Принципы права международной экономической помощи

1. В междуна­родных экономических отношениях заметным явлением становится трансграничное перемещение денежных и материальных средств, а также услуг, капитала, осуществляемое в качестве экономической, гуманитарной помощи, без материального возмещения (или на льготных условиях, например в виде льготных кредитов). Отсутствие встречного материального возмещения за товары, услуги, финансы, инвестиции, права делает эту сферу специфичной.

Поскольку их предоставление не сопровождается оплатой, то есть производится на безвозмездной основе, без встречного удовлет­ворения, то в политэкономическом смысле они не являются товаром.

По этой причине вопросы предоставления и приема экономиче­ской помощи следует выделить отдельно. Фактически речь идет еще об одном международном РЫНКЕ — рынке международной эконо­мической помощи, на котором есть государства-доноры и государ­ства-получатели, спрос и предложение, а сама безвозмездная помощь отражается в платежных балансах этих государств и активно исполь­зуется государствами как средство внешней (внешнеэкономической) политики.

Известно, что при оказании помощи преследуются как цели преодоления экономической отсталости, неблагоприятных послед­ствий форс-мажорных обстоятельств, удовлетворения конкретных ограниченных нужд, так и цели внедрения своей продукции на за­рубежные рынки, усиления позиций ТНК на этих рынках, опреде­ленного воздействия на государство-получателя.

Экономическая помощь может быть разовой (в случаях стихий­ных бедствий) или регулярной (развивающимся странам), двусторон­ней или многосторонней, частной или государственной.

Предметами правоотношений при международной экономиче­ской помощи выступают материальные и денежные средства, услуги, инвестиции, права.

2. Источниками права международной экономической помощи явля­ются:

Ø международные обычаи,

Ø международные договоры об эконо­мическом, промышленном, научно-техническом сотрудничестве,

Ø договоры об экономической, технической, гуманитарной помощи,

Ø договоры о военно-тех­ническом сотрудничестве,

Ø кредитные договоры,

Ø договоры о безвоз­мездной помощи,

Ø договоренности в форме обмена нотами,

Ø разного рода конфиденциальные договоренности и т.п.

В государствах-донорах организационно-правовыми механизмами международной экономической помощи служат специально создавае­мые государственные органы, учреждения. Так, в США реализацией двусторонних программ помощи другим государствам занимается Агентство международного развития, входящее в состав правитель­ства США.

США в середине 90-х годов занимали на рынке экономической помощи второе место (после Японии). В соответствии с Законом о помощи иностранным государствам в 1994 году ими было ассигно­вано на помощь 13 млрд. долларов (в том числе 76% — на экономи­ческие нужды, 24% — на военные).

Основными получателями американской помощи являются Изра­иль (3 млрд. долларов), Египет (более 2 млрд. долларов). При этом в качестве целей международной помощи провозглашается: обеспечение национальной безопасности США; содействие в установлении системы открытой рыночной экономики; содействие развитию демократии.

Под технической помощью понимается оказание технических услуг при поставке оборудования или строительстве промышленных и иных объектов. Такие технические услуги могут заключаться в выполнении:

· исследовательских и проектных работ,

· монтаже и пуске оборудования в эксплуатацию,

· передаче технической документации,

· предоставлении лицензий,

· командировании специалистов,

· консультациях по проектированию и строительству,

· обучении национальных кадров и др.

Таким образом, видно, что право экономической помощи очень тесно переплетается с международным торговым правом (в части торговли услугами).

Зачастую развивающимся странам предоставлялись беспроцент­ные или низкопроцентные кредиты, в счет которых поставлялись машины и оборудование с соответствующими услугами.

Своя система предоставления помощи третьим странам сущест­вует в ЕС. Кроме того, имеется целая сеть региональных и межре­гиональных структур — банков, фондов, — нацеленных на оказание экономической помощи.

Примером может служить Специальный фонд ОПЕК, созданный на основании соглашения между государствами — участниками ОПЕК 1976 года, со штаб-квартирой в Вене. Средства Фонда исполь­зуются для оказания помощи в финансировании программ и проек­тов развития в развивающихся странах, для предоставления займов в целях покрытия платежных дефицитов.

В системе ООН вопросами безвозмездной гуманитарной помощи занимаются:

· Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ),

· Продо­вольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО),

· Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ),

· Управление Верхов­ного комиссара ООН по делам беженцев,

· Программа развития ООН (ПРООН),

· Международная организация по миграции,

· Международ­ный комитет Красного Креста и др.

В ноябре 1977 года вступило в силу Соглашение об учреждении Международного фонда сельскохозяйственного развития (ИФАД). Членами Фонда являются более 130 государств.

Государства-члены подразделяются на три категории:

Ø развитые страны-доноры (страны ОЭСР);

Ø развивающиеся страны-доноры (стра­ны ОПЕК);

Ø развивающиеся страны — получатели помощи.

Средства Фонда формируются за счет взносов первых двух категорий государств.

Фонд оказывает финансовую и техническую помощь проектам развития сельского хозяйства в развивающихся странах, участвую­щих в Фонде, исходя из принципа справедливого географического распределения.

Главная форма помощипредоставление льготных кредитов:

Ø беспроцентных на 50 лет с началом погашения через 10 лет;

Ø 4% на 20 лет с началом погашения через 5 лет;

Ø 8% на 15-18 лет с началом погашения через 3 года.

ИФАД имеет со­глашения о сотрудничестве с ФАО, МБРР, ПРООН, МОТ, Азиат­ским, Африканским, Исламским и Межамериканским банками раз­вития.

Основными органами Фонда являются: Совет управляющих из представителей стран-членов и Исполнительный совет из 18 членов по 6 от каждой категории стран. Общее количество голосов в Фонде равно 1800, которые в равной части распределены между тремя кате­гориями стран. Внутри каждой категории голоса распределяются по согласованным принципам.

В 1960 году на XV сессии ГА ООН было принято решение о создании Фонда капитального развития (ФКР) ООН. В 1966 году на XXI сессии ООН было объявлено о начале практической деятельно­сти Фонда. В функции Фонда входит предоставление льготных займов наименее развитым странам.

Разумеется, следует иметь в виду что система МВФ — Всемирный банк также в значительной степени сориентирована на оказание финансовой, экономической помощи государствам-членам.

3. В целом можно выделить некоторые наиболее важные принципы, на которых основаны правоотношения международной экономиче­ской помощи:

1) право государств оказывать помощь («свобода оказания помощи»);

2) право государств не принимать помощь («свобода отказа от помощи»);

3) запрет на использование экономической помощи в качестве средства принуждения или средства вмешательства во внутренние дела государств и др.

Наднациональные правовые режимы формируются в рамках инте­грационных объединений государств. Международные организации, являющиеся институциональной основой экономической интегра­ции, творят право, обязательное для государств. При этом нормы права могут создаваться путем взвешенного голосования или боль­шинством голосов (а не консенсусом).

Исходя из изложенного, можно также заключить, что набор методов правового регулирования МО/МЭО более широк. Международная нормативная система воздействует на реальность как международно-правовыми, так и неправовыми нормами. Причем в сфере регулирования МЭО арсенал неправовых норм очень значительный — в этом заключается одна из особенностей данной сферы. Например, оказание международной экономической помощи определяется не столько правом, сколько международной моралью и политическими договоренностями.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow