Выполнение коллективных трудовых заданий

В младшем возрасте наиболее ценны в воспитательном отно­шении кратковременные трудовые задания небольшой продол­жительности. Этот коллективный труд мы начинаем с работы, в результате которой ярко выступает мера усилий каждого ученика, например с обработки участка под цветы, с посадки деревьев и др. В процессе такого труда дети без какого бы то ни было побуждения к соревнованию начинают соревноваться, каждый стремится внести в коллективное дело как можно больший вклад. Поэтому мы подбираем для них такие виды труда, чтобы соревнование рождалось само собой. Воодушев­ляя детей общественной, творческой, эстетической целью тру­да, мы добиваемся того, что выполнение индивидуальной нор­мы становится для каждого ребенка лишь одной, и при этом совсем не существенной, стороной дела. Выполняют норму все, в этом никто не видит никакой заслуги. Личный вклад в кол­лективное дело дети начинают чувствовать в том, чтобы вы­полнить свою работу лучше, чем другие. Если же благодаря трудовому опыту это чувство развивается, углубляется у каж­дого ребенка, то в процессе коллективного труда сами дети ставят перед собой новые цели: им хочется сделать коллектив­ное дело лучше, чем они думали раньше. Например, дети изготовляют действующую модель, в которой тепловая энергия превращается' в механическую. Творческое соревнование, стремление чем-то обогатить свой труд пробуждают новый замысел: механическая энергия превращается в электриче­скую, от электрического двигателя энергия идет на несколько объектов - двигается действующая модель, горит электро­лампочка.

В нравственном воспитании подростков, юношей и девушек большую роль играет выполнение трудовых заданий, которые, требуя много сил и времени, выходят за рамки интересов дан­ного коллектива, даже своего села, района. Создаются цен­ности, которые имеют определенное значение в укреплении материально-технической базы общества, в улучшении жизни людей. Несколько школ взяли на себя обязательство создать лесную защитную полосу в районе сооруженной на Днепре Кременчугской гидроэлектростанции. Этот труд сыграл боль­шую роль в идейном воспитании старшеклассников. Они не только понимали, но и переживали общественную, всенарод­ную направленность труда: здесь не могло быть и речи о том, чтобы кто-то оставался равнодушным к завершению такого важного дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: