В младшем возрасте наиболее ценны в воспитательном отношении кратковременные трудовые задания небольшой продолжительности. Этот коллективный труд мы начинаем с работы, в результате которой ярко выступает мера усилий каждого ученика, например с обработки участка под цветы, с посадки деревьев и др. В процессе такого труда дети без какого бы то ни было побуждения к соревнованию начинают соревноваться, каждый стремится внести в коллективное дело как можно больший вклад. Поэтому мы подбираем для них такие виды труда, чтобы соревнование рождалось само собой. Воодушевляя детей общественной, творческой, эстетической целью труда, мы добиваемся того, что выполнение индивидуальной нормы становится для каждого ребенка лишь одной, и при этом совсем не существенной, стороной дела. Выполняют норму все, в этом никто не видит никакой заслуги. Личный вклад в коллективное дело дети начинают чувствовать в том, чтобы выполнить свою работу лучше, чем другие. Если же благодаря трудовому опыту это чувство развивается, углубляется у каждого ребенка, то в процессе коллективного труда сами дети ставят перед собой новые цели: им хочется сделать коллективное дело лучше, чем они думали раньше. Например, дети изготовляют действующую модель, в которой тепловая энергия превращается' в механическую. Творческое соревнование, стремление чем-то обогатить свой труд пробуждают новый замысел: механическая энергия превращается в электрическую, от электрического двигателя энергия идет на несколько объектов - двигается действующая модель, горит электролампочка.
|
|
В нравственном воспитании подростков, юношей и девушек большую роль играет выполнение трудовых заданий, которые, требуя много сил и времени, выходят за рамки интересов данного коллектива, даже своего села, района. Создаются ценности, которые имеют определенное значение в укреплении материально-технической базы общества, в улучшении жизни людей. Несколько школ взяли на себя обязательство создать лесную защитную полосу в районе сооруженной на Днепре Кременчугской гидроэлектростанции. Этот труд сыграл большую роль в идейном воспитании старшеклассников. Они не только понимали, но и переживали общественную, всенародную направленность труда: здесь не могло быть и речи о том, чтобы кто-то оставался равнодушным к завершению такого важного дела.