double arrow

Советы преподавателям


Коллеги, тщательно изучайте материалы кейса перед занятием, свободно оперируйте материалом, оценивайте его, осуществляйте совместно со студентами внешнюю и внутреннюю критику привлеченных источников.

Моделируйте возможные сценарии развития анализа ситуации.

Поддерживайте всячески оригинальные оценки, предложения, выводы студентов.

Подогревайте интерес к проблеме дополнительными вопросами, уточнением характера задания, вовлечением в разговор молчаливых студентов.

Формируйте собственный банк кейс-стади, вовлекайте студентов в поиск информации и оформление ее в электронном виде.

Высказывайте смелее свою позицию, используйте реальные примеры из научных дискуссий, в которых вы принимали участие, авторские публикации, видеозаписей своих выступлений.

Используйте источники на английском языке, только профессиональное обращение к оригинальным материалам по специальности позволяет моделировать реальную ситуацию дискуссии или «мозгового штурма» представителей различных стран. В противном случае, знание языка будет сводиться к набору оторванных от профессиональных интересов историков клишированных учебных фраз.




Кейс 1. «Что есть империя?»

Большинство исследователей мира считает, что в советский и даже российский период истории в нашей стране сложилось уважительное отношение к точным и однозначным дефинициям. В научной и, тем более, учебной литературе толкование понятия было однозначным и четким. Современное знание менее императивно и в России, и, тем более, за рубежом, где никогда не уделяли большого внимания номинативному аппарату гуманитарных наук. Послушаем мнения нескольких обществоведов.

Документ 1. Опредения понятия империя в различных энциклопедиях мира

«Британская энциклопедия» сообщала в 1910 г., что «империя это термин, который сейчас используется для обозначения государства большого размера, а также (как правило) сложного состава, часто, но не обязательно, управляемого императором. Это – государство, которое может быть федерацией, как Германская империя, или же унитарным государством, как Российская империя, или, как Великобритания, содружеством свободных государств с определённой субординацией».

Представление о западном видении феномена империй в мировой истории отражено в материале известного политолога, сторонника теории модернизации Ш. Айзенштадта в авторитетном многотомном западном исследовании «Международная энциклопедия социальных наук». В словарной статье «Империи» он писал, что термин «империя» обычно используется для обозначения политической системы, охватывающей большие, относительно сильно централизованные территории, в которых центр, воплощенный в личности императора и центральных политических институтах, образовывает автономную единицу. Автор отнес империи к особому виду политических систем и политических режимов.



Большая Советская энциклопедия утверждала в краткой словарной статье 1952 г., что «империя – это наименование монархических государств, главой которого является император; империей иногда называют организацию колониального господства отдельных буржуазных государств».

Под империей современные отечественные обществоведы понимают политическую систему, объединяющую под началом жесткой централизованной власти гетерогенные этно-национальные и административно-территориальные образования на основе отношений нескольких видов: «метрополия – колония», «центр – провинция», «центр – национальная окраина». Понятие «империя» во всех значениях связано с жестким применением власти на местах, которая исходит из одного центра.

Документ 2. Г.П. Федотов «Судьба Империй» Впервые статья опубликована в Нью-Йорке в 1947 г. Г.П. Федотов (1886–1951) философ, историк, много лет жил и работал в США. Труды стали известны на родине в 1990-е гг.

Когда экспансия государства переходит в ту стадию, которая позволяет говорить об Империи? На этот вопрос не так легко ответить. Во всяком случае, нельзя сказать, что Империя есть государство, вышедшее за национальные границы, потому что национальное государство (если связать национальность с языком) явление довольно редкое в истории. Может быть, правильное определение было бы: Империя – это экспансия за пределы длительно устойчивых границ, перерастание сложившегося, исторически оформленного организма.



Вопросы и задания:

1. Найдите основные достоинства и недостатки каждого и приведенных выше определений или характеристик империи.

2. Современный Оксфордский словарь английского языка указывает на существование в прошлом не менее 45 империй. Каких именно империй, как Вы полагаете?

3. Можно ли, рассуждая логически, утверждать, что современная Россия остается имперской политической системой?







Сейчас читают про: