Современные представления о предмете педагогики и проблемах его исследования.
Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.
Педагогика — наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности. Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний — своеобразных педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми.
Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. Известно множество русских пословиц и поговорок, имеющих педагогическое назначение: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь», «Корень учения горек, да плод сладок», «Наука не пиво, в рот не вольёшь», «Повторение — мать учения», «От умного научишься, от глупого разучишься», «Век живи — век учись».
|
|
История развития русского педагогического самосознания по П.Ф.Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, государственный и общественный.
Методология и методы педагогических исследований.
Наблюдение
Научное наблюдение Есть цель и задачи Объекты наблюдения Схема наблюдения Фиксирование результатов Данные обрабатываются | Житейское наблюдение Наблюдение и выводы |
Способы наблюдения
По контакту | Опосредованное или косвенное Непосредственное, косвенное или прямое |
По условиям деятельности | Полевое (естественное) или лабораторное (экспериментальное) |
По характеру взаимодействия | Включенное/ не включенное (со стороны) Открытый/ скрытый (наблюдение инкогнито) |
По цели | Целенаправленное и случайное |
По времени | Сплошные (подряд от начала до конца), выборочные (конкретное вр.), лангитюдные (очень длительный период, несколько лет), ретроспективное (наблюдение обращенное к прошлому) |
По упорядоченности деятельности | Структурированные/ произвольные |
По фиксации результатов | Констатирующие (фиксирующие факты)/ оценивающие (оценка степени выраженности) |
Опр о сные методы
1.Беседа
2.Интервью
3.Анкетирование
4.Тесты
5.Социометрический – выделение связей в группе (лидеров и отверженных)
Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.
Педагогическая мысль развивалась в недрах религии (верований) и философии. Достаточно назвать хотя бы «Веды» — главные четыре священные и другие книги древних индийцев, созданные в XII-VII веках до н.э.
|
|
I. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности образования, воспитания и обучения человека, развития и формирования личности.
II. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития.
Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов.
Геронтология (от греч. geron — старик и логия — учение). Этот раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организма, дополняется исследованием особенностей воспитания старых людей.
III. Отраслевая (или специальная) педагогика изучает особенности воспитания и обучения в зависимости от характера социальной группы или профессий: это — педагогика семьи, производственная, профессиональная и др.
IV. Дефектология (от лат. defectus — недостаток и logos — учение)— группа педагогических наук, которые изучают особенности воспитания детей (и вообще людей), имеющих отклонения в физическом и умственном развитии.
V. Частные методики или методики преподавания различных учебных дисциплин, изучаемых в школе, техникумах и вузах: языков, математики, физики, химии, истории, литературы и т.д.
VI. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира.
VII. История педагогики изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мусли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней.
VIII. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.
IX. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием
Связь с др. науками:
Физиологией (для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых)
Антропология (обширный материал о многомерности и многоликости человека)
Философское учение (база для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания)
Этика и эстетика (помогают решению педагогических задач нравственного и эстетического воспитания, формированию научного мировоззрения)
Социология (основные тенденции развития тех или иных групп и слоев населения, закономерности социализации, влияния социальной среды на человека, его положение в обществе, воспитания личности в различных социальных институтах)
Экономика (необходимы для решения таких важнейших проблем, как: определение затрат на обучение школьников в связи с удорожанием жизни, определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений, определение затрат на учительские кадры, строительство, наглядные пособия и т.д.)
http://coolreferat.com/Связь_педагогики_с_другими_науками