double arrow
Разрешение коллективных трудовых споров.

Под коллективными трудовыми спорами понимаются разногласия, возникшие между работодателем и коллективом работников по поводу установления и изменения условий и оплаты труда в организациях, заключения, выполнения коллективных договоров и соглашений, а также по вопросам применения положений действующего законодательства, коллективных договоров и соглашений.

Правовые основы, регулирующие порядок и способы разрешения коллективных трудовых споров, а также порядок реализации права на забастовку, установлены Законом РК от 08.07.1996г. “О колективных трудовых спорах и забастовках”.

С целью предупреждения коллективных трудовых споров на республиканском уровне создается трехсторонняя комиссия по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений. Аналогичные комиссии создаются на отраслевом и региональном уровнях. Основные задачи, принципы и организация социального партнерства, а также компетенции трехсторонних комиссий различных уровней и порядок заключения соглашений регулируется Законом РК от 18.12.2000г. “О социальном партнерстве в Республике Казахстан”.

При использовании наемного труда могут явно выразиться противоречия работодателя и работников. Требования трудового коллектива по вопросам установления и изменеия условий и оплаты труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и иных соглашений между коллективом и работодателем формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) большинством голосов членов данного коллектива либо делегатов конференции. Выдвинутые требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Интересы трудового коллектива представляют уполномоченные им представители или орган (н-р: профсоюзный комитет).




Работодатель обязан рассмотреть выдвинутые трудовым коллективом требования не позднее трех календарных дней со дня их получения и попытаться достигнуть соглашения по существу спора, а при недостижении соглашения в указанный срок довести свое решение и предложения в письменном виде до сведения трудового коллектива, указав при этом персональный состав своих представителей для дальнейшего рассмотрения спора.

В течение трех дней со дня получения решения работодателя создается примирительная комиссия, которая в течение 7 календарных дней должна рассмотреть требования трудового коллектива и склонить стороны к соглашению, оформленному протоколом, подписанным представителями сторон. Подписанный сторонами протокол имеет для сторон обязательную силу.



При недостижения сторонами соглашения работа примирительной комиссии прекращается, а для разрешения спора в течение пяти календарных дней создается трудовой арбитраж - орган, образованный сторонами спора с участием членов трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений. Трудовой арбитраж должен насчитывать не менее 3 человек, в него могут включаться представители профсоюза, органов по труду, специалисты-эксперты и другие лица. В течение 7 дней, со дня создания, трудовой арбитраж должен вынести письменное, подписанное всеми членами арбитража, решение, которое является обязательным для исполнения, если стороны заключили об этом соглашение в письменной форме.

Параллельно работе примирительной комиссии и трудового арбитража на любой стадии рассмотрения коллективного трудового спора стороны могут обратиться к посреднику, в качестве которого могут быть привлечены авторитетные для сторон организации и лица (работники центральных и местных испольнительных органов, органов профсоюзов, работодателей, независимые эксперты).

Стороны и примирительные органы обязаны использовать все возможности для устранения причин и обстоятельств, повлекших возникновение коллективного трудового спора. Если примирительная комиссия и трудовой арбитраж не смогли урегулировать разногласия сторон коллективного трудового спора, они должны в письмнной форме уведомить коллектив о причинах несогласия. В этом случае трудовой коллектив в праве использовать все иные, предусмотренные законом способы защиты своих интересов, вплоть до забастовки.

Забастовка - это мера борьбы трудового коллектива за удовлетворение своих социально-экономических и профессиональных требований, выражающаяся в полном или частичном прекращении работы (невыходе на работу, невыполнение трудовых обязанностей) работниками на определенный срок или на срок до удовлетворения работодателем требований коллектива работников.

Решение о проведении забастовки принимается на собрании трудового коллектива квалифицированным большинством (2/3) только после приминения примирительных процедур. Забастовку возглавляет уполномоченный трудовым коллективом орган - забастовочный комитет.

Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Участие в забастовке не может рассматриваться как нарушение работником трудовой дисциплины, за исключением участия в забастовках, признанных незаконными. За время участия в забастовке за работником сохраняется место работы, право на выплату пособий по социальному страхованию. Заработная плата не сохраняется. За работниками, не принимавшими участие в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу, может сохраняться средняя заработная плата как при простое не по вине работника.

О начале забастовки работодатель должен быть письменно предупрежден за 15 календарных дней до ее объявления. В уведомление должны быть указаны:

- причины забастовки;

- дата, место и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников.

Орган, возглавляющий забастовку, в праве приостановить ее с согласия трудового коллектива. При этом для ее возобновления не требуется повторного проведения примирительной процедуры. О возобновлении забастовки работодатель должен быть уведомлен не позднее, чем за 3 дня.

В период забастовки работодатель, местные исполнительные органы, трудовой коллектив, забастовочный комитет обязаны принять необходимые меры по обеспечению жизнеспособности организации, сохранности ее имущества, соблюдения законности и общественного порядка.

Забастовки не допускаются:

* в случаях, когда это создает угрозу жизни и здоровью людей;

* в организациях железнодорожного транспорта, гражданской авиации, в связи, на непрерывно действующих производствах, приостановка деятельности которых связана с тяжелыми и опасными последствиями;

* в организациях, выполняющих задачи по обеспечению обороноспособности, правопорядка и безопасности Республики.

По заявлению работодателя, местных исполнительных органов либо прокурора суд может признать забастовку незаконной в случаях:

* забастовки по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, созыва, роспуска или изменения порядка деятельности государственных органов, требований, влекущих нарушения национального и рассового равноправия, изменения территориальной целостности страны;

* объявленные забастовки без проведения примирительных процедур и в случаях, запрещающих их проведение.

Решение суда о признании забастовки незаконной обязывает бастующих прекратить забастовку и возобновить работу не позднее суток после вручения копии решения суда забастовочному комитету. Организация забастовки, признанной судом незаконной или участие в ней рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь применение мер дисциплинарного взыскания.

Резюме:

Закон РК от 18.12.2000г. “О социальном партнерстве в Республике Казахстан” ориентирует субъектов трудового права на создание системы социального партнерства в области трудовых отношений, предупреждения и разрешения трудовых конфликтов. Однако, между работодателем и членами трудового коллектива могут возникнуть разногласия по применению установленных условий труда и оплаты, их изменению, а также установлению новых условий труда и оплаты. В зависимости от субъективного состава спора они делятся на индивидуальные споры и коллективные споры. Трудовым законодательством регламентирован порядок разрешения возникших споров.

Вопросы для самопроверки:

1. Индивидуальные трудовые споры разрешаются:

а - примирительной комиссией

б - согласительной комиссией

в - трудовым арбитражем

г - трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений

д - все ответы верны

2. Согласительная комиссия должна разрешить спор в течение:

а - 3 дней

б - 5 дней

в - 7 дней

г - 9 дней

д - нет правильных ответов

3. Решение согласительной комиссии исполняется:

а - немедленно

б - в течение 2 дней

в - в течение 3 дней

г - в течение 4 дней

д - в течение 5 дней

4. Коллективные трудовые требования не рассматривает:

а - примирительная комиссия

б - согласительная комиссия

в - трудовой арбитраж

г - работодатель

д - нет правильных ответов

5. Примирительная комисссия рассматривает требования трудового коллектива:

а - 3 дня

б - 5 дней

в - 6 дней

г - 7 дней

д - 9 дней

6. Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения сторонами:

а - если проголосовало большинство членов арбитража

б - если проголосовало 2/3 членов арбитража

в - если решение принято единогласно членами трудового арбитража

г - если стороны заключили об этом письменное соглашение

д - законодательством не предусмотрено

7. О начале забастовки работодатель должен быть уведомлен за:

а - 5 дней

б - 7 дней

в - 10 дней

г - 12 дней

д - 15 дней


Литература:

1. Конституция Республики Казахстан, 1995г.

2. О труде в Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 10 декабря 1999г. № 494-1 // Казахстанская правда. 1999. 24 дек.

3. О занятости населения: Закон Республики Казахстан от 23.01.01г. // Казахстанская правда. от 25.01.01.

4. О профессиональных союзах: Закон Республики Казахстан от 9 апреля 1993г. № 2107-XII // Ведомости. 1993. № 8. Ст. 200.

5. О коллективных договорах; Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992г. № 1541-XII // Ведомости. 1992. № 16. Ст. 422.

6. О коллективных трудовых спорах и забастовках: Закон Республики Казахстан от 8 июля 1996г. // Казахстанская правда. 1996. 19 июля.

7. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях: Закон Республики Казахстан от 15 января 1992г. № 1128-XII // Ведомости. 1992. № 4. Ст. 84.

8. О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 15 января 1992г. // Ведомости. 1992. № 4 Ст. 86.

9. Об образовании: Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999г. № 389-I // Юридическая газета. 1999. № 24. 16 июня.

10.О государственной службе: Закон Республики Казахстан от 23 июля 1999г. // Казахстанская правда. 1999. 6 авг.

11.О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей: Закон Республики Казахстан от 20 января 1993г. № 1901-XII // Ведомости. 1993. № 2 Ст. 32.

12.Об иностранных инвестициях: Закон Республики Казахстан от 27 декабря 1994г. // Советы Казахстана. 1995. 20 янв.

13.О защите и поддержке частного предпринимательства: Закон Республики Казахстан от 4 июля 1992г. № 1543-XII // Ведомости. 1992. № 16. Ст. 424.

14.О крестьянском хозяйстве: Закон Республики Казахстан от 21 мая 1990г. № 64-XII // Ведомости. 1990. № 22. Ст. 257; 1992. № 13-14/309.

15.О миграции населения: Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997г. № 204-I // Юридическая газета. 1997. 24 дек.

16.Об охране труда: Закон Республики Казахстан от 22 января 1993г. № 1914-XII // Ведомости. 1993. № 3 Ст. 40.

17.О социальной защищенности инвалидов в Казахской ССР: Закон Казахской ССР от 21 июня 1991г. № 692-XII // Ведомости. 1991. № 26. Ст. 345.

18.О государственном предприятии: Указ президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 19 июня 1995г. // Казахстанская правда. 1995. 27 июня.

19.О производственном кооперативе: Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 5 октября 1995г. // Вести Казахстана. 1995. 12 окт.

20. О государственных наградах Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 12 декабря 1995г. в ред. Закона от 26 июля 1999г. № 462-I // Казахстанская правда. 1995. 14 дек.; 1999. 13 авг.

21.О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 19 июня 1995г. // Казахстанская правда. 1995 24 июня.

22.О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства: Указ Президента Республики Казахстан от 6 марта 1997г. // Казахстанская правда. 1997. 13 марта.

23.Об утверждении Реестра должностей политических государственных служащих и Правил порядка наложения дисциплинарных взысканий на политических государственных служащих: Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999г. № 317 // САПП. 1999. № 58. Ст. 559.

24.Об утверждении Реестра должностей административных государственных служащих и Перечня категорий административных государственных служащих: Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 1999г. № 318 // САПП. 1999. № 58. Ст. 560.

25.Об утверждении Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных служащих Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 31 декабря 1999г. № 321 // САПП. 1999. № 58. Ст. 562.

26.Правила об организации общественных работ. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 декабря 1998г. № 1242 // САПП. 1998. № 45. Ст. 409.

27.О социальном партнерстве в РК. Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000г.

28.О служебных командировках работников государственных объединений, предприятий и организаций Республики Казахстан: Постановление Кабинета Министров Республик Казахстан от 22 октября 1992г. № 892 // САПП. 1992. № 41. Ст. 607.

29.О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 20 января 1994г. № 89 // САПП. 1994. № 5 Ст. 46.

30.Об утверждении Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей (гл. 7): Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 1999г. № 565 // САПП. 1999. № 18. Ст. 193.

31.Вопросы Государственного фонда содействия занятости и Государственной службы занятости населения Республики Казахстан: Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 января 1999г. № 68 // САПП. 1999. № 2. Ст. 17.

32.Вопросы установления организациям минимального количества рабочих мест (квоты) для приема на работу лиц, нуждающихся в социальной защите: Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1999г. № 855 // САПП. 1999. № 29. Ст. 279.

33.Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев и иных повреждений здоровья трудящихся на производстве: Постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 15 декабря 1994г. № 1414 // САПП. 1994. № 47. Ст. 527.

34.Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей: Постановление Казинета Министров Республики Казахстан от 17 марта 1993г. № 201 // САПП. 1993. № 8. Ст. 97.

35.О совершенствовании организации оплаты труда в Республики Казахстан: Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 1997г. № 170 // САПП. 1997. № 6. Ст. 46.

36.Правила проведения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности. Утверждены приказом председателя Агенства Республики Казахстан по делам государственной службы от 24 ноября 1999г. № А-202 // Казахстанская правда. 1999. 11 декабря.

37.Правила об организации профессиональной подготовки лиц, признанных безработными. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июня 1999г. № 836 // САПП. 1999. № 28. Ст. 271.

38.Правила осуществления трудовой и профессиональной деятельности иностранцев и лиц без гражданства на территории Республики Казахстан и граждан Республики Казахстан за границей. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1999г. № 862 // САПП. 1999. № 29. Ст. 280.

39.Правила выдачи лицензий на деятельность, связанную с привлечением иностранной рабочей силы и вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу. Утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 1999г. № 862 // САПП. 1999. № 29. Ст. 280.

40.Государственные органы, обладающие контрольными функциями // Казахстанская правда. 1998. 2 июля.

41.Правила проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной службы в центральных исполнительных органах Республики Казахстан. Утверждены приказом председателя Агенства Республики Казахстан по делам государственной службы от 16 апреля 1999г. № А-33 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 апреля 1999г. № 732) // Казахстанская правда. 1999. 17 апр.

42.Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть), 1995г.

43.О применении судами законодательства о возмещении морального вреда: Постановление № 10 Пленума Верховного Суда Республики Казахстан (имеющее нормативный характер) от 22 декабря 1995г. // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Республики Казахстан (Казахской ССР). Т. 2. 1998. С. 135.

44.О некоторых вопросах применения судами республики законодательства по возмещению вреда, причиненного здоровью: Постановление Пленум Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999г. // Казахстанская правда. 1999. 5 авг.

45.О практике применения законодательства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс: Постановление Пленум Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999г. // Казахстанская правда. 1999. 5 авг.

46.О ратификации соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписан в г.Москве 15 апреля 1994г.: Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 8 сентября 1994г. № 147-XII // Ведомости. 1994. № 13-14. Ст. 194.

47.Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей. Подписано правительствами стран СНГ 9 сентября 1994г.

48.Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

49.Назарбаев Н.А. Казахстан-2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны народу Казахстана // Казахстанская правда. 1997г. 11 окт.

50.Назарбаев Н.А. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики: демократизация общества, экономическая и политическая реформа в новом столетии: Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана // Казахстанская правда. 1998. 1 окт.

51.Абайдельдинов Т.М. Содержание специальной трудовой правоспособности // Вестник КазГУ. Серия юридических наук. 1993.

52.Абайдельдинов Т.М. О понятиях “собственник предприятия” и “работодатель” в сфере социально-трудовых отношений // Правовая реформа в Казахстане. 1999. № 3. С. 58.

53.Абжанов К.А. Трудовой договор. М.: Юридическая литература, 1964.

54.Абрамова А.А., Дмитриева И.К. Контракт в трудовом праве // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. № 4.

55.Абузярова Н.А. Обеспечение законности в трудовых отношениях. Алматы: Жети жаргы, 1997.

56.Акопова Е.М., Еремина С.Н. Договоры о труде. Ростов н/Д., 1996.

57.Акопова Е.М. Локальное правовое регулирование труда на предприятии // Правоведение. 1989. № 6.

58.Андреева Л.А., Медведев О.М., Отырба Л.В. Трудоустройство и трудовой договор в условиях перехода к рыночной экономике: (Учеб. пособие). М.: Изд-во МГУ, 1992.

59.Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.

60.Архипова Б.А. Роль и значение коллективных договоров в период перестройки // Трудовое право и право социального обеспечения на путях перестройки. М., 1991.

61.Байменов А. Реформа стереотипов не приемлет // Казахстанская правда. 2000. 22 фев.

62.Бейсенов С.Д., Мухамбетов Т.И. Рынок и проблемы занятости в Республики Казахстан. Алматы, 1992.

63.Бухарбаева С.А. Защита интересов человека труда как один из главных принципов трудового права // Право и государство. 1999. № 2. С. 64.

64.Власов В.И. Социальная защита в условиях банкротства предприятий // Государство и право. 1995. № 4; Он же. Соглашения и коллективные договоры: (защита от безработицы) // Государство и право. 1995. № 8.

65.Глазырин В. Трудовой договор (контракт) // Хозяйство и право. 1993. № 6. С. 67-68.

66.Глянцев В. Контракт: условия и особенности его заключения // Закон. Журнал для деловых людей. 1993. № 6.

67.Государственная служба: Регулирование трудовых отношений: Зарубежный опыт. М., 1995. Вып. 3.

68.Головина С.Ю., Шахов В.Д. Контрактная форма регулирования трудовых отношений // Советское государство и право. 1991. № 8.

69.Гусов К.Н. Трудовые контракты и реализация права на труд // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. № 4.

70.Димитрова С.А. Правовые проблемы труда и занятости населения. Алматы: Жети жаргы, 1997.

71.Дойблер В. Тенденция развития трудового права в промышленно развитых странах // Государство и право. 1995. № 2.

72.Егоров В.В. Право на труд рабочих и служащих: теория и практика. М., 1986.

73.Желтов О.Б. Развитие законодательства о трудовых договорах (контрактах) // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. № 3.

74.Жусупова И.З. Правовое регулирование труда на совместных предприятиях в Республике Казахстан. Алматы, 1995.

75.Зайкин А.Д. Трудовое право: проблемы на пути к рынку // Вестник Московского университета. Серия 11. Право 1992. № 4.

76.Иванов С.А. Трудовое право и рыночная экономика // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1992. № 4.

77.Иосифиди Д.Г. Формы труда и их правовое опосредствование // Государство и право. 1992. № 11.

78.Карагусов Ф., Швандер О. Вопросы применения трудового законодательства иностранными работодателями в Казахстане // Правовая реформа в Казахстане. 1999. № 3. С. 53.

79.Коршунов Ю. Контракт как форма трудового договора // Хозяйство и право. 1991. № 5.

80.Куренной А.М. Трудовое право: на пути к рынку. М., 1995.

81.Кучма М. Правовое регулирование занятости труда в странах СНГ // Человек и труд. 1994. № 9.

82.Маврин С.П. Плиев И.П. Поняти должностного лица в советском трудовом праве // Правоведение. 1993. № 4. С. 18-23.

83.Мелешенко Н.Т. Материальное стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. Тверь, 1991.

84.Методические принципы и подходы к оценке результатов труда и разработке квалификационных характеристик должностей государственных служащих: Доклад Института труда Министерства труда Российской Федерации. М., 1994.

85.Мухитдинов А.Н. Контрактная форма регулирования трудовых отношений: Алматы, 1994.

86.Михайленко Н.Т. Обеспечение занятости высвобождаемых работников. Бишкек, 1992.

87.Никитинский В.И. Контракт в трудовом праве // Советское государство и право. 1991. № 8.

88.Никитинский В.И., Коршунова Т.Ю. Правовое регулирование трудовых отношений работающих собственников // Советское государство и право. 1992. № 6.

89.Никитинский В.И., Орловский Ю.П. Предмет и метод трудового права: изменения в условиях перестройки // Советское государство и право. 1989. № 4.

90.Нургалиева Е.Н. Трудовое право в новых условиях хозяйствования // Алма-Ата: Наука, 1990.

91.Нургалиева Е.Н., Хохлов Е.Б. Проблемы трудового права в современных условиях. Караганда, 1994.

92.Нургаливеа Е.Н. Механизм правового регулирования труда. Алматы: Жети жаргы, 1996.

93.Нургалиева Е.Н. Кто защитит труд наемного работника? // Юридическая газета. 1998. 23 сент.

94.Нурмагамбетова А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. Алматы: Баспа, 1998.

95.Нуртдинов А. Современные проблемы трудового права // Человек и труд. 1997. № 12. С. 54.

96.Пашков А.С. Договоры о труде в условиях многоукладной экономики // Государство и право. 1993. № 6.

97.Пашков А.С., Иванкина Т.В., Магницкая Е.В. Кадровая политика и право. Л., 1989.

98.Реформа трудового законодательства: проблемы и решения // Под ред. Ю.П. Орловского. М., 1991.

99.Розенфельд В.Г., Старилов Ю.Н. К вопросу о понятии и правовом статусе должностного лица // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб.науч.трудов. Воронеж, 1995. Вып. 1. С. 67-91.

100.Сериков О.Т. Вопросы единства и дифференциации в правовом регулирования руда // Право и государство. 1999. № 1. С. 70.

101.Смирнов О.В. Законодательство о труде и коллективный договор // Вестник МГУ. Серия 2. Право. 1992. № 4.

102.Соболев С.А. Трудовое законодательство и мотивизация поведения // Государство и право. 1995. № 1.

103.Соболев В.В. Охрану труда - под контроль государства // Советы Казахстана. 1994. 26 февр.

104.Сыроватская Л.А. Трудовые отношения и трудовое право // Государство и право. 1996. № 7.

105.Сыроватская Л.А. Трудовое право. М., 1995.

106.Трудовое право России: Учебник // Под ред. А.С.Пашкова. Спб., 1994.

107.Уваров В.Н. Трудовое право. Учебник. - Алматы, КазГЮА, 2000.

108.Уваров В.Н. Трудовое законодательство Республики Казахстан. Алматы, 1998.

109.Уваров В.Н. Государственная служба. Алматы, 1996.

110.Уржинский К., Гусов К., Уржинская Н. Заключение контрактов: взгляд в будущее // Хозяйство и право. 1992. № 7.

111.Уржинский К., Уржинская Н. Контракт: новая правовая модель подбора кадров // Хозяйство и право. 1991. № 3.

112.Хозяйство, труд, право в условиях перестройки. Минск, 1980.

113.Хохлов Е.Б. Экономические методы управления и трудовое право. Л., 1991.

114.Шайбеков Д.К. Трудовое правоотношение Республики Казахстан и рынок. Алматы, 1997.

115.Шайбеков К.А. Трудовое право Республики Казахстан. Алматы, 1996.

116.Шахов В.Д. Полномочия трудового коллектива: содержание, виды, механизм реализации. Свердловск, 1989.

117.Шишкин В.И. Судебная защита от неправомерных действий должностных лиц // Советское государство и право. 1989. № 3. С. 23-29.

118.Комментарий к Закону о труде.

119.Постановление Президента РК от 19 декабря 1994г. “О социальном партнерстве в области социально-экрнрмических и трудовых отношений.”






Сейчас читают про: