Познание красоты и воспитание чувств

Красота - могучий источник нравственной чистоты, духовно­го богатства, физического совершенства. Важнейшая задача эстетического воспитания - научить ребенка видеть в красоте окружающего мира (природе, искусстве, человеческих отноше­ниях) духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе.

Одним из важных условий богатства эстетических потреб­ностей, чувств, переживаний является глубокое интеллекту­альное развитие человека. Поэтому эстетическое воспитание имеет в виду широкое ознакомление ребенка с достижениями мировой культуры, с культурными ценностями человечества.

Мы с первых же дней школьного воспитания учим детей, понимать красоту окружающего мира, природы, обществен­ных отношений. Восприятие, осмысливание красоты - это основа, стержень эстетического образования, сердцевина той эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному. Мы стремимся к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка: через его умственный и физи­ческий труд, через его творчество, общественную деятельность, нравственно-эстетические отношения, дружбу, любовь ­проходила красной нитью мысль - красоту надо ценить и бе­речь.

Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал свои­ми руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глу­бину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, без­брежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника,- увидел и изумился и на­чал создавать новую красоту. Остановись и ты в изумле­нии перед красотой, в твоем сердце тогда тоже расцветет кра­сота.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебря­ных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем небе, шо­рох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жиз­ни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться кра­сотой.

Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмо­ционального слова учителя о красоте окружающего мира. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребен­ка, если он увидит красоту своими глазами.

Созерцание и слушание, переживание увиденного и услы­шанного - это как бы первое окошко в мир красоты. И мы ви­дим очень важную задачу в том, чтобы научить ребенка видеть и чувствовать прекрасное, а когда в нем пробудятся эти способности, научить его на всю жизнь сохранить душевное восхищение и доброту.

Важную роль в нашей системе эстетического воспитания играют путешествия в мир красоты - экскурсии и походы, наблюдения, анализ явлений природы. Мы идем с детьми в поле, луга, на берег пруда и реки, в тенистую дубраву или в балку, в плодовый сад - красота есть везде, ее надо только открыть перед ребенком. Идем в разные времена года ­- осенью, зимой, весной, летом. Показываем, как рождается и расцветает красота. Дети видят игру красок и слушают му­зыку природы. С начала осени и до наступления зимы мы несколько раз водим детей в одно и то же место в лес. Каж­дый раз они замечают новые оттенки в окраске листьев. К тому же эти оттенки меняются в зависимости от того, когда мы пришли в лес - утром, в середине дня или вечером; в за­висимости от погоды, от того, как светит солнышко, какой ветер и т. д. Поэтому каждое путешествие в мир красоты при­носит удивительные открытия: вот дети увидели, что самая богатая гамма оттенков осенней листвы на кленах и дубах, растущих на просторе, не стесненных соседством других де­ревьев. Эту особенность им надо объяснить, рассказать, как ее создает природа.

«Солнышко освещает эти деревья со всех сторон и окраши­вает листья,- говорим мы детям. - Но и среди деревьев от­дельные дубы до самой зимы не сбрасывают листву, и на них переливается радугой пышное убранство». Дети долго стоят, изумленные, очарованные этой красотой, но вот учитель объяс­нил ее, и она дошла до их сердец.

В тихие солнечные дни бабьего лета мы обращаем внима­ние детей на удивительную прозрачность воздуха, глубину неба, особенную чистоту воды в реке. Тихо плывут серебристые нити паутины, в вечернем небе курлычут отлетающие в теплые края журавлиные стаи, в холодное утро появляются первые кристаллики инея - на все это надо обратить внимание детей. Мы показываем им несколько оттенков зеленых всходов ози­мых: зелень ржи не такая, как зелень пшеницы. С удовольствием дети любуются созревшими плодами в саду и на винограднике, сочетаниями изумрудной листвы и янтарных гроздь­ев, игрой солнечных лучей на плодах яблонь, груш, слив. В осеннем лесу мы вслушиваемся в голоса птиц, в тихий шелест опадающей листвы, подкарауливаем на зеркальной глади пру­да сонные всплески рыбы. И на все это ребенок обратит вни­мание, ко всему будет присматриваться и прислушиваться лишь тогда, когда учитель своим словом откроет перед ним кра­соту окружающего мира.

Материалистическая эстетика исходит из объективной природы прекрасного. Источником красоты является мир, су­ществующий независимо от нашего сознания. Но этот мир надо познавать - разумом и чувствами. Деятельность, познающая и утверждающая красоту, - это многогранная духовная жизнь: восприятие - интеллектуальное и эмоциональное ­картин и явлений природы, труд, нравственные отношения. Вос­питание чувств также невозможно без деятельности, Е которой опять-таки на первом месте стоит активное интеллектуаль­ное и эмоциональное восприятие красоты окружающего мира.

В первую осень своей школьной жизни дети у нас прово ­ дят один день - с утра до ночи - в лесу, в поле, на лугу. Выбираем теплый, солнечный день. До рассвета отправляемся на окраину села. Стоим, очарованные красотой утренней зари. Дети словно и не знали, что небо может быть таким красивым, так переливаться изумительными оттенками. Одна за другой гаснут звезды, рождается день, всходит солнце. Слушаем про­буждение птиц, блеяние овец на полевом стане, рокот тракто­ров на далеком поле. Идем в лес, собираем опавшие листья; каждый стремится найти листья как можно более ярких оттенков. Останавливаемся на поляне: зажигается костер, ­мальчики бегут за водой, собирают сухой хворост, а девочки варят кашу. Отдых...

После заката солнца наблюдаем вечернюю зарю, смотрим, как загораются звезды, как меняется окраска полей, холмов, лугов, далеких курганов на горизонте. Вслушиваемся в ноч­ную тишину, - до нашего слуха доносятся голоса ночных птиц, удивительно звонкая трель кузнечиков. Этот день оста­ется в памяти на всю жизнь; воспоминания об этом дне уси­ливают эмоциональную окраску новых восприятий красоты природы.

Уже первая осень школьной жизни детей убеждает нас в том, что красота - мать доброты и сердечности. Восхищение кустом шиповника, на котором горят красные ягоды, стройной· яблонькой, на которой осталось несколько пожелтев­ших листьев, кустом помидоров, опаленным дыханием первого ночного заморозка, - все это пробуждает у ребенка ласковое, заботливое отношение ко всему живому. Растение для него ­живое существо, которому будет неуютно и зябко под холодными ветрами и трескучими морозами. Ребенку хочется за­щитить растение от холода.

Неповторима и красота зимы. Дети любуются засыпанной хлопьями снега дубравой, восхищаются пушкинским сиянием розовых снегов, мглой крещенских вечеров, февральскими ме­телями, вслушиваются в щебетание зимних птичек. Не один раз мы выходим на рассвете на окраину села встречать зимнее солнце, любуемся переливами красок на снежных сугробах, вслушиваемся в звонкую капель, всматриваемся в расцвечен­ные солнцем алмазные сосульки, свисающие с крыш.

Весной дети видят пробуждение жизни. Первые весенние цветы, первые раскрывшиеся почки деревьев, первые нежные стрелочки травы, первая бабочка, первое кваканье лягушки, первая ласточка, первый гром - все это входит в духовную жизнь ребенка как красота вечной жизни. Несколько дней подряд, когда начинается движение соков в деревьях, мы вы­ходим с детьми на холм, с которого открывается вид на доли­ну, заросшую ивняком, и смотрим, как серые ветви почти на наших глазах покрываются зеленой пеленой, окраска которой меняется с каждым днем. Мы любуемся голубой дымкой над горизонтом, синими курганами в степи.

Настоящий праздник для детей - цветение садов. Рано утром мы приходим на школьный участок, идем в сад, восхи­щаемся белым, розовым, оранжевым нарядом деревьев, слу­шаем жужжание пчел. «Нельзя долго спать в эти дни, - учим мы детей. - Можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремясь не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покры­тые капельками росы. Затаив дыхание, любуется ребенок. На эту красоту ребенок сам не обратит внимания, если ее ему не показать, не рассказать ему о ней.

В летние дни дети восхищаются красотой волнующегося моря пшеницы. Мы показываем детям, как наливается и со­зревает пшеница, цветет подсолнечник, начинают краснеть помидоры и желтеть дыни.

С восприятия и познания красоты начинается воспитание эстетической культуры, воспитание чувств.

Все прекрасное, существующее в окружающем мире и соз­данное человеком для других людей, должно прикоснуться к сердцу ребенка и облагородить его. Мы читаем и перечиты­ваем детям по три-четыре раза такие художественные произведения, как «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя,«Записки охотника» Тургенева, «Слепой музыкант» Короленко, «Степь» Чехова, рассказы Пришвина, стихи Пушкина, Лер­монтова, Некрасова, Шевченко, Леси Украинки, Генриха Гейне, Адама Мицкевича. Чтению художественных произведе­ний, в которых воспевается красота природы, мы придаем очень большое значение. Мы выбираем для чтения обстановку, напоминающую описанные художником картины природы. Слово помогает· глубже почувствовать тончайшие оттенки кра­соты природы, а красота природы как бы закрепляет в созна­нии детей, подростков, юношей и девушек эмоциональную окраску слова, доносит до сознания и сердца его музыку, аро­мат. Для каждого года обучения у нас отобраны произведения (или отрывки из больших произведений), которые мы читаем на лоне природы. Это чтение воспитывает чуткость к эмоциональной окраске слова, помогает слову глубже проник­нуть в духовный мир ребенка, сделаться орудием его мышле­ния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: