Синонимы: Кейс Стади, Бизнес-кейсы, Метод кейсов

Интерактивная технология для краткосрочного обучения менеджеров, на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Цель: научить слушателей, как индивидуально, так и в составе группы: анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной бизнес-задачи, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п. (Заметим: элитарное образование во всем мире связано с решением задач. Именно так готовят дипломатов, разведчиков, офицеров Генштаба – в этих профессиях по понятным причинам предъявляются высочайшие требования к качеству образования).

Название произошло от латинского термина «casus» — запутанный или необычный случай). Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы.

«Метод был впервые применен в Harvard Business School в 1924 году. Его суть состоит в том, что слушателям дается описание определенной ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения. В классе в небольших группах происходит коллективное обсуждение приведенного случая из практики. Усмотрев и проанализировав сотни не придуманных проблем, Вы «набьете руку» на их решении. Если Вы попадете в аналогичную ситуацию в реальности, то она не поставит Вас в тупик».


Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004 г., с. 47.


ПРИМЕР: «Основная часть обучения основывается на методе кейсов (case method). Сначала дома читаешь 15-30 страниц текста и табличек о бизнес-ситуации и пытаешься ответить на заданные вопросы (часто очень общие, вроде «проанализируйте ситуацию и предложите стратегию действий»). После этого обсуждаешь кейс со своей группой (study group). Присоединяться к группе необязательно, но большинство студентов работают командой, чтобы учиться друг у друга. Затем в классе преподаватель начинает обсуждение кейса с того, что предлагает одному из студентов секции, в которую входит 90 человек, «открыть» кейс, то есть описать ситуацию и в некоторых случаях предложить стратегию. Этот процесс неожиданного вызова «к доске» называется cold call и является большим стимулом для хорошей подготовки к занятиям.

В процессе обсуждения кейса преподаватель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово студентам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. В конце занятий профессор может потратить 10-15 минут на рассказ о том, что же действительно произошло в реальной ситуации, на основе которой написан кейс, и какие выводы можно сделать. Тем не менее, метод кейсов делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих коллег.

Несколько дополнительных соображений о методе кейсов. Он был изобретен в Harvard Business School. Сегодня здесь же пишется и подавляющее большинство кейсов, используемых в других ведущих бизнес-школах. Плюс этого в том, что часто кейсы преподает автор или человек, который активно участвовал в их подготовке. Также во многих случаях в класс приходят участники событий в кейсах (часто президенты компаний) и участвуют в обсуждении. Это делает дискуссию очень реальной, и варианты решения проблемы, поставленной в кейсе, критикуются людьми, которые эту ситуацию пережили. Когда я начинал учиться, я был скептиком по поводу ценности самой учебы, так как у меня уже было образование в области бизнеса. Оказалось, что даже если ты понимаешь теорию, относящуюся к кейсу, тем не менее узнаешь много нового о компаниях и отраслях, описанных в кейсе. Начинаешь понимать основных игроков, их позиции и стратегии, историю, проблемы и тенденции отрасли. Учитывая, что с большой вероятностью придется столкнуться с представителями многих отраслей в качестве клиента, поставщика, партнера или сотрудника, эти знания очень полезны. Кроме новых знаний, в процессе обсуждения кейса учишься убедительно аргументировать свои высказывания, конструктивно реагировать и отвечать в реальном режиме времени на критику».


Алимов Д., Harvard Business School // в Сб.: Путеводитель по MBA в России и за рубежом, / Под редакцией Гозман О., Жаворонковой А., Рубальской А., М., «Begin Group», 2004 г., с. 173.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: