Способы организации обратной связи при проведении занятий по информатики при изучении сетевых ресурсов компьютера

Работа с сетью,с точки зрения учебного процесса различается по тому, кто управляет обменом данными:

- обмен данными может выполнять учитель с рабочего места.

- обмен данными может выполняться и учителем и учениками.

- обмен данными может выполняться самими учащимися.

На основе локальных сетей в кабинете информатики идет обмен информацией внутри одного кабинета информатики и служат для организации постоянной обратной связи и удобства рассылки информации от учителя к учащимся и обратно. Именно благодаря средствам поддержки локальных сетей учитель информатики получает возможность индивидуализировать контроль за процессом обучения, повысить уровень контроля за процессом усвоения знаний учащихся. Технические возможности кабинета инф-ки при наличии компьютер. локальной сети:

- повышение надежности хранения информации в компьютере;

- удаленное управление рабочим местом учителя;

- оперативный обмен информацией между учителями;

- возможность запуска учебной программы с главного компьютера.

При обучении работе с глобальной сетью лучше всего работает метод проектов.

Локальные вычислительные сети (ЛВС), кроме обработки данных, обеспечивают надежную связь между компонентами, включенными в сеть и предоставляют пользователям ряд дополнительных услуг (электронная почта, широковещательная связь и др.). ЛВС легко поддаются расширению и их можно объединить в общую сеть больших масштабов.

На основе локальных сетей в кабинете информатики идет обмен информацией внутри одного кабинета вычислительной техники по каналам учитель служат для организации постоянной обратной связи и удобства рассылки информации от учителя к учащимся и обратно. Именно благодаря средствам поддержки локальных сетей учитель информатики получает возможность индивидуализировать контроль за процессом обучения, повысить уровень контроля за процессом усвоения знаний учащихся.

Работа сети с точки зрения учебного процесса различается по тому, кто управляет обменом данных: 1. Учитель со своего раб. места (неудобство: если постоянно менять фронтальные и индивидуальные виды работы, падает интенсивность обучения); 2. Одновременно преподаватель и учащиеся (оптимальный вариант – учащиеся могут сами видеть задания, без пересылки учителем, или задавать вопросы по сети), 3. учащийся сам берет задание с сервера, самостоятельно выполняет, а потом показывает преподавателю.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Информационные технологии». Задачи, содержание и структура раздела «Информационные технологии», основные виды программных средств, дидактические принципы их применения в учебном процессе.

Научно-методические основы реализации содержательной линии «Основы алгоритмизации и программирования». Анализ структуры и методика изложения раздела «Алгоритмы» в базовом курсе информатики. Учебные исполнители как средство формирования базовых понятий алгоритмизации.

Разработка алгоритма является сложным и трудоемким процессом. Алгоритмизация – это техника разработки алгоритма для решения задач на ЭВМ.

Цели раздела алгоритмизации. Школьникам необходимо научиться:

- основным способам организации алгоритмов;

- основным способам организ. данных;

- применение алгоритмических конструкций при построении алгоритма решения разнообразных задач.

Также одной из целей является развитие мышления учащихся, котор. предполагает создание у школьников целостной картины мира и формирование навыков жизни в информационном обществе.

Шаги подготовки задачи к алгоритмизации: 1. Математическая постановка задачи: - что дано - перечисление исходных данных, что требуется - перечисление результатов; - условия допустимости исходных данных. 2. Математическая модель - все необходимые для получения результата правила и законы. 3. Метод решения - оптимальное использование имеющейся в распоряжении математической модели.

Шаги постановки задачи алгоритмизации: постановка задачи; метод решения; оптимальное использование имеющихся математич. моделей. При разработке алгоритма необход. чтобы учащиеся соблюдали след. Правила:

- необходимо установить последоват.действий;

- определить характер исход.данных;

- определить обозначение переменных;

- указать место ввода и вывода;

- указать все формулы решения и условия.

Для записи алгоритма решения задачи применяются следующие способы: словесно- формульное описание, графическое (блок-схема), алгоритмические языки, псевдокод (с помощью операторов близких к алгоритмическим языкам).

Требования к знаниям и умениям учащихся. Должны иметь представление о:

- сво-вах исполнителей;

- программах, как сред-ах реализации алгоритмов.

Понимать: смысл формального исполнения алгоритма.

Знать:

- понятие алгоритма;

- сво-ва алгоритма;

- способы представления алгоритма.

Уметь:

- исполнять готовые алгоритмы;

- находить ошибки;

- оценивать область применения данного алгоритма;

- составлять алгоритмы.

Методы и приемы проведения занятий по алгоритмизации.

- Метод пошаговой детализации (заключ. в построении по существующим признакам алгоритма действий, способствующих формированию навыков обучения и самообучения. Отрабатываются след. навыки:1) разделение действий м/у учащимися при решении задач;2) осознание и учет одним учащимся способа решения задачи, осуществленного другим учащимся;3) взаимный контроль и оценка действий учащихся в ходе решения задачи. Т.о., алгоритмизация позволяет учителю вести урок в форме коллективного диалога.)- Ролевое исполнение и составление алгоритмов (когда один ученик выполняет задание у доски, а остальные учащиеся оценивают его действия и комментарии и пытаются представить себя в его роли.)- метод «черного» ящика (метод исследования при котором объект рассматривается как неделимое целое, не имеющее структуры.) Способы организации действий в алгоритмах: с помощью алгоритмических языков любой алгоритм можно представить в виде последовательности основных алгоритмич. структур: линейные, разветвленные, циклические.

33. Основные компоненты содержания школьного курса информатики. Структура непрерывного курса информатики для современной общеобразовательной школы (пропедевтический курс, базовый курс, профильные курсы) и задача его реализации в рамках базисного учебного плана.

В содержании общеобразовательного курса информатики можно выделить четыре относительно самостоятельные части. Первую часть составляет совокупность фундаментальных знаний, понятий и представлений, необходимых для формирования операционного стиля мышления. Вторая часть курса образуется из совокупности прикладных навыков и умений, необходимых для применения идей и методов информатики в других отраслях человеческой деятельности. Третья часть — это система основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе научных знаний. Четвертая часть — это совокупность знаний, необходимых для общей ориентации в возможностях современной и перспективной техники, вычислительных, программных, информационных и коммуникационных систем.

Фундаментальные навыки и умения первой группы могут и должны формироваться в младших классах школы. Прикладные навыки второй группы должны формироваться, главным образом, в межпредметных связях, при изучении других школьных дисциплин по мере освоения соответствующих фундаментальных понятий. Наконец, обобщение и систематизация основных теоретических и практических знаний, а также формирование представлений о современных инструментальных средствах информационного общества должны осуществляться в конце школьного образования, в старших классах: при существующих темпах обновления технического и программного инструментария у учителя, беседующего с выпускниками, не будет оснований называть современными те машины и программные системы, с которыми школьники знакомились пять лет (компьютерное поколение) тому назад — в пятом, шестом классах. Хотя названные выше части непрерывного школьного курса информатики, в целом, перечислены здесь в хронологическом порядке, все же их пересечение во времени неизбежно. Особенно это относится к первым двум частям, основные разделы которых в соответствии с главными задачами информатического образования покрывают начальную школу. Более того, об изучении разделов из первой части (теоретический фундамент) и отдельных разделов второй части (практические навыки общения с компьютером) приходится говорить как о взаимно-обусловленном и одновременном.

Таким образом, с известной степенью условности можно предложить следующую схему непрерывного школьного общего информатического образования:

1-5 классы Совокупность наиболее фундаментальных навыков, знаний, понятий и представлений, необходимых для формирования операционного стиля мышления
3-9 классы Совокупность прикладных навыков, необходимых для применения идей и методов информатики в других отраслях человеческой деятельности
10 класс Система основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе научных знаний
11 класс Комплекс знаний, необходимых для общей ориентации в возможностях современной и перспективной техники и прикладных систем

Нет необходимости выделять информатику в отдельный предмет, поскольку весь концептуальный инструментарий к этому времени уже, по су­ществу, сформирован.

Применения его погружаются в учебные программы других предметов, главным образом, в центральных классах средней школы. В этой совокупности «других» предметов может несколь­ко выделяться предмет с названием «Информационная культу­ра» (однако опять-таки не «Информатика»!), в котором на пер­вый план выступают инвариантные по отношению к множеству частных предметных методик инструментальные, технологиче­ские, прикладные аспекты информатики. Наконец, в старших классах у школьников, ориентирую­щихся на продолжение образования, имеет право на существо­вание самостоятельный предмет — «Информатика». Его задача состоит в том, чтобы подвести итог многолетнему знакомству с информатикой, систематизировать полученные знания (10 класс) и познакомить с современными машинами, системами, техно­логиями (11 класс).

Концепции, структура и состав прикладных учебных программных систем определяются из условий педагогической предметной области.

Очень показателен в этом отношении переход от учебных языковых систем программирования, характерных для первого этапа становления школьной информатики, к системам про­граммных исполнителей.

1. Современный ребенок, приходя в школу, уже имеет инту­итивные представления о роботах, компьютерах и их возмож­ностях. Однако между этим представлением и систематическим изучением фундаментальных понятий информатики существу­ет ощутимая методическая ниша, которую целесообразно за­полнить средствами, доступными младшим школьникам — программными и аппаратными исполнителями-роботами.

2. Операционная среда, созданная языковой системой про­граммирования, даже такой богатой, как, например, Лого, бу­дучи единственной, приходит в противоречие с дидактическим принципом многообразия форм обучения. Многообразие же операционных средств, порождаемых системой исполнителей, практически неисчерпаемо.

3. Работая с исполнителями, школьник погружается в уже созданную среду с заданными в ней свойствами, а при знаком­стве с языком программирования или встроенным в язык ис­полнителем-черепашкой школьнику приходится самому проек­тировать и создавать операционное окружение, что требует определенного уровня сформированности алгоритмического мышления, наличие которого нельзя предполагать у ученика в самом начале изучения основ информатики.

4. Так как языковая система программирования (даже учеб­ная) создает у учащегося противоречивое ощущение первично­сти программы и вторичности алгоритма, полезно построить систему исполнителей, которые помогают школьнику понять сущность и свойства алгоритмов раньше, чем он освоит начала программирования (и вообще говоря, независимо от изучения программирования).

5. Разнообразный мир исполнителей конструктивно демон­стрирует межпредметные связи информатики и, следовательно, готовит школьников к активной жизненной позиции в инфор­мационном обществе.

6. Специализированные исполнители, ориентированные на задачи художественного и музыкального воспитания, могут слу­жить целям гуманитаризации образования с большей эффек­тивностью, чем универсальные языковые средства.

Научно-методические основы дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы: дифференциация обучения как способ реализации личностно ориентированной парадигмы школьного образования.

35. Организация проверки и оценки результатов обучения. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся. Описание системы измерителей (тесты, устный опрос, сочинения и пр.) достижений учащихся. Шкалы оценок.

Контроль знаний учащихся выполняет три функции:

1. управления процессом усвоения, его коррекции;

2. воспитания познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;

3. обучения и развития.

Контроль знаний — это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.

Контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году. Контроль должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Для этого используются различные формы и методы контроля.

Виды контроля:

· текущий,

· периодический,

· итоговый,

· самоконтроль.

Методы проверки знаний:

· наблюдение,

· пользование книгой,

· устный контроль,

· письменная проверка,

· практическая работа,

· дидактические тесты.

Формы контроля:

Традиционные формы контроля: Нетрадиционные формы контроля:
- устный опрос - фронтальный опрос - диктант - контрольная работа - самостоятельная работа - практическая работа - лабораторная работа - зачет - тест - домашние контрольные работы - самоконтроль - головоломки - ребусы - кроссворды - защита творческих работ и проектов - урок-викторина - урок-соревнование - урок-экзамен («Смотр знаний») - урок-отчет - урок творческих заданий

Оценка знаний учащихся

5 – ставится если ученик безошибочно излагает материал, он усвоил весь объем ЗУН в соотв с программой, легко дает ответ на видоизменненные вопросы, точно воспроизводит весь материал

4 - ставится если ученик знает учебный материал, свободно его излагает, но не всегда может выделить сущ стороны, применяет знания и умения на практике. Затрудняется при ответе на видоизм вопрос

3 – знает учебный материал, но затрудняется при его воспроизв. Ему требуется доп уточняющие вопросы. Отвечает однослодными предложениями на вопросы. Не отвечает на видоизм вопросы. Допускает ошибки

2 – ученик имеет отдельное представление о предмете. Допускает грубые ошибки в устных и письменных работах

36. Учебные и методические пособия по информатике, программное обеспечение курса как составные части единого учебно-методического комплекса: школьные учебные пособия по информатики; методические пособия для учителей информатики; педагогические программные средства поддержки школьных учебных пособий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: