Табличные величины. Методика использования электронных таблиц в процессе обучения

Изучение табличных величин — неотъемлемая часть любого курса информатики. Это видно хотя бы по тому факту, что эта тема рассматривается во всех распространенных сегодня учебниках, несмотря на различия в идейных и методических установках их авторов.

Важность этой темы определяется особой ролью таблиц. Все применения ЭВМ основаны на их способности к быстрой и точной обработке больших объемов информации, а это возможно только когда информация однородна. Таким образом, таблицы как основное средство представления однородной информации неизбежно используются во всех реальных компьютерных программах.

Конкретная методика изучения темы «Табличные величины», как и вся методика преподавания информатики и программирования, зависит от многих параметров. Необходимо учитывать возраст и уровень подготовки учеников, общий объем курса, цель занятий (общеобразовательная или профессиональная подготовка) и многое другое.

Электронная таблица - это средство информационных технологий, позволяющее решать целый комплекс задач:

1. Прежде всего, выполнение вычислений. Решения многих вычислительных задач на ЭВМ, которые раньше можно было осуществить только путём программирования, стало возможно реализовать на электронных таблицах.

2. Математическое моделирование. Использование математических формул в ЭТ позволяет представить взаимосвязь между различными параметрами некоторой реальной системы. Основное свойство ЭТ - мгновенный пересчёт формул при изменении значений входящих в них операндов. Дополнительные удобства для моделирования даёт возможность графического представления данных.

3. Использование электронной таблицы в качестве базы данных. Конечно, по сравнению с СУБД электронные таблицы имеют меньше возможности в этой области. Однако некоторые операции манипулирования данными, свойственные реляционным СУБД, в них реализованы. Это поиск информации по заданным условиям и сортировка информации.

На уроках ученикам предстоит освоить конкретный табличный процессор. Рекомендуется придерживаться методической схемы виртуального исполнителя, элементами которой является изучение среды, режимов работы, системы команд, данных.

На уроках информатики учащиеся знакомятся с возможностями и назначением электронных таблиц.

ЭТ также могут использоваться в качестве инструмента познания для развития умственных способностей учащихся. Создание ЭТ требует от пользователя умения выполнять абстрактные логические умозаключения.

Определение значений и составление формул, связывающих значения в электронных таблицах, способствуют лучшему пониманию алгоритмов, используемых для сравнения значений, а также математических моделей, применяемых для описания областей электронной таблицы.

При использовании ЭТ в качестве инструмента деятельности учащихся снижается роль репродуктивных методов обучения, их заменяют проблемно-поисковые, призванные развивать творческую и познавательную активность учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: