собой осмысление человеком своего предназначения, «самооправдания» своей жизнедеятельности. Он включает в себя цели, идеалы, установки, умонастроение и линию поведения человека. Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек изменяется в связи с изменениями в общественных отношениях, в личной жизни, в формах жизнедеятельности, вместе с этими изменениями изменяется и смысл жизни. К тому же, человек существует во многих формах бытия, поэтому смысл его жизни многомерен.В истории духовных исканий человечества можно выделить три главных подхода к решению этой проблемы:

  1. Смысл жизни находится за пределами жизни - в объективных

поряд­ках высшего бытия, в надличностных ценностях, в Боге.

С этой точки зрения, единственное, что делает осознанной жизнь и придает ей абсолютный смысл, так это действенное соучастие в жизни, направляемой сверхъестественными силами.

  1. Смысл жизни изначально присущ жизни в ееглубинных

основаниях, иными словами, ценность и смысл жизни - в самой жизни.

Согласно данному подходу, человек способен переустроить мир на началах добра и справедливсти. Эта прогрессивная цель и придает смысл человеческому существованию.

  1. Смысл жизни задается самим человеком, бла­годаря его усилиям

по самореализации.

Согласно данному подходу, жизнь сама по себе не имеет раз и навсегда заданного смысла. Только человек благодаря своей деятельности, сознательно или бессознательно, преднамеренно или стихийно придает ей смысл и тем самым выбирает и созидает свою человеческую сущность.

каждый индивид может проектировать свой способ бытия и его стиль, но при этом он всегда исходит из некоторых допущений о подлинности определенных, коренящихся в самой жизни, ценностей, исходит из определенного понимания смысла жизни и целей жизнедеятельности. Кроме этого вопрос о выборе человеком смысла жизни детерминирован социальными условиями, тем или иным уровнем культуры, религиозными догмами, а так же макро- и микросредой, в которой осуществляется человеческая жизнедеятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: