Под ЭМБАРГО обычно понимается полное или частичное прекращение экономических связей; запрет органам государства на внешнеэкономические связи с государством-нарушителем, приостановка экспорта определенного вида товара, группы товаров или импорта товара, группы товаров.
Экономический БОЙКОТ — комплекс мероприятий всеобъемлющего характера, направленных на прекращение как на уровне государственных органов, так и на уровне частных лиц импорта отдельного товара и/или финансовых, транспортных и иных отношений с соответствующим государством.
Различают две категории бойкота: первичный и вторичный. Первичный касается государства-нарушителя, вторичный — любого третьего государства, осуществляющего запрещенные связи с государством-нарушителем.
БЛОКАДА — это изоляция государства-правонарушителя, прекращение экономических отношений, в том числе на уровне юридических и физических лиц, со стороны третьих стран с целью истощения экономических ресурсов, принуждения к выполнению требований.
|
|
Она может распространяться на различные сферы экономических взаимоотношений: торговая блокада, кредитная блокада, технологическая блокада.
Следует иметь в виду, что контрмеры экономического характера могут применяться государствами:
а) в случае правонарушения в сфере МЭО;
б) в случае правонарушения в других сферах международно-правового регулирования.
Так, в 1994 году в качестве мер ответственности за нападение кубинских военных истребителей на иностранные гражданские воздушные суда (погибли несколько человек) США применили контрмеры экономического характера: приостановили чартерные авиарейсы между США и Кубой, ввели запрет на импорт продуктов, содержащих кубинский сахар, и др.
Такие случаи, когда меры экономического характера применяются в качестве мер ответственности за правонарушения в неэкономической сфере отношений, находятся за пределами правового регулирования МЭП.
Имеется довольно много подобных примеров. Например, в качестве коллективных санкций по Уставу ООН (в силу ст. 39, 41, 42) возможны принудительные меры с применением силы военного и невоенного характера, в том числе полная или частичная приостановка экономических отношений.
После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 661, в которой Ираку была объявлена экономическая блокада; соблюдение санкций вменялось государствам в обязанность, «независимо от любого контракта или лицензии».
В резолюции № 670 любые акты правительства Ирака, противоречащие резолюциям СБ ООН, признавались недействительными и ничтожными. В силу этого суды государств не должны были применять соответствующих законов Ирака в том случае, когда их законодательство к ним отсылает. Резолюция освобождала государства от обязанности выполнять международные договоры в той мере, в какой они препятствовали осуществлению санкций.
|
|
По поводу Ливии СБ ООН в 1992 году резолюцией 748 ввел воздушное эмбарго и эмбарго на поставки оружия. В ответ на применение мер воздействия Ливия национализировала американские и британские нефтяные компании.
Полный экономический бойкот вводился против Родезии: резолюцией № 418 от 4 ноября 1977 г. СБ ООН рекомендовал установить тотальное эмбарго в отношении поставок оружия в ЮАР, политика которой квалифицировалась как угроза миру и международной безопасности.
На региональном уровне экономические меры ответственности применялись, например, в рамках Организации американских государств (ОАГ) против Кубы в 1962 году (карантин Кубы) и Доминиканской Республики в начале 60-х годов.
Впрочем, эти действия в рамках ОАГ были не просто экономическими мерами, а силовыми акциями (и в основном противоправными, хотя и обосновывавшимися «подразумеваемым разрешением» ООН). В результате блокады, имевшей целью помешать доставке советских ракет на Кубу, допускались меры задержания и осмотра (судов третьих стран в открытом море, был причинен ущерб физическим и юридическим лицам третьих государств, которые не давали согласия на применение санкций.
4. В связи с вопросом о международной ответственности в МЭО важно также иметь в виду, что в ходе работы Женевской конференции 1964 года (ЮНКТАД-1) развивающимися странами (РС) была поставлена проблема исторической и юридической ответственности промышленно развитых (богатых) государств перед развивающимися (бедными) странами за колониальный гнет, экономическую отсталость, неэквивалентный обмен на мировом рынке, потери от ухудшения цен на сырьевые товары производства РС.
Среди решений Конференции была и рекомендация «Рост и помощь», в которой предусматривается, чтобы каждая экономически развитая страна «приложила усилия к тому, чтобы выделить для развивающихся стран финансовые ресурсы в минимальной сумме нетто, приближающейся в максимальной степени к 1% ее национального дохода».
На ЮНКТАД-П в 1968 году было принято решение «Целевое задание по объему помощи», в котором рекомендовалось, чтобы каждая экономически развитая страна стремилась ежегодно переводить в развивающиеся страны финансовые средства в минимальной сумме нетто, составляющей 1% ее внутреннего валового продукта.
Ряд стран, в том числе СССР, воздержался при голосовании указанных решений. Позиция СССР по этому вопросу сводилась к тому, что неправомерно возлагать ответственность за экономическую отсталость РС на ВСЕ промышленно развитые страны без различия. СССР не несет такой ответственности, хотя признает право РС на возмещение бывшими колониальными державами ущерба, причиненного их экономике в период колониальной зависимости.
5. Термин «санкции» может пониматься двояко:
а) как правомерная принудительная мера (индивидуальная или коллективная) против государства-правонарушителя с целью наказать и/или восстановить статус-кво;
б) как мера принудительного характера, применяемая государством индивидуально в ответ на правонарушение с целью нейтрализовать действие/последствия нарушения права (нечто вроде экономической обороны, или самообороны, по сути, контрмера).
Санкции в МЭО, как было показано выше, могут быть двух правопорядков — внутреннего и международного. Механизм санкций не всегда включается только по инициативе суверенных государств. Так, по международным инвестиционным спорам возможно арбитражное разбирательство между государством и лицами других государств (развитие института смешанного арбитража). Происходит интернационализация смешанных отношений — отношений с участием публичного и частного элементов.
|
|
Что касается санкций в собственно публично-правовой сфере МЭО, то они имеют следующие особенности:
— они, как правило, не формализованы (приоритет неформального подхода);
— они применяются через различные — гибкие — механизмы, которые характеризуются очень высокой приспособляемостью к международным экономическим ситуациям;
— они специфичны и преследуют цель пропорциональности совершенным правонарушениям.
Если в международном праве санкции направлены главным образом на обеспечение законности и на демонстрацию последствий для правонарушителя, то в международном экономическом праве они применяются более свободно, то есть в том случае, если они эффективны и своевременны.
Особенностью является и некоторая сдержанность в применении слишком суровых санкций и жестких механизмов. Так, например, в этой сфере практически не воспринимается идея участия международного суда. Очень редко международные споры экономического характера передавались в Международный Суд ООН, а вынесенные решения по рассмотренным делам не получали единодушного понимания и одобрения.
Как известно. Международный Суд ООН рассмотрел всего лишь два дела, касающихся экономической сферы: дело «Вагсеlona traction» (1970), в котором противостояли Бельгия и Испания, и дело «1”Elettronica Sicula» (1989),.в котором противостояли США и Италия.