Понятия «научное исследование», «педагогическое исследование». Виды педагогических исследований

Научное исследование представляет собой целенаправленное познание, отличительная особенность которого – выработка новых знаний. Это знание должно быть получено с применением специальных средств исследования, обеспечивающих его объективность; должно раскрывать определенные закономерности специально выделенного объекта действительности; должно быть выражено в терминах и категориях соответствующей отрасли знания и деятельности.

Научное исследование имеет следующие характерные черты:

1. Оно оперирует каким-то определенным объемом тщательно собранных эмпирических данных;

2. В научном исследовании решаются эмпирические, логические и теоретические задачи – то есть сначала выделяются какие-то факты, разрабатываются методы исследования; затем выводятся одни положения из других, устанавливается связь между ними; и в конце называются причины, выявляются принципы, формулируются гипотезы или законы;

3. Для научного исследования характерно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями;

4. Цель научного исследования – не только объяснение фактов и процессов, но и их прогноз.

Научные исследования характеризуются систематизированностью, обоснованностью, воспроизводимостью, точностью (понимаемой по-разному в различных областях науки).

Педагогическое исследование – это целенаправленная деятельность, отражающая научное познание в области педагогических проблем. Педагогические исследования разноплановы: это исследования историко-педагогического, философско-педагогического, социально-педагогического, методического характера и др. Но при этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику. В нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

Научное знание строится и организуется определенным образом. К общим методологическим характеристикам, которые должны быть представлены в педагогическом исследовании, относятся: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы, этапы исследования, защищаемые положения, новизна, теоретическая и практическая значимость.

В упрощенном виде это представляют в виде вопросов:

Проблема исследования – что надо изучать из того, что ранее в науке не было изучено?

Тема – как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Актуальность – почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте?

Объект исследования – что рассматривается?

Предмет исследования – как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

Цель исследования – какое знание предполагается получить в результате исследования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения – что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, что не замечают другие?

Новизна результатов – что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки – в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Ценность для практики – какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Этические нормы в исследовательской деятельности. Чаще всего этические ошибки проявляются при обращении к работам других исследователей (или необращении к ним).

Вот некоторые из них:

- искажение идеи и позиции автора – произвольная трактовка;

- некорректное цитирование – «выдергивание» фраз из контекста;

- эклектика – соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей.

- историческая некорректность – в одном ряду вперемежку перечисляются классики педагогики прошлых веков и современники, например, Аристотель, К.Д. Ушинский и т.д.

Виды педагогических исследований.

Ряд авторов указывают на условность и даже сомнительность разделения педагогических исследований в соответствии с общепринятой градацией на фундаментальные и прикладные. Однако имеющаяся разница в степени приближения к практике все же дает основание другим специалистам следовать традиционному делению и применять устоявшиеся понятия.

Фундаментальными называют те исследования, которые открывают закономерности педагогического процесса, выстраивают общетеоретические концепции науки, ее методологию, анализируют историю.

Прикладные исследования решают отдельные теоретические и практические задачи, связанные с методами обучения, воспитания, содержанием образования, вопросами подготовки педагогов и др. Предмет прикладных исследований более ограничен и непосредственно направлен на практический результат. Прикладные исследования чаще всего продолжают фундаментальные, но могут и предшествовать им. Они выступают промежуточным звеном, связывающим науку и практику, фундаментальные исследования и разработки. Кроме прикладных исследований в педагогике также могут быть разработки – они направлены непосредственно на обслуживание практики, содержат конкретные указания по воспитанию и обучению, методам и формам организации различных видов деятельности.

Черты, характерные и для фундаментальных, и для прикладных исследований:

1. И в том, и в другом исследовании осуществляется обращение к практике в исходном пункте исследования. Основанием для прикладного педагогического исследования являются прямые недостатки в практической деятельности (снижение интереса к процессу обучения и др.) Основа фундаментального педагогического исследования – также потребности практики, но более абстрактные (аксиологические аспекты образования, то есть имеющие отношение к ценностям; социально-педагогические основы повышения уровня профессиональной выученности выпускников и др.).

2. И в том, и в другом исследовании осуществляется построение теоретических моделей, отражающих объекты исследования. В прикладном исследовании теоретическая модель строится на основании (или в рамках) уже имеющейся теории. В фундаментальном исследовании теоретическая модель отражает новую теорию, созданную на основе критического осмысления уже имеющихся.

3. Результатом и фундаментального, и прикладного исследований являются новые знания, но характер новизны этих знаний разный. Прикладные исследования, как правило, представляют результаты на одном из двух уровней: уровне конкретизации (уточнение известного, конкретизация отдельных теоретических и практических положений) или уровне дополнения (открытие новых аспектов, граней проблемы, выявление новых элементов, частей, ранее не известных, но эти нововведения не изменяют картину в целом, а дополняют ее).

По критерию междисциплинарности исследуемых проблем различают также два вида комплексных педагогических исследований: монодисциплинарные и междисциплинарные.

Монодисциплинарное исследование изучает проблемы, сходные по своей сущности, в рамках одной и той же науки. Междисциплинарное исследование – это изучение одного и того же объекта с позиций разных наук.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: