Тематические разработки

Содержательные аспекты и особенности драматургии предлагаемых тематических разработок обусловлены доминирующими методами педагогического воздействия в 5-8-x классах, учитывающими психофизиологические особенности учащихся, накопленный ими жизненный и художественно-творческий опыт.

Разработки целенаправленно ориентированы на:

- развитие способности к эмоциональному переживанию получаемых знаний как достояния собственной культуры;

- активизацию "ассоциативного поля" как способа художественного освоения бытия;

- выявление и разностороннее развитие созидательных устремлений школьников;

- моделирование состояния вдохновения, спонтанной проблемно-диалогической ситуаций;

- оптимизацию целостного художественного восприятия, нацеленного на активное осознание внутренних связей между различными видами искусства, определяемое единством всей художественно-творческой деятельности учащихся;

- развитие историзма мышления, историко-системного видения художественной картины мира на основе изучения фольклора, а также региональных особенностей культуры, искусства.

Предлагаемые разработки не исчерпывают путей и способов реализации конкретных тем-сюжетов: они призваны служить определенным ориентиром в сотворческих поисках учителя и учеников. Ход занятий, привлекаемый художественный, исторический материал может варьироваться, обогащаться, сокращаться, распределяться на несколько уроков в зависимости от педагогических целей и задач, уровня подготовленности школьников, а также национальных и региональных культурно-художественных традиций.

Тема: "Музыка: время, события, люди" (страницы отечественной истории в опере А.П. Бородина "Князь Игорь")

Цель урока: пробудить у учащихся интерес к прошлому, обогатить их образные представления об исторических событиях, способствовать укреплению чувства патриотизма на основе нравственно-эмоциональных переживаний.

Задача урока: показать способы воплощения исторических фактов в художественных образах музыки, литературы, живописи, соотнесение их с реальными прототипами.

Материал: "Слово о полку Игореве"; фрагменты из оперы А.П.Бородина "Князь Игорь"; фрагменты из балета Б.Тищенко "Ярославна"; Л.Пригожина "Слово о полку Игореве"; репродукция картин В.В.Васнецова "Богатыри" и "После побоища Игоря Святославича с половцами"; иллюстрации В.Фаворского к "Слову о полку Игореве"; эскизы декораций ("Половецкий стан") и костюмов (Половчанка и Половчанин) Н К.Рериха.

Методы: наблюдение, образное сравнение, ассоциативный поиск.

Содержание

Учитель предлагает школьникам вспомнить "Музыкальные версии" исторических событий XII века, созданные во второй половине XIX столетия. Звучит фрагмент пролога из оперы А.П.Бородина "Князь Игорь", либретто которой основано как на подлинных исторических документах, летописях, так и на литературном памятнике "Слово о полку Игореве".

Необходимо обратить внимание учащихся на первые реплики у Игоря. Они звучат на фоне хора и в отдельные моменты с ним сливаются. Музыка пронизана призывными интонациями, придающими ей активный, целеустремленный характер.

Задание: сопоставить облик Игоря, воплощенный в опере и "Слове".

Целесообразно провести с учащимися беседу в вопросо-ответной форме относительно исторических событий того времени, обратив при этом особое внимание на личность князя Игоря Святославича, мотивацию его поступков, историю похода Игоря против половцев в 1185 году запечатленную в «Слове о полку Игореве».

Правы будут те школьники, которые отметят, что "литературным" Игорем руководят честолюбивые желания, стремление к личной славе; "оперный" Игорь в большей степени благороден и выдержан; им в первую очередь движет долг перед Родиной и народом.

Затем учитель показывает репродукцию картины В.Васнецова "После побоища Игоря Святославовича с половцами" и побуждает школьников к сравнению литературного и живописного образов:

1. Навеяно эмоциональное состояние картины впечатлением от прочтения литературного произведения или художник дает иную интерпретацию данного события?

2. Стремится ли Васнецов к иллюстрации исторических фактов?

3. Чем отличаются изображения половцев и русских воинов?

В процессе анализа выясняется, что художник не стремится к иллюстративности, тем не менее он воссоздает фольклорно-поэтический образ старины. Картина лишена атрибутов сражения. В центре ее — юноша, княжич и русский воин — богатырь, изображенные в величественных позах, в нарядных одеждах. Вслед за автором "Слова" художник славит героику подвига во имя Родины. Половцы изображены иначе: позы некрасивы, тела искривлены, обезображены.

Подводя итоги сравнительного анализа, учащиеся приходят к выводу об оптимистичности концепции "Слова" и картины В.Васнецова.

Задание: сравнить образы, воссозданные в "Слове", опере и картине.

В процессе выполнения задания выясняется, что более близкими являются живописная и музыкальная версии, в которых личность Игоря идеализирована и воспринимается как цельная эпическая фигура.

Звучит ария Игоря из второго действия оперы. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Какими музыкальными средствами (интонация в вокальной партии, в оркестре, ладовые особенности) передает состояние Игоря композитор?

2. Меняется ли настроение героя на протяжении арии и каким образом?

Правильный ход рассуждений приведет школьников к тому, что реальный Игорь, попав в плен, терзался муками уязвленного самолюбия, так как был первым русским князем, попавшим к половцам. Игорь в опере переживает свой плен и поражение как большую трагедию. В начале арии господствует настроение скорбного раздумья. В музыке слышны напряженные интонации, стонущие секундовые хоры, декламация на одной ноте. Фразы завершаются "бессильным", "никнущим" мелодическим оборотом. Тональный колорит мрачный. В основной части арии характер меняется, становится мужественным, волевым, решительным, напоминает марш (благодаря использованию энергичного ритма), воспринимается словно страстный порыв: Игорь и в плену ощущает себя воином, гордость его не сломлена. Важно напомнить, что в опере, в отличие от "Слова", в образе Игоря высвечены в основном его положительные черты, он предстает как идеальный герой, не имеющий омрачающего прошлого. Но вместе с тем композитор не может совсем отступить от исторической правды, поэтому наряду с осознанием своей чести и славы, Игорь тяжело переживает собственный позор — именно в этот момент арии драматизм достигает наивысшего развития.

Задание: какой цветовой гаммой можно обрисовать кульминацию арии и подходы к ней.

Учитель предлагает детям охарактеризовать образ противника Игоря — Кончака, исторической личности, неординарного воина своего времени.

Звучит ария Кончака из второго действия оперы. С целью более глубокого раскрытия сложного образа и показа драматургического конфликта демонстрируется эскиз декорации Н.К.Рериха "Половецкий стан", который был использован С.П.Дягилевым при постановке в Париже. В эскизе прекрасно воссоздана атмосфера Востока. Выстроенная по Принципу панорамы, лишенная боковых кулис, декорация поражает своей цветовой гаммой, золотисто-алым небом над бесконечной далью степей, с "дымами, столбами", рождается впечатление томного, изысканного вечера.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие черты характера Кончака передает Бородин в музыке?

2. В чем отличие интонационных рисунков арии Кончака и Игоря?

3. Какие краски, из запечатленных в картине, целесообразно использовать, чтобы передать, обрисовать эмоциональное состояние этих действующих лиц в опере?

Учащиеся отмечают, что Кончак в опере — широкая, цельная, волевая натура. Во вступительном.речитативе слышатся то властность и горделивость, то ласковость и вкрадчивость, то великодушие. В эпизоде, где предстает Кончак-воин, музыка передает широкую, величественную поступь (эффект достигается за счет метрической свободы). Вместе с тем музыкальные интонации, характеризующие Кончака, воссоздают его "восточную природу": мелодия волнообразна, извилиста, в ней слышны хроматические изгибы, опевания опорных звуков. Итак, Кончак — царственный властелин, уверенный в своей силе, коварный и вместе с тем вкрадчиво-льстивый. Бородин ярко раскрывает контрастные черты этого образа.

Для достижение глубины своеобразия концепции можно предложить детям следующие вопросы:

1. Какие идеи, цели преследует композитор, давая столь яркую картину половецкого стана?

2. Каков драматургический смыл сопоставления сложных, не однозначных образов Кончака и Игоря?

Задание: сочинить короткий музыкальный диалог главных противоборствующих героев — Кончака и Игоря, перенеся их мысленно в иную историческую эпоху, например в XX век. Особое внимание необходимо обратить на подбор музыкальных интонаций, соответствующих художественно-стилевой системе нынешнего столетия.

В заключение учитель предлагает прослушать фрагменты из Симфонии № 2 и Маленькой сюиты А.П.Бородина: балета "Ярославна" Б.Тищенко и "Слово о полку Игореве" Л.Пригожина.

Домашнее задание:

1. Каков смысл "богатырства" в творческой концепции А.П. Бородина?

2. Кто из русских музыкантов, художников, поэтов, обращался в своем творчестве к героическим страницам отечественной истории?

3. Сочинить музыкальные характеристики-портреты героев В.Васнецова ("Богатыри"), Н.К.Рериха (Половчанка и Половчанин). Подобрать к ним литературные эпиграфы. Исполнить, используя имеющиеся инструментальные и вокальные средства.

Тема: " Полифония в жизни — полифония в музыке".

Цель урока: формирование нравственно-этических и эстетических переживаний у учащихся при восприятии полифонической музыки.

Задача урока: воспитание полифонического мышления в процессе слушания контрапунктического сочетания тем и освоения полифонических форм (канон, инвенция, фуга).

Материал: Р.Щедрин - балет "Анна Каренина"; А.Бородин - "В Средней Азии"; С.Прокофьев - "Петя и Волк"; С.Слонимский - 24 прелюдии и фуги для фортепиано; старинный канон "Братец Яков"; М.Булгаков - "Мастер и Маргарита"; Ч.Айтматов - "И дольше века длится день".

Оборудование: фортепиано, проигрыватель, ксилофон, красные и темно-синие карточки.

Методы: диалог, словесное и цветовое моделирование.

Содержание

Звучит сцена "Скачки" из второго действия балета Р.Щедрина "Анна Каренина"

Задание: Рассказать, какие чувства и настроения передает музыка. Сделать сравнительный анализ прозвучавшего музыкального материала.

1. Сколько различных по характеру тем используется в этом фрагменте?

2. Кому из героев может принадлежать первая тема? Вторая?

Задание: Нарисовать словесный портрет этих героев, их характеров.

Для активизации восприятия школьникам предлагается сымпровизировать танцевально-пластические движения, затем ритмический рисунок, придумать цветовую гамму костюмов.

Каждому ученику раздаются карточки. После предварительного определения жанрового содержания тем устанавливается, что красная карточка условно обозначает бодрый, праздничный, щегольский по своей нарядности марш, а темно-синяя — мотив тревоги, волнения Анны.

Задания: 1. Во время звучания выбрать и показать соответствующую музыкальной теме карточку.

2. Прослушать еще раз произведение и в момент соединения тем поднять обе карточки.

Вопрос для обсуждения: как изменяется образный строй музыки при полифоническом соединении различных по характеру и структуре тем.

Учитель объясняет драматургический смысл полифонического сплетения тем: для того, чтобы рельефнее показать наивысшую точку развития, кульминацию, Щедрин использовал необычный выразительный прием — соединение двух контрастных по содержанию (мелодический, ритмический рисунок, жанр, оркестровка тем). Такое соединение в музыке называется полифонией. Педагог рассказывает о музыкальном искусстве XV - XVII веков, которому столь свойственно было полифоническое начало. Дает понятие о полифонических формах (канон, инвенция, фуга).

Звучит фуга С.М.Слонимского из 24 прелюдий и фуг для фортепиано (по выбору преподавателя).

Задания: 1. Охарактеризовать жанрово-интонационное содержание музыкальных тем прозвучавшего сочинения.

2. Определить драматургию их взаимодействия.

3. Создать цветовую композицию, воплощающую интонационные сферы произведения.

4. Сочинить музыкальную версию, отражающую развитие музыкальных образов фуги.

5. Смоделировать голосом или на имеющихся музыкальных инструментах (по аналогии с фугой С.М.Слонимского) две контрастные по характеру темы и их контрапунктическое соединение.

Полифония как принцип мышления, определенная конструкция присуща не только музыке, но различным видам искусства, в частности литературе, живописи, архитектуре, кинематографу. Поскольку искусство — образное отражение действительности, естественно, что полифония является качественной составляющей жизненных процессов. По существу полифония со свойственной ей многоголосностью реально воплощает многоаспектность бытия, его контрапунктическую структуру. Полифония пронизывает всю нашу жизнь, является отличительным качеством человека; полифоничны взаимоотношения сознания и подсознания, интеллекта и эмоций, души и разума.

Далее в процессе обсуждения проблемы анализируется полифонизм романов М.Булгакова ("Мастер и Маргарита"), Ч.Айтматова ("И дольше века длится день", "Плаха"), фильмов Ф.Феллини ("Репетиция оркестра"), Ф.Дзеферелли ("Кармен") и др.

В заключение учитель предлагает для разучивания один из образов старинной полифонии — двухголосный канон "Братец Яков". Для облегчения запоминания мелодии педагог может воспользоваться графическим изображением ее на доске в виде ступенек музыкальной лестницы.

Под руководством учителя, показывающего вступления голосов, дети сначала небольшим ансамблем, а затем хором исполняют канон. Одному из учащихся поручается отмечать вступление второго голоса ударом по ксилофону.

Домашнее задание:

1. Сочинить мелодию и слова канона для последующего исполнения наиболее удачного варианта на уроке.

2. Назвать музыкальные произведения полифонического склада, определить характер преобразований музыкальных образов в процессе их соединения.

3. Подобрать сочинения из области литературы, изобразительного искусства, базирующиеся на полифонических принципах организации материала.

Тема: " Музыка: время, события, факты" ("Хованщина" Мусоргского и реальные исторические события конца XVII века").

Цель урока: сформулировать у учащихся потребность в постижении исторического процесса, запечатленного в художественном творчестве; углубление понимания назначения искусства как средства познания окружающего мира; осознание его роли в утверждении духовных идеалов.

Задача урока: раскрыть своеобразие способов воплощения реальных исторических событий посредством художественно-образного языка музыки, живописи, литературы.

Материал: фрагменты из опер "Хованщина" М.П.Мусоргского; "Петр I" А.П.Петрова; репродукций картин В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова"; эскизы декорации Ф.Федоровского к опере "Хованщина" ("Стрелецкое гнездо") и костюмов Андрея Хованского, Марфы, стрельцов, дворовых девушек, Ивана Хованского; фрагменты книг В.О.Ключевского "Исторические портреты", С.М.Соловьева "История России с древнейших времен", Н.И.Костомарова "Смутное время Московского государства Российского"; "Житие протопопа Аввакума".

Методы: сравнительный историко-художественный анализ, образное сопоставление, ассоциативный поиск.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: