Основные направления политики Европейского Союза

Каждое государство проводит свою национальную политику. Однако в связи с объединением возникает проблема выработки наднациональной политики. Таким примером является Европейский Союз. Первая наднациональная политика – это политика в области бюджета ЕС. Как известно, бюджет состоит из расходной и доходной части. До 1970 года страны-члены ЕС за счет средств своих бюджетов вносили взносы в общий бюджет. С апреля 1970 года ЕС располагает собственными средствами независимо от бюджетов входящих в него стран.

Собственные средства ЕС складываются из ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в импортирующей стране и на внешнем рынке, а также таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, определенной части отчислений от налога на добавленную стоимость и прочих средств.

Начиная с середины 80-х годов, эти доходы уже не могли покрывать постоянно растущие доходы, поэтому на средства бюджета ЕС выделяется 1,2-1,3% валового общественного продукта всех государств.

Расходную часть бюджета составляют:

n субсидии и прочие расходы по сельскому хозяйству;

n субсидии на проведение региональной политики;

n расходы по субсидированию научных исследований;

n экономическая помощь развивающимся странам;

n административные расходы;

n прочие расходы.

Следующей наднациональной политикой является внешнеторговая, что проявляется в создании свободного единого рынка, т.е. осуществление торговли без пошлин. Одновременно с этим была введена единая система пошлин по отношению к третьим странам.

Кроме этого наднациональной политикой является валютная политика, которая состоит в том, что в 1971 году была введена европейская валютная единица — ЭКЮ. С этого времени ЭКЮ используется как расчетная единица для определения бюджета ЕС и курсов национальных валют, а также для осуществления всех расчетов и переводов между ведомствами ЕС. Базой для установления ЭКЮ являются курсы национальных валют стран-членов. Курс ЭКЮ устанавливается ежедневно комиссией Европейских сообществ и публикуется в ведомостях ЕС.

С 1 января 1999 года предприятия, находящиеся в зоне Евро могут использовать эту европейскую валюту как для осуществления сделок внутри сообщества, так и в отношениях с предприятиями остальных континентов. Евро все больше проникает в международную торговлю и становится все более интересной альтернативой доллару США. В настоящее время 50 % торгового оборота и 80% операций валютного рынка осуществляется в долларах США. По утверждению специалистов Европейской Комиссии после введения европейского экономического и валютного союза 30% мирового экспорта будет осуществляться в Евро.

С географической точки зрения роль Евро будет распространяться на страны, имеющие общие связи с Европейским Союзом: государства Центральной и Восточной Европы, страны Средиземноморья и определенные африканские регионы, как, например, страны Африканского финансового сообщества. Страны Центральной и Восточной Европы, которые, например,. используют немецкую марку (DM) в качестве якорной валюты для своих валют, на основании этих изменений также окажутся тесно привязанными к зоне Евро, а частные действующие лица, такие как предприятия или кредитные институты будут использовать Евро в своих торговых и финансовых отношениях с государствами Европейского Союза. В остальных государствах использование Евро будет развиваться медленно и с учетом роли, которую в настоящий момент играет доллар США.

Существует фаза А, В, С введения Евро. На фазе А (приведение в действие Европейского экономического и валютного союза) начало в 1998 г. были приняты решения об участвующих государствах. Фаза В характеризуется как вступление в Европейский экономический и валютный союз, на которой определен обменный курс, Евро становится самостоятельной валютой, происходят внутрибанковские платежные системы в Евро. Ее начало 01.01.1999г. Фаза С называется как окончательное введение Евро. Ее начало 01.01.2002. В результате этой фазы вводятся бумажные денежные знаки и монеты Евро; банки завершают свою переориентацию на Евро, происходит упразднение бумажных денежных знаков в национальных валютах, осуществлено полное переключение общественного и частного сектора на Евро. Следующей наднациональной политикой является аграрная. Последняя базируется на единой системе цен. Она включает три вида цен:

n лимитированную или предельную цену. Это цена, которую должны получить производители сельхозпродуктов;

n интервенционная цена, по которой органы ЕС обязаны покупать продукты у производителей;

n лимитированная импортная цена. Это минимальная цена сельхозпродуктов, по которой они могут быть импортированы в страны ЕС.

Кроме этого, существует в ЕС картельное право, согласно которому, что может помешать торговле, то запрещено. Ряд картелей не попадает в это число. К ним относятся:

n картели, которые оказывают воздействие только на национальном рынке;

n картели, на которые приходится менее 5% рынка определенного производства, а годовой товарооборот предприятий, участвующих в картельных соглашениях ниже 50 млн. ЭКЮ;

n картели, деятельность которых направлена на освоение рынка;

n картели, которые способствуют техническому прогрессу;

n кризисные картели, т.е. уменьшающие объем производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: