1. В течение всего XX века, в эпоху биполярного мироустройства, государства «продавливали» свои интересы силой — как правило, силой военно-политической.
В современном мире вопросы применения военно-политической силы взяты под контроль различных международных, в том числе многосторонних, механизмов. Однако в отношении применения силы экономической «руки» государства практически не связаны правом.
Сложившаяся система МЭО в основном отражает лишь интересы ведущих развитых стран. В системе МЭО развивающиеся государства и многие государства с переходной экономикой превращены в сырьевой придаток национальных экономик ведущих развитых стран. Инструментом воздействия со стороны развитых стран служит при этом, среди прочего, и «долговая петля», в которой находятся многие развивающиеся государства и государства переходной экономики. Это означает, что сила не ушла из жизни международного сообщества, а лишь меняет свою форму — миропорядок во все большей степени зависит от силы экономической.
|
|
Таким образом, главная проблема для современных МЭО с точки зрения правопорядка — это:
а) несправедливая система международного разделения труда и МЭО, навязанная, сохраняемая и развивающаяся под экономическим принуждением ведущих развитых государств;
б) применение государствами экономической силы и мер экономического воздействия на основе самостоятельной оценки юридических фактов.
Экономическая сила применяется:
1) как контрмера в случае правонарушения;
2) как правонарушение.
Важно отделить одни случаи применения силы от других, правильно квалифицировать имеющиеся юридические факты.
В политической сфере(в системе ООН) существует орган — СБ ООН, — который призван определять наличие применения силы и принимать решения о контрмерах, а применительно к экономической силе такого механизма не существует.
Конечно, СБ ООН неоднократно прибегал к экономическим санкциям (Южная Родезия, ЮАР, Ирак, Югославия, Ливия, Никарагуа, Доминиканская Республика и др.), но каждый раз речь шла о законном применении мер ответственности в форме экономических санкций за нарушения Устава ООН в политической сфере.
Зачастую экономические контрмеры, которые государства предпринимают в качестве мер ответственности, представляют собой неправомерное или несоразмерное применение экономической силы. Такое применение экономической силы может перерастать в экономическую агрессию или быть сопоставимым по своему воздействию, результату с вооруженными действиями.
Как правило, эти меры имеют целью и/или результатом политическое давление, вмешательство во внутренние дела, ограничение государства в осуществлении его суверенных прав, в том числе на ресурсы, получение каких-либо выгод, преимуществ, дискриминацию одних государств по отношению к другим.
|
|
Поскольку государства в МЭО самостоятельно оценивают степень угроз, дают квалификацию тем или иным юридическим фактам и, соответственно, используют экономическую силу, то по-прежнему актуален вопрос о создании системы международной экономической безопасности.
Не случайно, поэтому поступают предложения наряду с уже существующим Советом Безопасности ООН создать нечто вроде Совета Экономической Безопасности, который от лица международного сообщества давал бы квалификацию фактам применения экономической силы и экономической угрозы. Возможно, со временем таким органом станет то, что сегодня называется «Группа восьми».
Юридически запрет на применение экономической силы в МЭП проистекает из ряда международных актов:
Ø резолюции ГА ООН 2131 / XX 1965 года о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и защите их независимости и суверенитета; Декларации о принципах международного права 1970 года;
Ø резолюции ГА ООН 3171 / XXVIII о постоянном суверенитете над естественными ресурсами 1973 года;
Ø Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года; резолюции ГА ООН 37 / 249 о защите экономических отношений от отрицательных последствий политической напряженности;
Ø резолюции ЮНКТАД 152/VI 1983 года, осуждающей применение принудительных экономических мер в МЭО как противоречащее Уставу ООН и общепринятым нормам МП;
Ø резолюции ГА ООН от 20 декабря 1983 г. «Экономические меры как средство политического и экономического принуждения в отношении развивающихся стран» и др.
Таким образом, в современном международном правопорядке перед государствами стоит двуединая задача:
1) обеспечить правовыми средствами развитие системы международных экономических отношений в сторону установления более справедливого международного разделения труда, преодоления разрыва в уровне экономического развития государств, учета государственных интересов всех государств и групп государств и общечеловеческих интересов, равновесия экономического пространства;
2) обеспечить правомерное применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности.
2. Вопрос о международно-правовой ответственности государства в сфере МЭО стал подниматься в Х1Х-ХХ веках в связи с действиями в отношении иностранцев, иностранных компаний и их собственности, в том числе в случаях национализации, гражданских войн и т.п.
Основанием для юридической ответственности является юридический факт правонарушения. Именно в случае правонарушения должна вступать в действие санкция нарушенной юридической нормы. Однако для МП в целом и для МЭП, в частности, характерна неразвитость санкций, ограниченное применение института ответственности. Все это зачастую делало и делает МЭП малоэффективным.
Только в конце XX — начале XXI века проблема юридической ответственности государств начинает занимать заметное место. В 1996 году, после 40-летней работы, КМП ООН приняла проект статей об ответственности государств и представила его ГА ООН. Государствами постепенно нарабатываются процедуры квалификации юридических фактов правонарушения и применения мер ответственности.
Международные правонарушения (преступления, деликты) могут состоять:
— в нарушении правовых ЗАПРЕТОВ: колониализм, нарко-торговля, работорговля, пиратство;
— в неисполнении правовых ОБЯЗАННОСТЕЙ (обязательств):дискриминация, не возврат долга, непринятие мер по либерализации внешнеторгового режима;
|
|
— в нарушении ПРАВ другого государства или злоупотреблении своими правами: противодействие использованию национальных природных ресурсов, злоупотребление правом на репрессалии.