Специфика преподавания предмета информатики. Проблемы и особенности становления методики преподавания информатики в школе

Специфика курса информатики заключается в том, что наличие или отсутствие компьютерного класса и тип ПЭВМ определяют чему и как учить школьников. Общими целями, стоящими перед курсом информатики являются формирование и развитие научных и технологических знаний и умений, необходимых для понимания информационной точки зрения на мир для использования информационных технологий в практической деятельности в том числе для продолжения образования а именно:

- знание основных понятий и методов информатики составляющих ядро содержания образования в области информатики.

- обладание языком информатики в умение использовать его построения информационных моделей.

- формирование умений использовать компьютер и программное обеспечение для решения практических задач.

В зависимости от конфигурации компьютеров имеющихся в школе учитель изменяет содержание образования по информатике но в пределах допустимых Стандартами образования. В историческом аспекте в становлении базовой подготовке по информатике в России можно выделить три периода: до 1985 г., 1985-1990 гг., с 1991 г. по настоящее время. До 1985 г. подготовка по базовой информатике велась только в высших учебных заведениях, в которых для инженерных, экономических и физико-математических специальностей читались учебные дисциплины «Вычислительная техника в инженерных и экономических расчетах» и т.д. Для обеспечения подготовки по информатике учащихся и студентов системы среднего и высшего образования в 1985-1988 гг. были выпущены комплексы учебных пособий по базовой информатике, подготовленные лучшими специалистами и преподавателями системы профессионального образования. Подготовка по информатике распределялась на базовую и специальную. Цель базовой подготовки – дать обучаемым знания по основам информатики и вычислительной техники, необходимые в дальнейшем для получения специальной подготовки в таких областях изменения вычислительной техники, как проектирование систем обработки информации и микропроцессорных систем, автоматизация управления и проектирования и т.д. С конца 80-х годов претерпевает существенное изменение содержания курсов базовой информатики на всех уровнях образования, уменьшается количество учебных часов, отводимых на изучение программирования. Все больше внимания уделяется изучению новых информационных технологий. Нацеленность на изучение в курсах базовой информатики новых информационных технологий, признание высоко развивающегося потенциала информатики и ее особой роли в формировании современного информационного общества стали исходными положениями при разработке современной концепции преподавания базовой информатики в учебных заведениях России.

Основные содержательные линии базового курса информатики. Стандарт по основным содержательным линиям курса: линия информационных процессов; линия представления информации; алгоритмическая линия; линия исполнителя (компьютера); линия формализации и моделирования; линия информационных технологий.

Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов:

-вопросы, связанные с пониманием сущности инф-х процессов, инф-ми основами процессов управления в сис-х различной природы: вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информации, количестве информации;

-способы представления информации, методы и средства формализированного описания действий исполнителя: вопросы, связанные с выбором исполнителя, анализом его свойств, возможностей и эффективности его применения для решения данной задачи;

-вопросы, связанные с методом формализации, моделирования реальных объектов и явлений для их исследования с помощью компьютера, проведения компьютерного эксперимента;

-этапы решения задач на ЭВМ, использование программного обеспечения разного типа для решения задач, представление о современных информационных технологиях, основанных на использовании компьютера.

Изучения информатики и ИКТ на базовом уровне среднего (полного) образования направлено на достижение следующих целей:

-овладение системы базовых знаний;

-овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

-развитие познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

-воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

-приобретение опыта использования ИТ в индивидуальной коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Базовые понятия информатики и ИТ.

-информация и информационные процессы;

-информационные модели и системы;

-компьютер как средство автоматизации информационных процессов;

-средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей;

-основы социальной информатики.

Требования к уровню подготовки выпускников. Знать/понимать :

-основные технологии создания редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программ средств ИКТ;

-Назначение и виды информационных моделей;

-Назначение и функции операционных систем;

Уметь:

-Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

-Использовать готовые модели;

-Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

-Создавать информационные объекты сложной структуры;

-Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;

-Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

-Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразования;

-Ориентации в информационном пространстве;

-Автоматизации коммуникационной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: