double arrow

И всестороннее развитие личности в годы отрочества и юности


Эстетическое воспитание, придающее определенную направ­ленность познавательной и творческой деятельности ученика, развитию и удовлетворению его духовных запросов в процессе многогранной деятельности, охватывает все сферы духовной жизни формирующейся личности. Эстетическое воспитание неразрывно связано с формированием идейного облика лично­сти, эстетического и нравственного идеала ребенка, подростка, юноши и девушки.

Красота - источник нравственного богатства человека.

Джеймс Олдридж в одном из своих выступлений перед чита­телями сказал, что нельзя быть циником и одновременно лю­бить Диккенса - это несовместимо. Задача школы заключается в том, чтобы красота стала могучим средством нравствен­ного воспитания, источником подлинной человечности именно уже в детстве, в период младенчества нервной системы, когда душа ребенка очень чутка к эмоциональной окраске мыслей, образов - всего, что ребенок видит, воспринимает, о чем он думает.

В период младенчества нервной системы, до 7-8 лет, и позже, в годы отрочества, от 7-8 до 10-11 лет, когда про­должается становление ума, чувств и воли, исключительно важно, чтобы ребенок ощущал красоту, восторгался ею, вос­хищался, изумлялся дивными творениями человеческих рук и нерукотворной красотой природы. Удивление, изумление, благоговение перед красотой в детские и отроческие годы - это тот элемент человеческих отношений, без которых немыс­лимо подлинное воспитание, подлинное становление человече­ской культуры. Человеческая культура наиболее тонко выра­жается в культуре чувств. В самом деле, многое из того, что изучается в школе, со временем неизбежно забудется, но все культурные ценности, к которым прикоснулась человеческая мысль, оставляют след в нашей душе, и, прежде всего в чув­ствах, в переживаниях.




Представление о прекрасном общественном человеке, о возвышенном и величественном в его мыслях, чувствах, пережи­ваниях мы формируем у ребенка с первых дней его пребыва­ния в школе. Это представление мы наполняем плотью и кровью - живыми примерами высоконравственного поведе­ния, героических поступков.

В представлении о человеческой красоте мы на первое мес­то ставим духовную красоту - верность убеждениям, чело­вечность, непримиримость к злу. Время от времени мы красоч­но переоформляем стенд «Человеческая красота». На этом стенде помещаются рассказы и очерки о поступках, жизни и судьбах; в этих рассказах ярко, понятно для детей, под­ростков, юношей и девушек показано единство морального и эстетического идеала. Мы добиваемся того, чтобы дети не только читали, но и мечтали о прекрасных людях, чтобы предметом их дружеских бесед были размышления о жизнен­ном пути.



Среди достоинств, которые мы подчеркиваем в человеке как его внутреннюю духовную красоту, на первое место мы ставим идейность жизни - поступки и поведение, жизнь во имя убеждений. Поступки во имя всеобщего блага мы раскры­ваем не как жертвенность, а как источник подлинного счастья, настоящей полноты духовной жизни.

Все нравственные богатства, созданные человечеством и создаваемые в наши дни, должны войти в сердца детей, подростков, юношей и девушек.

На одном из стендов «Человеческая красота» был помещен портрет семьи узбекского кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, усыновившего в годы Великой Отечественной войны 14 сирот из семей 12 национальностей. Дети с изумлением читали об этой необыкновенной человечности, любви к людям. На том же стенде были помещены портреты героев, повторивших подвиг Александра Матросова...

Человеческая красота, входя в духовную жизнь детей, за­ставляет их задумываться над собственными поступками. В итоге мысли, чувства, отношения в коллективе одухотворя­ются нравственной красотой.

Мы все время заботимся о том, чтобы идеал духовной кра­соты человека - его поступков, труда на благо общества­ был для воспитанников среднего и старшего возраста дорогим и священным. Особенно важно, чтобы духовно красивые люди волновали юношескую мысль, заставляли молодежь задумы­ваться над своей собственной судьбой.

Уже в раннем отрочестве каждый. ученик должен быть влюблен в человека, в облике которого воплощена красота души.



Каждому подростку мы даем читать книги о таких людях, судьбах и жизнях. Подростки, юноши и девушки влюбляются не только в выдающихся людей, известных всему человече­ству, но и в духовную красоту простых людей. В юных серд­цах формируется убеждение: нравственная доблесть и красота могут быть достигнуты человеком не только в героических обстоятельствах, но и в повседневной трудовой жизни.

Связь эстетического воспитания с нравственным осуще­ствляется также в эстетическом отношении к труду. Многове­ковой гнет эксплуатации извратил представления людей о соз­данных ими ценностях: своим человек считал лишь то, что было его собственностью, то, чем он владел. Чувство собствен­ности, обладания - одно из самых тяжелых наследий прошло­го в моральном облике современного человека. Преодоление этого пережитка - важное условие единства нравственного и эстетического идеала.

Мы стремимся поставить трудовое и моральное воспитание так, чтобы в создаваемые ценности каждый наш воспитанник вкладывал все свои лучшие духовные качества, «опредмечи­вал» себя в труде, чтобы он любил самый процесс труда, чув­ствовал красоту творчества. Вот, почему в трудовом воспитании мы придаем столь большое значение индивидуальному трудо­вому увлечению, добиваемся, чтобы каждый подросток, юно­ша, девушка создали уголок любимого труда, чтобы любимый труд овладел их сердцем, душой.

Эстетическое воспитание тесно связано с воспитанием лю­бознательности, пытливости. Стремление к исследовательско­му, опытническому труду является в то же время удовлетворе­нием эстетической потребности в красивом, интеллектуально насыщенном труде. Если умственный труд сопровождается интеллектуальной одухотворенностью, если человек, думая, чувствует себя властелином природы, он преодолевает любые трудности, его не разочаровывают·неудачи. Мысль больше все­го одухотворяется чувствами тогда, когда в труде участвуют одновременно разум и руки. Вот почему так важно, чтобы учеников воодушевлял физический труд, в котором исследу­ются и используются закономерности природы.

Эстетическая направленность преподавания естественных предметов играет большую роль в утверждении материалистических убеждении. В преподавании гуманитарных предметов большое значение имеют чувства возвышенного, героического, драматического. Эти чувства переживаются тогда, когда уче­ник познает красоту служения Родине, красоту подвига во имя счастья народного. Преподаватели гуманитарных предме­тов стремятся раскрыть то или иное событие истории, явление общественной жизни, прежде всего как борьбу передовых со­циальных сил за лучшее будущее народа, и в этой борьбе учени­ки чувствуют красоту. Так, рассказывая о самопожертвовании защитников Фермопил, о подвиге Ивана Сусанина, о героиче­ской смерти Николая Гастелло, о самоотверженном труде мил­лионов женщин и подростков в годы Великой Отечественной войны, мы раскрываем те черты духовного мира людей, в ко­торых выражена преданность убеждениям, действенная любовь к Родине. Эстетическая направленность интеллектуального вос­питания заключается в том, чтобы, освещая исторический опыт человечества, утверждать настоящее и пробуждать мечту о бу­дущем. Важна не только умственная, интеллектуальная, но и эмоциональная оценка прошлого. От эмоционально-эстети­ческой оценки исторического опыта в огромной мере зависит, каких духов прошлого, по выражению Маркса, вызывают себе на помощь, что из прошлого мы желаем развивать и совершенствовать, а от чего считаем, необходимым изба­виться.

Эстетическое воспитание тесно связано с физическим вос­питанием. Мы стремимся утвердить представление о гармони­чески развитом теле, о красоте в труде, в движении, в преодо­лении трудностей. В установленный в нашей школе весенний Праздник красоты проводятся спортивные соревнования по красоте движений. Победителям соревнования ученики млад­ших классов преподносят цветы.

Задача школы заключается в том, чтобы чувство прекрас­ного, красота, созданные за многовековую историю, стали достоянием каждого человеческого сердца, претворились в эстетическую культуру личности и нравственных отношений между людьми.







Сейчас читают про: