Критерии классификации методов

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразие методов, которые могут классифицироваться по самым различным основаниям.

В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, методы фундаментальных наук и прикладных наук, методы исследования и изложения и др.

В зависимости от содержания различают методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук.

Выделяют также качественные и количественные методы, однозначно-детерминистские и вероятностные, методы непосредственного и опосредованного познания, оригинальные и производные и т.д.

По степени общности и широте применения методы разделяются на философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные методы и методы междисциплинарного исследования.

Таким образом, методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». Но методология – это и не просто сумма отдельных методов, не механическое их единство. В научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п. Эти методы используются с учетом конкретных условий [8].

Раздел 2.

Соотношение методологического, теоретического и эмпирического уровней научного исследования

Тема 4. Философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни методологии педагогики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: