Механизм разрешения споров по праву ВТО

1. Урегулирование международных экономических проблем с помощью права остается трудной задачей. В ГАТТ-47 были заложены зачатки своеобраз­ной внутренней системы по урегулированию споров, которая в конеч­ном итоге забуксовала.

Уникальность этого механизма состояла в том, что он применялся внутри самой организации и носил несудебный характер (путем консультаций). В отличие от Гаванской хартии 1948 года и от права ВТО, ГАТТ не содержало даже намека на возможность использования, например, арбитража.

Процесс разрешения споров в ГАТТ состоял из двух стадий:

а) двусторонние консультации;

б) рабочие группы экспертов, впоследствии — специальные группы, состоя­щие из независимых экспертов от спорящих сторон.

Задачей было рассмотреть спор и найти дружественное решение спора. Если же это не удавалось, то эксперты после заслуши­вания позиций сторон составляли доклад, в котором они освещали заслуживающие внимание факты и давали им оценку с точки зрения права ГАТТ. Эта позиция становилась затем предме­том обсуждения на Совете ГАТТ, который делал на ее основе заклю­чения по собственному усмотрению и мог, в случае необходимости, разрешить применение контрмер со стороны пострадавшего в споре государства (кстати, такая ситуация имела место всего лишь один-единственный раз за всю историю ГАТТ).

Это был механизм межгосударственного примирительного произ­водства. Характерные черты процесса (очень неформализованного):

¨ необязательный характер заключений, содержащихся в заключитель­ном докладе;

¨ передача дела на рассмотрение политического органа управления — Совета ГАТТ;

¨ возможность использования механизма и при отсутствии «правонарушения» (при сокращении или аннули­ровании «торговых уступок»).

В 80-х годах XX века механизм ГАТТ по разрешению споров перестал работать: доклады не могли пройти Совет ГАТТ из-за отсутствия консенсуса; проигрывающая сторона обязательно была против. Количество споров при этом, в том числе с участием ведущих развитых государств, постоянно увеличивалось.

В апреле 1989 года Совет ГАТТ принял решение, касавшееся «улучшения правил и процедур по разрешению споров в ГАТТ», которое открыло дорогу Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров (приложение 2 к Марракешскому соглашению, учредившему ВТО). Сегодня можно говорить о появлении и развитии зачатков международного торгового суда.

Институциональной основой по праву ВТО стал Орган по разре­шению споров (ОРС), находящийся под контролем Генерального Со­вета ВТО.

ОРС имеет своего председателя, может устанавливать свои внутренние правила. Его решения должны приниматься путем консенсуса, но консенсусанегативного:доклады специальных групп.

Более того, новый механизм по разрешению споров имеет прио­ритет перед внутренним законодательством. Это еще одно свиде­тельство утверждающегося в МЭП примата международного права.

В ОРС не рассматриваются споры частных лиц государств — членов ВТО или споры между частными лицами и государствами, хотя и не исключено, что в будущем такая практика может появиться.

Как известно, ряд соглашений пакета ВТО рассчитан на частных лиц: например, Соглашение по торговым аспектам прав на интеллек­туальную собственность (ТРИПС) порождает права и обязанности для «лиц, происходящих из членов ВТО»; Генераль­ное соглашение по торговле услугами применяется одновременно и к услугам, и к «поставщикам» услуг.

Пока же экономические операторы при разрешении споров в системе ВТО присутствуют за спинами государств. По сути, де-факто это скрытая форма дипломатической защиты частных лиц.

2. В механизм разре­шения споров ВТО заложены две тенденции. С одной стороны, сохра­няется право свободного выбора средства разрешения спора (добрые услуги, согласительные процедуры, посредничество, арбитраж ). С другой стороны, предусмотрены некоторые особенные процедуры для всех случаев. В этом есть сочетание гибкости и директивности (стремление к регламентации).

Принцип свободы выбора сторонами средства разрешения спора является в настоящее время одним из главных принципов между­народного права. Разумеется, стороны вправе заранее и на основе соглашения выбрать какое-либо одно средство: например, в инве­стиционной сфере ведущие развитые государства предпочитают арбитраж.

В то же время среди средств разрешения споров в ВТО одному средству уделено особое внимание. Речь идет о специальных группах, которые таким образом превращаются в центральное звено механизма разрешения споров.

Механизм разрешения споров ВТО применяется ко всем видам споров, которые могут проистекать из любого соглашения пакета ВТО. Правда, применительно к четырем соглашениям с ограничен­ным числом участников стороны сами решают этот вопрос и опреде­ляют специфику разрешения споров.

Кроме того, в приложении 2 к Договоренности о правилах и про­цедурах разрешения споров приводится перечень соглашений пакета ВТО, которые содержат особые правила урегулирования споров:

Ø Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер,

Ø Соглашение по текстилю и одежде,

Ø Соглашение по техническим барье­рам в торговле,

Ø Соглашение по антидемпинговым мерам,

Ø Генеральное соглашение по торговле услугами и некоторые др.

Наличие двух разных механизмов разрешения споров — общего механизма, предусмотренного Договоренностью, и особого механизма, применяющегося в случаях с этими соглашениями, может в буду­щем породить коллизии.

При разнообразии процедур разрешения споров разрешает споры один орган — ОРС. Механизм разрешения споров состоит из двух этапов:

а) этап специальных групп, создаваемых Органом по разрешению споров (после попыток межгосударственного урегулирова­ния);

б) этап в Органе по апелляциям.

Выделяются следующие процессуальные стадии механизма разре­шения споров:

1) консультации, добрые услуги, согласительные проце­дуры или посредничество Генерального директора ВТО;

2) учреждение специальной группы;

3) представление доклада специальной группы;

4) принятие доклада специальной группы;

5) апелляционная стадия (апелля­ция, рассмотрение апелляции, принятие доклада по апелляционной процедуре);

6) реализация рекомендаций, сформулированных в докладе;

7) запрос на осуществление реторсий (если рекомендации не соблю­даются);

8) предоставление разрешения на реторсии;

9) заключительная арбитражная стадия. Общий срок процесса может продлиться от 420 до 670 дней.

Специальные группы и ОРС рассматривают дело в двух аспек­тах — с точки зрения факта (изучение фактов) и с точки зрения права (соответствие фактов соглашению). В этом смысле задачу ОРС можно сравнить с задачей судьи, обязанного установить факты и найти применимое право. Назначение доклада специальной группы — изло­жить факты, предложения и рекомендации. Обычно рекомендуется привести незаконные внутринациональные меры в соответствие с правом ВТО.

Орган по апелляциям преследует цель подтвердить или не под­твердить юридические факты и заключения, представленные специаль­ной группой, дать им оценку, исследовать их.

Однако возможность подачи апелляции существенно ограничена: «апелляция должна касаться только вопросов права, изложенных в докладе специальной группы, и толкования права, данного ею».

Орган по апелляциям не выносит решений, а представляет на утверждение в Орган по разрешению споров доклады, в которых содержатся обстоятельства дела, рекомендации и при необходимости предложения. Таким образом, ОРС осуществляет надзор за законно­стью и целесообразностью решений, предлагаемых в докладах Органа по апелляциям.

Пострадавшая страна вправе ставить вопрос о взаимоприемлемых компенсационных мерах либо прибегнуть (при отсутствии результата) в качестве контрмеры к приостановке эквивалентных торговых усту­пок, получив предварительно надлежащее разрешение.

В целом же ничто не гарантирует прекращение противозаконных мер. Страна-нарушительница может искупить свое плохое поведение либо предоставлением новых эквивалентных торговых уступок, либо претерпевая наказание — экономические репрессалии.

Что касается концепции арбитража, заложенной в право ВТО, то следует отметить два обстоятельства:

Ø во-первых, арбитражное реше­ние должно реализовываться на основе компенсационных мер и прекращения предоставления уступок (значит, придется вести пере­говоры об этом);

Ø во-вторых, в случае с арбитражем не используется негативный консенсус. Все это делает процедуру арбитража в си­стеме ВТО малопривлекательной.

Анализ первых ста споров между членами ВТО показывает, что основными нарушителями новой системы права ВТО выступают развитые государства. В то же время следует отметить, что более чем в 20% случаев истцами выступают и развивающиеся страны, что сви­детельствует об их доверии к данной системе.

Предметом споров чаще всего являются нетарифные барьеры (технические стандарты, санитарные и фитосанитарные меры). Затем идут вопросы торговли сельскохозяйственными и текстильными товарами, вопросы прав на интеллектуальную собственность, услуги, то есть то, что не отрегулировано пока еще международным торго­вым правом.

В целом весь механизм разрешения споров характеризуется смешением правовых и неправовых, процессуальных и непроцес­суальных средств разрешения споров. Тем не менее, он обеспечивает права сторон в споре, устанавливает основы состязательности процесса, отражает стремление членов ВТО к балансу прав и обяза­тельств. В этом смысле механизм разрешения споров ВТО предстает как один из регуляторов всей международной торговой системы.

Таким образом, механизм разрешения споров ВТО предстает как средство развития права ВТО — конвенционных принципов и норм. Рекомендации и предложения специальных групп и Органа по апел­ляциям должны направлять практику членов ВТО и, как следствие, формировать обычаи, необходимые для применения общих обычно-правовых норм в сфере международной торговли. Следовательно, развитие права ВТО должно осуществляться благодаря повороту в сторону международного обычая.

Государствам в сфере МЭО при разрешении споров приходится прибегать и к другим международным организациям (например, к ВОИС), многосторонним соглашениям (например, в сфере охраны окружающей среды), которые в ряде случаев имеют свои собствен­ные системы урегулирования споров.

Такие международные договоры, как, например, Конвенция по морскому праву или Энергетическая хартия (а также региональные организации: Европейский Союз, НАФТА и др.), определенно ссыла­ются на старый ГАТТовский механизм разрешения споров и обла­дают при этом своим собственным механизмом, более похожим на судопроизводство.

В связи с этим возможны проблемы, связанные с наслоением правовых режимов (либо с их возможным столкновением). Встает задача разграничения компетенции между различными системами урегули­рования споров.

Возможно, такая ситуация (большое количество систем разреше­ния споров в МЭО, определенная конкуренция между ними) снижает эффективность действия самих систем.

Государства смогут (или будут вынуждены) выбирать механизм разрешения спора «по конкурсу» в поисках наиболее благоприятного из них. Такая ситуация — это пока лишь предположение» Многое зависит от того, как пойдет развитие механизма разрешения споров в системе ВТО.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: