double arrow

Вопрос 3. Эпистемная линия: позитивизм и неопозитивизм

(продолжительность – 30 минут)

К эпистемной линии в философии можно отнести широкий спектр направлений, о чем мы говорили в начале лекции – прагматизм, феноменологию, неорационализм, структурализм. Мы уже рассмотрели марксизм, который также тяготеет к этой линии, ибо признает философию в качестве науки, отрицает Бога и мистическое измерение бытия.

Но наиболее ярко и последовательно эта линия представлена в философии позитивизма и неопозитивизма, к рассмотрению которых мы и переходим.

В центре внимания позитивизмавопрос о взаимоотношении философии и науки. Позитивизм – это, в сущности, философская реакция на ускорившийся во второй половине 19-го века рост авторитета и возможностей науки. Позитивизм – это не только пропаганда научных достижений, это также и вера в превосходство науки над всеми другими формами знания, вера в то, что только наука способна решить все социальные и технические проблемы, что именно науке принадлежит будущее, что только на основе науки возможен прогресс и достижение всеобщего счастья для всех людей на земле. Иными словами, позитивизм – это наиболее последовательное и яркое воплощение сциентизма[12].

Но возвышая науку, позитивизм унижает не только философию, но и все другие формы вненаучного знания – религию, искусство, мифологические и эзотерические учения. Всех эти формы знания позитивисты предлагают выбросить на свалку истории, забывая, что именно на их основе рождалась и развивалась наука, что они дают человеку то, что не может дать наука – ощущение осмысленности жизни, умение видеть прекрасное и понимание значимости добра.

Основоположником позитивизма считается французский философ Огюст Конт (1798 – 1857). Он родился в семье чиновника, в которой царили роялистские и католические настроения; домашняя атмосфера была полна лицемерия и скопидомства. В 14-летнем возрасте, отрекшись от семейных традиций, провозгласил себя неверующим и республиканцем, что на всю жизнь испортило его отношения с родными. С 1814, после окончания лицея, изучал естественные науки в Политехнической школе. Отличался высокими способностями и мятежным характером. В 1816 был исключен за проявленные свободомыслие и бунтарский нрав, что выразилось в выражении протеста против манеры преподавания одного из преподавателей. Давал частные уроки математики, был журналистом, усиленно занимался самообразованием.

Огромное значение для его идейного и интеллектуального развития имело общение с социалистом Сен-Симоном (1760 – 1825), секретарем которого он был с 1817 по 1824, что стало его «университетами» в области общественных наук. Уже в это время Конт вынашивал честолюбивые замыслы создания трудов, призванных перевернуть науку. Его находящиеся под сильным влиянием сен-симонизма взгляды этого периода были подытожены в работе «План научных трудов, необходимых для реорганизации общества» (1822).

Накопившиеся идейные разногласия, а также столкновение по поводу авторства «Плана» привели к разрыву с Сен-Симоном. От первоначального благоговейного и трепетного отношения к своему наставнику Конт эволюционировал в течение своей жизни к дистанцированию от него и публичному отречению от его взглядов.

В 1826 приступил в частном порядке к чтению излагающих его учение лекций. На их основе издал свое основное сочинение «Курс позитивной философии» (т. 1-6, 1830-42), во время работы над которым придерживался режима «гигиены мозга», воздерживаясь от чтения научной литературы, газет и журналов. С 1832 по 1842 преподавал в Политехнической школе, но, из-за конфликта с ее руководством, покинул ее, что осложнило его материальное положение. Существовал на вспомоществование своих учеников и последователей. Опубликовал «Философский трактат о популярной астрономии» (1844), «Позитивистский календарь» (1849).

Смерть горячо любимой жены Клотильды в 1845 привела его к невменяемому состоянию и побудила начертать проект новой религии, подтолкнула к осмыслению роли женщины в обществе, что сказалось, прежде всего, в «Системе позитивной политики» (т. 1-4, 1851-54). Выпустил «Позитивистский катехизис» (1852), «Призыв к консерваторам» (1855).

В 1848 основал «позитивистское общество», которое должно было стать зародышем позитивистской церкви. Безуспешно обращался с советами к Наполеону III, Николаю I, ордену иезуитов и др.

Конту как человеку были присущи вера в свою пророческую миссию и восприятие своей научной деятельности как мессианства. Некоторые его современники видели в нем величайшего мыслителя и морально-религиозного реформатора, другие — умалишенного. Имел мрачный нрав, был эгоцентричен, его обвиняли в неблагодарности. Умер от рака.

Позитивизм Конта – это, во-первых, последовательный эмпиризм. Главный тезис этого учения можно сформулировать так: «Единственным источником истинного знания являются позитивные (конкретные, опытные) науки, такие, как математика, физика, химия, тогда как философия не имеет никакой познавательной ценности, лишена своего предмета и в лучшем случае годна на лишь на то, чтобы систематизировать факты, открываемые науками».

По мнению Конта, любые положения, которые не поддаются точному сопоставлению с фактами, являются «тщетными и бесплодными» и должны быть отброшены. Иначе говоря, «нет никакого достоверного знания, кроме того, которое получено в опыте». В этой связи постановка вопросов о сущности вещей, первопричинах явлений, что характерно для «теологии» и «метафизики», «безусловно недопустима и бессмысленна».

Конт одинаково отвергал позиции материализма и идеализма, теизма и атеизма, фатализма и волюнтаризма, эмпиризма и мистицизма и т. д. Выступил за радикальное отделение науки от «теологии и метафизики» и последовательную эмансипацию от них всех сфер общества.

Свою систему назвал «позитивной» или «положительной философией» и нацелил ее на объективное, реальное, полезное, достоверное, точное, положительное знание в противоположность химерическому, бесполезному, сомнительному и отрицательному. Ее задачей является описание опытных данных и их систематизация, выявление законов, управляющих явлениями и способствующих рациональному предвидению, познание феноменов, а не сущностей.

По мнению мыслителя, наука должна отвечать только на вопрос «как?», и не должна пытаться ответить на «почему?». Это придавало контизму агностическую окраску. Другим недостатком позитивистской методологии является абсолютизация методологии естествознания – Конт признает только эмпирические методы познания, наблюдение, эксперимент, сравнения, и принижает роль в познании теоретических методов (анализа, синтеза и др.).

Философия, согласно Конту, не имеет своего предмета и метода и должна быть коренным образом перестроена, отбросив «метафизическое» содержание (в частности, упразднить онтологию и отказаться от многих проблем гносеологии) и сведя свои функции до систематизации знаний, поставляемых конкретными науками и реализации их единства.

Конт выдвинул «закон трех стадий», согласно которому каждая отрасль знания, человечество в целом и всякий индивид проходят в своем поступательном развитии три стадии развития – «теологическую, или фиктивную, «метафизическую, или абстрактную» и «позитивную, или реальную».

«Теологическая» и «метафизическая» стадии характеризуются тем, что происходит измышление сверхопытной реальности, обуславливающей мир действительных явлений. «Теологической стадии», подразделяющейся на фазы «фетишизма», «политеизма» и «монотеизма», свойственна антропоморфизация мнимых сверхопытных начал (боги, духи, души, ангелы и т.д.)

При «метафизической стадии» за явлениями бесплодная и необузданная фантазия человека видит абстрактные начала, «сущности» (идеи, материю, субстанции, монады и т. д.), что Конт считал тавтологией.

На увенчивающей и завершающей развитие «позитивной стадии» происходит отказ от догматических тупиков теологии и метафизики, от их надуманных образов и абстракций. Наука приобретает статус относительного знания, асимптотически приближающегося к истине и отвергающего ориентацию на абсолютное. Ее отличительной чертой является «закон постоянного подчинения воображения наблюдению».

«Теологической» стадии соответствуют древность и раннее средневековье (до 1300), «метафизической» – период до 1800, «позитивистская» начинается с 1800, когда на смену теологическому и военному приходит индустриальный строй.

Наряду с «законом трех стадий» Конт считал своим крупнейшим достижением предложенную им классификацию наук. Построил иерархию наук по объективному основанию – согласно предмету, расположив их в логической и исторической последовательности в соответствии с «убывающей общностью и независимостью» и возрастающей «сложностью» предмета изучения: математика, астрономия, физика, химия, физиология (биология), «социальная физика» (социология). Науки достигают «позитивной стадии» в порядке их классификации.

Считая естественные науки эталоном, полагал необходимым реформирование общественных, гуманитарных наук по их подобию. Отказал в праве на самостоятельное существование истории, психологии, политической экономии и др.

В то же время Конт считается родоначальником социологии как науки в современном ее понимании, именно он ввел самый термин «социология». Считая общество наиболее сложным предметом изучения, рекомендовал использование наблюдения, эксперимента, сравнительного и исторического методов.

Рассматривал общество как органическую целостность, считая индивида абстрактным понятием и предпочитая оперировать категориями «человечество», «эпоха» и «цивилизация». По Конту, в основе общественной жизни лежит эгоизм индивидов, который обуздывается государством, выступающим органом социальной солидарности и проповедующим альтруизм.

Разделил социологию на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая изучает условия существования и законы функционирования социальных систем в соответствии с уровнем достигнутой цивилизации, вторая — прогресса общества в соответствии с «законом трех стадий».

Кредо позитивистской социологии — «порядок и прогресс». Порядок означает стабильность фундаментальных принципов общественной жизни и приверженность большинства членов общества сходным взглядам. Основными элементами общества считал семью, кооперацию, базирующуюся на специализации, и государство.

Рассматривал прогресс как закон общественной эволюции; его движущую силу видел в умственном и духовном развитии. Второстепенные факторы прогресса – материальная жизнь, климат, раса, народонаселение и т. д.

Осмысливая современность, Конт считал, что основные коллизии связаны с противоборством «теологии и метафизики» и соответствующих им политических направлений. Социология же создает научные основы для «позитивной политики» и выхода из тупика, в котором пребывает, согласно Конту, Европа.

Обращая свои взоры к будущему, Конт полагал необходимым для решения всех проблем современности реорганизацию общества на позитивистских началах, моральное реформирование человечества, достижение его духовного единения, всеобщей любви и братания, растворение индивида в обществе. В качестве орудия преобразований рассматривал учреждение позитивистской церкви с резиденцией в Париже, исповедующей культ «Верховного Существа», под которым понималось человечество в единстве его былых и живущих поколений.

Позитивистская церковь устаналивает духовную диктатуру наподобие католической в средневековье. Первоосвященником нового культа считал себя и разрабатывал его детали (обряды рождения, инициации, отцовства, братства, бракосочетания и т.д.), «крестил» и «женил» своих последователей. Предложил календарь позитивистских святых.

В новом обществе устанавливается двоевластие: духовная принадлежит позитивистски настроенным философам, ученым и артистам, которые должны стать своего рода священнослужителями новой церкви, а светская власть – предпринимателям. Выступал за общественную иерархию, порядок и стабильность, строгую регламентацию поведения каждого члена общества, считал повиновение государству священным долгом человека.

Социальной силой, призванной осуществить преобразования, как и марксисты, считал пролетариат, превосходящий все другие социальные слои морально-интеллектуальными качествами и «социальным чувством»; рекомендовал «союз между философами и пролетариями».

Мировоззрение Конта было консервативно окрашено: он признавал незыблемость частной собственности, боготворил семью, считая ее основной ячейкой общества. Был противником демократии, революции (анархии) и классовой борьбы. Отвергал либерализм как генератор эгоизма и низменных инстинктов, считал «коммунизм» противоречащим законам социологии учением.

Наиболее известным последователем Конта стал Джон Стюарт Милль (1806 - 73), английский философ и экономист, идеолог либерализма, основатель английского позитивизма. В «Системе логики» (т. 1-2, 1843) разработал индуктивную логику, которую трактовал как общую методологию наук. В этике соединял принцип эгоизма (утилитаризм) с альтруизмом. Был последним представителем классической школы политэкономии.

Родился в семье Джеймса Милля, известного философа, историка и экономиста, что не могло не оказать влияния на выбор старшего из девяти детей, получившего, хотя и домашнее, но очень хорошее образование. Трудовую деятельность Джон Милль начал с карьеры мелкого чиновника в Ост-Индской компании. Его рано начали интересовать вопросы общественного развития, в частности, соотношение исторических традиций и разумной организации общества.

В 1836 – 1848 гг. Милль написал и опубликовал два наиболее фундаментальных произведения — «Система логики», в которой обобщил свои философские взгляды, и «Основы политической экономии» (в 5 книгах).

Опираясь на принцип единообразия природы, в соответствии с которым наблюдаемые связи между явлениями, обнаруженные однажды, будут повторяться во всех других аналогичных случаях, Милль рассматривал законы науки как индуктивные обобщения.

Милль, будучи противником марксизма, обосновывал либеральные реформы, призванные модернизировать капитализм, улучшить положение рабочего класса. Он возлагал большие надежды на просвещение рабочего населения при участии государства, на профсоюзы, на предоставление им широких политических и социальных прав, включая право на забастовки. Процессы социальной трансформации капитализма он связывал также с распылением собственности среди большого количества собственников благодаря развитию акционерных компаний, с ростом кооперативного движения («рабочих ассоциаций»), а также с реформированием экономических и социальных функций государства в тех сферах деятельности, которые отвечают интересам общества в целом.

В 1860-х гг., оставив работу в Ост-Индской компании, он баллотируется в парламент, включается в политическую борьбу, выступает по самым злободневным политическим вопросам и, прежде всего, по вопросу избирательной реформы, протестует против лишения избирательных прав женщин. Работа «Угнетение женщин» (1869) вызвала бурную дискуссию и была переведена на все европейские языки. Последние годы жизни провел в имении во Франции, продолжая работать над своими рукописями.

Другим крупнейшим представителем позитивизма является английский мыслитель, философ и социолог, идеолог либерализма Герберт Спенсер (1820 – 1903). Он известен как ревностный сторонник дарвинизма, который прилагал к анализу общественной реальности. Спенсер предлагал рассматривать общество как организм, подобный животному организму, со своей структурой и институтами, регулирующими его деятельность. Например, он проводил аналогии между железными дорогами и системой кровообращения, между правительством и мозгом, а отдельных индивидов считал «клетками» общественного организма.

Будучи сторонником эволюционизма, полагал, что обществу присуще то же развитие, что и животному миру. Он настаивал, что общество движется теми же законами – естественным отбором и борьбой за существование – которые правят и животным миром. Наложение этих законов на общественную жизнь привело Спенсера к апологии войн, конкуренции и других форм борьбы за существование в обществе. Мыслитель полагал, что государство не должно препятствовать гибели слабых, неприспособленных, будь это отдельные люди или целые фирмы, организации.

В то же время Спенсер не полностью отождествлял общество и живой организм, отмечая различия между ними. Он разделял все человеческие общества на два типа -- военные и индустриальные. Первому присущи сильный централизованный контроль, строгая дисциплина, иерархическая организация власти, совместная деятельность по обороне и завоеванию новых территорий; второму -- политическая свобода, преобладание промышленности и торговли, мирная деятельность. В качестве основного закона общественной жизни постулировал закон дифференциации, усложнения общества, его структуры, которая в то же время сопровождается усилением единства общества, его интеграцией, переходом от механической к органической солидарности.

В этике Спенсер защищал утилитаризм. Внес также значительный вклад в изучение первобытной культуры. Основное сочинение — «Система синтетической философии» (1862-96).

В конце первой четверти 20 века на смену позитивизму приходит его усовершенствованный вариант, получивший название «логического позитивизма» или «неопозитивизма».

Неопозитивизм -- одно из основных направлений философии 20 века, третья историческая форма позитивизма (второй исторической формой был эмпириокритицизм и махизм). Основные идеи восходят к позитивизму О. Конта, эмпириокритицизму Э. Маха и Р. Авенариуса, к эмпиризму и феноменализму Дж. Беркли и Д. Юма. Неопозитивизм появляется в 20-е годы 20-го века, а завершает свое развитие в 60-е – 70-е годы, уступая место постпозитивизму. На Западе часто неопозитивизм называется аналитической философией.

Исторически первый и основной вариант неопозитивизма – логический позитивизм. Он начал складываться с 1922 года, когда австрийский физик Мориц Шлик (1882 – 1936), немецкие логики Рудольф Карнап (1891 – 1970) и Ханс Рейхенбах (1891 – 1953), австрийский социолог Отто Нейрат (1882 – 1945) и др. организовали Венский лингвистический кружок.

Логический позитивисты попытались соединить эмпиризм, основанный на принципе верификации, с методом логического анализа научного знания, языка науки. Конечной целью такого анализа было освобождение науки от «метафизики», т.е. от всего того, что непосредственно не наблюдается в чувственном опыте (в этом и состоит принцип верификации, гласящий, что «истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными»).

Неопозитивисты резко выступили против традиционной философии. По их мнению, большинство философских проблем либо бессмысленны, либо неразрешимы, а основным философским понятиям (таким, как материя, Бог, совесть, добро и пр.) в нашем опыте ничего не соответствует. Философия для них – не имеет своего собственного предмета. Если она и возможна, то только как особый род деятельности по анализу языка науки. Цель такой деятельности – исключить из науки все рассуждения, не имеющие смысла, все псевдопроблемы, возникающие в результате неправильного употребления языка, нарушения его логических правил. Также неопозитивисты стремились к построению идеальных логических моделей осмысленного рассуждения. Идеальным средством такой деятельности они считают аппарат математической логики, разработанный в 20-м веке.

Равным образом, неопозитивисты скептически относились и к религии, и к искусству, а возвышали только одну науку. Только наука, полагали они, дает истинное знание, только на основе науке можно решать все проблемы, как технические, так и социальные, человеческие. Поэтому позитивизм – это также сциентизм, т.е. вера в науку, в то, что наука – единственно достоверный способ познания мира.

Реализация неопозитивистской программы не привела к ожидаемому результату – очищению науки от «метафизики». Оказалось, что при последовательном проведении аналитической работы в разряд бессмысленных попадают основные понятия науки (энергия, сила, поле и др.), без которых наука рассыпается.

И хотя логические позитивисты довольно скоро отказались от принципа верификации, от тезиса о сводимости научного знания к эмпирически данному, всё равно к 60-м годам 20-го века эта разновидность неопозитивизма перестала существовать.

Другая разновидность неопозитивизма – философия лингвистического анализа – оказалась более продуктивной и успешно существует и сегодня. У истоков этого направления стоял австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951). В 1921 году он издал «Логико-философский трактат», который принес ему всемирную известность. Идеи трактата в целом соответствуют взглядам деятелей Венского кружка: критика метафизики, сведение философии к аналитической деятельности.

После публикации «Трактата» Витгенштейн на несколько лет отходит от философии, работая простым школьным учителем в отдаленных деревнях Нижней Австрии; это занятие давало ему тот единственный доход, который он имел, ибо от своего богатого наследства он отказался в пользу нуждающихся деятелей австрийской культуры. В конце 1920-х гг. Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других установок. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придает им значение.

В 1939 Витгенштейн занял должность профессора философии в Кембриджском университете. Во время 2-й мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. Осенью 1944 вернулся в Кембридж, где занимал кафедру философии до конца 1947.

В главном произведении позднего периода — «Философских исследованиях» (опубликованы посмертно в 1953) — философия трактуется как активность, направленная на прояснение языковых выражений любого типа. Задача философа сугубо «терапевтическая» — устранение путем анализа языка философских и иных обобщений, оцениваемых как своего рода заболевания, распутывание всевозможных языковых ловушек и т.п. Философ не должен пытаться выявить внутреннюю сущность языка, ибо таковой не существует. Его задача — описывать и выявлять границы «языковых игр».

В лингвистической философии, таким образом, основной акцент делается на анализе не искусственных, формально-логических или научных, а естественных языков, языка повседневного, обыденного общения.

И хотя представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки, а через них оказали влияние и на современную информатику, их программа в целом потерпела крах. Неопозитивисты так и не смогли отыскать единые критерии, на основе которых осмысленные высказывания отделялись бы от бессмысленных, истинные значения – от мнимых. В конце концов, решение задачи, которую ставили перед собой неопозитивисты и аналитики (искоренение философских проблем) должно было бы привести к уничтожению всякой философской деятельности, в том числе и аналитической.

Оказалось, что «…невозможно… доказать, что данное выражение является естественным, метафора – соответствующей, вопрос – имеющим смысл (или таким, на который нельзя ответить), сочетание слов – осмысленным (или лишенным смысла)… Утверждение о том, что метафизика – нонсенс, само является нонсенсом» (Вайсман).

Таким образом, представление о возможности устранить из науки специфически философскую мировоззренческую проблематику и превратить философию в разновидность специальной технической дисциплины оказалось мифом.

ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Эпистемная линия в философии представлена множеством направлений, главные из которых марксизм, позитивизм и неопозитивизм.

2. Позитивизм, представленный О. Контом, Г. Спенсером, Дж. Миллем, выступил с критикой философии как бесплодного «кабинетного» знания, и предложил заменить философию опытными «позитивными» науками. Позитивизм – это последовательный сциентизм и эмпиризм, поскольку не признает иных знаний, кроме опытно-научных, и считает единственным источником знаний – научный опыт.

3. Третьей исторической формой позитивистской философии стал позитивизм, появившийся в 20-е годы 20 века в результате создания Венского лингвистического кружка. Неопозитивисты признавали, что большинство философских проблем бессмысленны и возникают из-за незнания логики нашего языка. Поэтому главная задача философии у неопозитивистов – анализ языка науки с целью элиминации бессмысленных «метафизических» выражений, то есть тех выражений, которым нет прямых коррелятов в опыте.

4. Неопозитивистская программа «очистки» языка потерпела крах, поскольку оказалось, что невозможно освободить ни науку, ни обыденный язык от «метафизических выражений», ибо нельзя задать критериев различения между «метафизикой» и «настоящей наукой», поскольку последняя опирается на «метафизику», т.е. на систему философских оснований, задающих цель и направление научного поиска.


ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 113-135, 169-193.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 221-247, 280-288, 293-367.

3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 81-106, 230-238, 432-435.

4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.56-75, 118-129, 154-158; 227-232, 315-316, 456-464, 586-608, 643-658; Ч..2. С. 59-76, 92-98, 153-154, 222-227, 262-271, 276-282, 285-307, 315-316, 324-326, 478-482.

Дополнительная литература:

5. Бубер М. Два образа веры. М. 1995.

6. Витгенштейн Л. Философские работы. В 2тт. М., 1994.

7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1998.

8. Камю А. Бунтующий человек. М., 1991.

9. Риккерт Г. Философия жизни. Киев, 1998.

10. Сартр Ж.-П. Бытие и Ничто: Опыт феноменологич. онтологии. М., 2000.

11. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

12. Сумерки богов / Ф. Ницше, З. Фрейд, Ж.-П. Сартр и др. М., 1989.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

14. Фромм Э. Иметь или быть. М.1988.

15. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993..

16. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.

17. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

18. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.,1991.

19. Ясперс К. Ницше и христианство. М.1994.

20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


[1] Шопергауэр А. Мысли. – М., ООО «Издательство АСТ», 2003, с. 25.

[2] «... под экзистенциализмом --- пишет Ж.-П. Сартр — мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагает некоторую среду и человеческую субъективность» // Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм./ В кн.: Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990, с. 320.

[3] Сартр Ж.-П. Цит. произведение, с. 323.

[4] Там же, с. 323.

[5] Там же, с. 327.

[6] Там же, с. 327.

[7] Там же, с. 325.

[8] Там же, с. 333.

[9] Там же, с. 333.

[10] Там же, с. 336.

[11] Там же, с. 336.

[12] Сциентизм (от лат. scientia — наука) -- абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни общества; в качестве образца берутся естественные науки, математика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: