Тема 15. Личность и общество

"Личность, ее основные признаки и взаимосвязь с обществом" Под индивидом понимается единичный представитель человеческого рода без учета его биологических особенностей, специфики реальной жизни и деятельности. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие человека.Что касается понятий “человек” и “личность”, то нередко допускается их отождествление, приводящее к ошибкам, неточностям, о которых следует знать. Все дело в том, что в соотношении понятий “человек”, и “личность”, необходимо различать их объем и содержание. По объему эти понятия тождественны, так как все люди, независимо от пола, расы, национальности - личности. Понятие «личность» характеризует общественную сторону человека. В-третьих, человек является материальным носителем личности,а последняя выражает совокупность общественных свойств человека.Иначе говоря, понятие “личность” обозначает тот же предмет, что и понятие “человек”, но уже поднявшийся до определенного уровня социализации. Личность – это отдельный человек с определенными чертами характера, индивидуальными способностями и наклонностями.

Личность - это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое “Я” из “не - Я” и не только осознавший свои взаимоотношения с “не - Я”, но и активно воздействующий на “не - Я” в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности.

“Соотношение необходимости, свободы и ответственности в деятельности свобода представляется как возможность индивида в любой момент действовать так, как он желает. Конечно, такой произвол ничего общего с подлинной свободой не имеет. Философы-материалисты утверждают, что в развитии природы и общества господствует необходимость, которую человек в состоянии познать и действовать в соответствии с ней.

свобода - есть, познанная необходимость и обусловленная этим практическая деятельность человека. Чтобы быть свободным - надо познавать объективную необходимость и на основе этого знания определять цели, принимать оптимальные решения и на практике воплощать их в действительность.

“Необходимость” первична. В природе и обществе она существует в форме объективных законов. Непознанные законы проявляют себя как “слепая” необходимость. Человек, не познавший их, остается несвободным. Чем глубже и полнее он познал их, тем свободней и осознанней является его деятельность. В этом смысле, свобода состоит не в независимости от объективной необходимости, а в умении принимать решения с учетом имеющегося знания. Применительно к личности, живущей и действующей в обществе, свобода есть право делать все, что дозволено законами, выражающими познанную необходимость.

Уяснение общего понимания свободы позволяет выделить и ее конкретные аспекты. Среди них на первый план выдвигается свобода экономическая, предполагающая не только свободу от эксплуатации, но и свободу принятия экономических решений и действий.Очень важна свобода политическая, состоящая в таком наборе гражданских прав, который обеспечивает гражданину не только нормальную жизнедеятельность, но и гарантирует ему всеобщее и равное избирательное право, прямое участие в управлении общественными делами, возможность объединяться в политические партии, движения.Не менее значимой является свобода духовная. Она не мыслима без свободного выбора мировоззрения, идеологии, системы нравственных ценностей, а также без свободы совести, (т. е. права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), без свободы распространения в обществе прогрессивных взглядов, борьбы против пропаганды войны, расовой и национальной исключительности и ненависти.Свобода личности не абсолютна, а относительна, из ее относительности исходят все демократически ориентированные правовые документы, определяющие границы свободы. Относительность свободы получает свое воплощение в ответственности личности перед другими личностями и обществом. Если свобода означает для личности возможность выбора той или иной формы действия в конкретной ситуации на основе познанной необходимости, то ответственность есть способность личности принимать соответствующие обстановке решения, предвидеть последствия своих действий и отвечать за них перед обществом.Ответственность выступает мерой свободы личности. Боязнь ответственности, уклонение от нее - одно из негативных качеств личности. Сознание ответственности, готовность принять ее на себя - черта личности, лежащая в основе доверия к ней.

Важнейшими из них являются: а) политическая;б)правовая;в)гражданская;г)моральная, д) административная.

существует индивидуальная, коллективная, а также различные виды профессиональной ответственности. Это указывает на то, что в обществе не может быть личности, свободной от ответственности в какой-либо форме.

“Социальные роли личности. Роль личности в историческом процессе

Но исходная, базисная роль личности заключена, во-первых, в том, что она является тружеником независимо от общественного разделения труда и характера общественного строя. Во-вторых, личность всегда стремится выступать в роли собственника, используя для этого не только результаты своего труда, но и свои физические и интеллектуальные способности. В-третьих, личность всегда проявляет себя как потребитель производимых обществом материальных ценностей. В-четвертых, поскольку первичной ячейкой общества является семья, то личности в той или иной мере приходится выполнять роль семьянина, состоящую в хозяйственно-бытовой деятельности и воспитании своих детей. В-пятых, значимость личности определяется тем, насколько полно выполняет она роль гражданина своей страны, пользующегося предоставленными ему правами и выполняющему свои обязанности. В этой роли личность может быть активным или пассивным участником политической жизни, честным налогоплательщиком или скрывающим свои доходы, занимать определенную позицию в проведении экологической политики и т.п.

Наконец, личность играет огромную роль в защите своей страны от любых форм внешней агрессии, направленных против ее суверенитета. К агрессивным действиям сегодня относят не только военное нападение, но и все методы экономического, политического, дипломатического и духовного насилия.

следует уяснить существующие представления о роли личности в истории.

- волюнтаризм, который, отрицая объективный характер законов общественного развития, утверждает, что развитие общества зависит от воли “героев”, ведущих за собой “толпу”. Здесь провозглашается идея определяющей роли личности в историческом процессе.

- Фатализм, наоборот, отрицая роль личности, считает, что в человеческой истории все предопределено судьбой, что человек не способен влиять на предначертанный ход событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: