Цели и задачи обучения пропедевтическому курсу информатики. Специфика методов и форм обучения информатике на пропедевтическом этапе

Основные цели пропедевтического курса: формирование начал компьютерной грамотности; развитие логического мышления; развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач; формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).

Сейчас становится ясным, что целенаправленную работу по формированию алгоритмического стиля мышления целесообразно начинать в младших классах, так как у старшеклассников стиль мышления уже фактически сложился, новые формы мышления воспринимаются ими с трудом.

Негативные стороны использования компьютеров в обучении школьников младших классов: дезориентации ребенка в окружающей действительности; при работе с компьютером у детей происходит разрыв между реальностью и фантазией, желаемым и действительным; дети по своему развитию не готовы к извлечению пользы из непосредственного опыта работы с символами и абстрактной информацией, при этом необходимые для работы с компьютером навыки не соответствуют операционным способностям ребенка.

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения: 1. диалоги; 2. работа в группах; 3. игровые методики; 4. информационные минутки; 5. эвристический подход.

Использование групповой формы работы имеет большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету. Для учащихся младших классов целесообразно организовывать работу в малых группах, при этом формирование групп должно строиться на мотивационном принципе: если детей с нейтральным отношением к предмету объединить с детьми, которые любят данный предмет, то в результате совместной работы первые существенно повышают свой интерес к предмету.

В младших классах при делении учеников на группы необходимо учитывать пожелания самих детей к составу группы. В этом возрасте характеристика "хороший", "сильный", "добрый"' превалирует в сознании ребенка над характеристикой "знает предмет", "отличник", "аккуратный".

В настоящее время проведение уроков на основе игровых методик при обучении информатике в младших классах выходит на первый план.

Эвристический метод, применяемый для выработки логического и алгоритмического мышления, очень похож на игровой метод с той громадной разницей, что инициатива хода урока находится полностью в руках учителя. Цель эвристического метода — создание личного образовательного продукта (алгоритм, сказка, программа и т.п.).

Задачи обучения: научить ребёнка осмысленно видеть мир и ориентироваться в нем. помочь справиться с другими предметами школьного курса научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми (используя компьютерные технологии). Основные отличия от курса ОИВТ: не предполагается изучение компьютеров как объекта не предполагается изучение языков программирования не предполагается изучение численных методов и т.п. компьютер используется как инструмент, с помощью которого можно познать мир. существенно изменена методика Методическая система состоит из 5 компонентов: цели обучения, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Моделирование и формализация». Методика формирования представлений о моделях и формализации: формализация, основные типы моделей, информационные модели и их исследование.

Моделирование – метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. Т.е. исследование объектов путем построения и изучения моделей

Формализация – процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков

Применение моделирования в процессе изучения КС позволяет исследовать особенности архитектуры и организацию вычисления и управления. Это можно осуществить на основе модельного эксперимента, организация которого предполагает проектирование компьютерной модели как последовательности трех компонентов (концептуальная модель, математическая модель, программная модель) и реализации этой модели в подходящей операционной среде.

Содержание образования по теме описано в учебных стандартах в линии формализации и моделирования. Изучение учебного материала данной содержательной линии обеспечивает учащимся возможность: получить представление о моделировании как методе научного познания; понять основные принципы формализации и подходы к построению компьютерных моделей.

Наибольшего внимания заслуживает метод моделирования, позволяющий проводить вычислительный эксперимент с помощью компьютера. Его последовательное и систематическое применение позволяет сблизить методологию учебной деятельности с методологией научно - исследовательской работы, дает возможность обучаемому освоить не только конкретный учебный курс, но и сам метод моделирования, что особенно актуально для высшего образования и завершающей стадии среднего образования.

«Учебная компьютерная модель (УКМ) представляет собой программную среду, объединяющую в себе на основе математической модели явления или процесса средства интерактивного взаимодействия с объектом исследования и развитые средства отображения информации».

УКМ - это эффективное средство познавательной деятельности учащихся, доступность которого открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию урока. Однако возможности эти скорее содержательные, чем организационные. Учитель - предметник с помощью УКМ может обращаться к тем аспектам базовой науки, которые раньше были недоступны учащимся из-за сложности, невоспроизводимости, необходимости большего времени на изложение и усвоение, недостаточной наглядности и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: