Борьба вокруг концепции политической нейтральности

Законодательная ветвь власти не поддержала рузвельтовскую линию на

реполитизацию чиновничества. Актом прямого ограничения политической деятельности

государственных служащих стал Закон Хэтча, принятый Конгрессом в 1939г9. Он

запретил им участвовать в любом качестве в избирательных кампаниях, включая сбор

пожертвований и пропаганду, а также использовать служебное положение для действий в

пользу какой-либо политической партии. В основе его лежали антитоталитарные по своей

природе опасения, что политически ангажированные государственные служащие могут

использовать свое служебное положение для создания гигантской, сращенной с

государством политической машины, а также стремление запретить использование

публичного статуса в частных целях.

Непосредственным стимулом для принятия Закона было желание сбалансировать

предпринятое Президентом Ф.Рузвельтом в рамках "нового курса" расширение

полномочий федеральной исполнительной власти. Но в более широком историческом

контексте он продолжал линию Закона Пендлтона на ограничение негативных

последствий джексоновской spoils system. Задачей было заблокировать возможность

злоупотребления служебным положением в партийных либо личных интересах,

максимально ограничить возможность влиять на голоса избирателей через

правительственные каналы, взять под контроль коррупцию. (Эта задача – ограничение «

столь модного у нас сейчас «административного ресурса» во всех его аспектах, думается,

очень актуальна и для нынешней российской госслужбы.)

На протяжении десятилетий, прошедших после его принятия, Закон Хэтча

неоднократно подвергался критике, а конституционность устанавливаемых им

ограничений гражданских прав служащих дважды оспаривалась в Верховном суде. В

1966г. в ответ на жалобы служащих на несправедливость установленных Законом

ограничений была даже образована специальная комиссия Конгресса. Комиссия пришла

к выводу, что Закон пытается примирить две стороны объективно существующего в

демократическом обществе противоречия: с одной стороны, судьба демократии зависит

от участия граждан в политическом процессе, включая свободу слова и ассоциаций; с

другой, обществу для нормальной жизни необходима гражданская служба, в которой на

постоянной основе работают люди, отобранные не по принципу политического

фаворитизма, а по профессиональным качествам. Комиссия также отметила

расплывчатость ряда положений Закона.

Тем не менее, за прошедшие с тех пор полвека Закон не отменен, хотя появились

новые основания для его критики. В частности, говорят, что той угрозы, которую опасался

и пытался заблокировать Хэтч - доминирование сильного Президента с подвластной ему

партийной машиной и "своим" большинством в Конгрессе - давно уже не существует.

Раскол между Президентом и Конгрессом стал достаточно частым состоянием

американской политической жизни, а степень партийной идентификации и лояльности

радикально сократились. Разумеется, критики Закона обращаются и к духам "отцов-

основателей", говоря, что он противоречит их конституционным идеалам. Задаются и

более приземленные, но весьма актуальные для американской политической системы

вопросы: например, как относиться к добровольным денежным пожертвованиям

служащих в пользу партии? Но сторонники Закона - "про-хэтчеры" - настаивают на

необходимости его сохранения, говоря, что отмена устанавливаемых им ограничений на

политическую деятельность служащих неминуемо приведет к возрождению всех пороков

"джексоновской демократии". Думается, концепция политической нейтральности, во

всяком случае в рамках американской традиции прохладно-недоверчивого отношения к

правительству как таковому, имеет как светлые, так и теневые стороны. Не случайно она

оценивается в литературе столь неоднозначно. В частности, этой проблематике

посвящена специальная обстоятельная работа10. С точки зрения ее авторов, смысл

деятельности нейтральных государственных чиновников - снабдить политическое

руководство компетентными доверительными рекомендациями. Взамен им

гарантируются анонимность и стабильность служебной карьеры. Публичную

ответственность за осуществление данных рекомендаций несут не чиновники, а

политики. Подобный статус чиновников возможен, по мнению авторов, лишь в

демократических странах, да и то далеко не всегда. Они называют целых девять

предпосылок, необходимых для соблюдения чиновниками принципа нейтральности и

беспристрастия.

Тенденции последних десятилетий в отношении "реполитизации" администрации

неоднозначны. Так, Р.Никсон отличался вошедшим в легенды недоверием и

враждебностью по отношению к карьерной бюрократии и учредил в Белом доме команду

"контрбюрократов", а своих политических назначенцев в ведомствах рассматривал как

"лазутчиков" во вражеском стане. Пришедший после него в 1977г. Дж.Картер активно

продолжил практику «политических назначений» на ключевые посты и предпринял

реформу государственного аппарата, о которой будет сказано отдельно. Но самым

решительным борцом с бюрократией был Р.Рейган. Правда, абсолютное число

аппаратных должностей, заполняемых по принципу политических назначений,

увеличилось при нем незначительно, но вес этих позиций в структурах исполнительной

власти возрос существенно. Кроме того, в отличие от своих предшественников, он

установил практику прямой проверки готовности кандидатов на должности "с энтузиазмом

поддерживать его политический курс" - так называемые "тесты политической лакмусовой

бумажки". В результате многие чиновники, унаследованные администрацией Рейгана от

демократов, были заменены людьми, разделявшими более консервативную философию

республиканцев. Оставшихся же всячески отстраняли от участия в решении политических

вопросов. К тому же и общее число федеральных чиновников за два первых года

рейгановского президентства сократилось на 92 тысячи. И хотя Дж.Буш-старший - сам

многолетний вашингтонский функционер, был значительно индифферентней в этом

отношении, процесс политизации бюрократии к тому времени набрал собственную

инерцию и продолжался уже по своей внутренней логике. Б.Клинтон, естественно, также

не отказался от популярной у избирателей тактики критики бюрократии и, будучи к тому

же вынужден иметь дело с республиканским большинством в обеих палатах Конгресса,

выдвинул лозунг "правительства, которое стоит меньше, но делает больше", как бы

объединяющий философию обеих партий. Впрочем, реформы времен президентства

Б.Клинтона и ситуация в администрации Дж.Буша-младшего заслуживают особого

разговора и будут рассмотрены ниже..

Однако в вашингтонской административной реальности ситуация выглядит не столь уж

драматично. Ее острота умеряется, в частности, пришедшим пониманием того, что

традиционное противопоставление политиков и администраторов является

нормативистским, устаревшим и "наивным". Карьерные бюрократы на сколько-нибудь

важных должностях практически не могут оставаться деполитизированными и неизбежно

влияют на принятие и тем более, проведение в жизнь политических решений. К тому же,

помимо более высокого уровня профессиональной компетентности, они, в силу своего

статуса, обладают и другими преимуществами по сравнению с политиками: средний срок

пребывания политика в аппарате - два года, поэтому он заинтересован быстро сделать

что-нибудь заметное и двигаться дальше – либо вверх по политической лестнице, либо в

частный сектор, "за деньгами"; мотивация же карьерного чиновника связана с

перспективой постоянной работы в аппарате, что предполагает отнюдь не только

"бюрократическую инерцию", но и такие полезные для дела качества как просчет

долговременных последствий тех или иных решений и действий, постепенность,

осмотрительность, заботу о поддержании деловых контактов и пр. Бюрократы

заинтересованы в поддержании институтов, с которыми связана их деловая карьера,

политики же рассматривают их как удобные орудия для достижения своих политических

целей. Но в то же время политики "по определению" более зависимы от мнения

избирателей и потому более чувствительны к их желаниям и потребностям. Так что,

видимо, оптимум состоит в сочетании у администраторов, с одной стороны, политической

"отзывчивости" к гражданам, а, с другой - добросовестного и эффективного выполнения

политических установок избранного президента и правительства в сочетании с их

профессиональной компетентностью и деловой эффективностью по обоим

направлениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: