double arrow

Роль окружающей обстановки и труда в эстетическом воспитании


Мы заботимся о накоплении у детей эстетических впечатле­ний, - с этого начинается забота об эстетической обстановке. Все, что видит ребенок, переступив порог нашей школы, все, с чем он здесь соприкасается, красиво. Красив общий вид шко­лы, утопающей в зелени; красивы зеленые кусты винограда с янтарными гроздьями; красивы вьющиеся розы вдоль дорож­ки от одного школьного корпуса к другим. Красивы во все вре­мена года кроны деревьев в школьном саду. Красиво обрам­ленное диким виноградом крыльцо главного входа в школ ...

Эстетическая ценность вещей, окружающих нас, не совпа­дает с их ценой, выражающейся в стоимости. Мы добиваемся того, чтобы все, окружающее детей, было для них в эстетиче­ском отношении бесценным, т. е. чтобы во все был вложен боль­шой труд, забота, волнующие чувства.

Эстетическое восприятие окружающей обстановки - дело глубоко субъективное, зависящее от активной деятельности, направленной на эстетическое освоение действительности. Для ребенка несравненно дорог невзрачный цветок, выращенный им из маленького черенка в глиняном горшке. Фарфоровая ваза, купленная в магазине, тускнеет перед вазой глиняной, сде­ланной собственными руками. Это не надо понимать как недо­оценку художественных ценностей, созданных мастерами ­творцами, - роль этих ценностей в воспитании огромна. Мы прибегаем к приведенным выше мерам лишь для того, чтобы подчеркнуть ценность труда в эстетическом воспитании учащихся.




Эстетичность обстановки достигается такой гармонией нерукотворного и созданного человеком, которая пробуждает чувство радости. Мы стремимся к тому, чтобы на школьном дворе ребенок везде видел красоту природы, которая становит­ся еще красивее оттого, что к ней приложил заботу он, ребенок.

Гармония окружающих ребенка вещей создает общий эсте­тический дух обстановки при том условии, когда отдельные ве­щи не кричат, о себе, когда их как бы не замечаешь. Если, на­пример, на широкое, светлое окно, из которого открывается вид на плодовый сад, поставить несколько больших цветов, гармония нарушится, цветы подавят эстетические качества других вещей - того же плодового сада. Если же на окне бу­дет только одна веточка, гармонирующая по своей форме с де­ревьями плодового сада, со временем года (гармония может за­ключаться и в контрасте), то совсем по-другому восприни­маются и эта веточка, и плодовый сад, и просторы далеких полей.

Красота облагораживает человека лишь тогда, когда он тру­дится, создавая красоту. Мы добиваемся, чтобы человеку хо­телось трудиться не только для хлеба насущного, но и для ра­дости. Создавай, твори красоту, учим мы детей. Пусть рядом с пшеничным колосом цветет хризантема, рядом с подсолнеч­ником - роза, рядом с кустом картофеля - куст сирени. Каждый класс в первую осень своей школьной жизни сажает свой розовый куст и ухаживает за ним. У каждого коллекти­ва малышей есть свои хризантемы; с наступлением холодов де­ти пересаживают цветы в теплицу или в уголок живой приро­ды. В уголке красоты, который создает каждый класс на школьной усадьбе, - розы, сирень, виноград, персики. Забота о красоте переживается как забота о нежном, хрупком, безза­щитном существе, которое погибло бы, если бы о нем не забо­тился человек.



Труд детей является и созданием нужных вещей, и в то же время эстетическим творчеством. В этом единстве - источник облагораживающей силы труда, особенно бескорыстия; в этом единстве предотвращение гнусного пережитка прошлого­ чувства обладания вещами. Чем ярче элемент эстетического творчества в общественно полезном труде, тем глубже сочета­ется эстетическая оценка вещей - результатов труда с нрав­ственной оценкой человека, создавшего эти вещи.

Многие виды детского труда являются по существу твор­чеством, родственным прикладному искусству (например, вы­пиливание, выжигание, лепка, вышивание и др.). Чем дольше сохраняются в жизни человека эти виды труда, тем ярче вы­ражается эстетический элемент во всей его трудовой деятель­ности.

Эстетическая оценка труда - это источник нравственного достоинства труженика. Наряду с требованиями технологии в процессе работы на учебно-опытном участке, в теплице, в мас­терских и рабочих комнатах, в поле перед учениками ставят­ся требования красоты. Любое трудовое задание, которое ставится перед учеником, имеет не только материально-произ­водственный, но и эстетический смысл, связанный с формиро­ванием чувства прекрасного.



Эстетической обстановке присуще ощущение воздуха, света, простора, перспективы. Все, что находится на стенах наших классных комнат, как бы раздвигает стены, наполняет ком­нату просторами полей, лесов, лугов! Ученики, например, видят картину, на которой изображена золотая осень в плодовом саду. Она напоминает о том, что за стеной настоящий плодо­вый сад.

Со школьной усадьбой связаны детство, отрочество и ранняя юность наших воспитанников. Все здесь развивает эстетиче­ское восприятие природы и труда. Зеленая лужайка, открыва­ющаяся во дворе, переходит в пасеку, которая напоминает о постоянном, кропотливом труде. В каком бы месте двора ни на­ходился ученик, перед ним плодовые деревья - яблони, гру­ши, черешни, сливы, абрикосы. Они прекрасны и в пору цве­тения, и летом, и глубокой осенью - сначала с плодами, по­том с разноцветным, как бы пылающим на фоне осеннего неба убранством. Неповторима красота их ветвей, зимой - покры­тых снегом, инеем. Плодовый сад - наиболее яркое сочета­ние первозданной красоты с красотой, созданной руками че­ловека.

В центре школьного двора, рядом со спортивной площадкой, - виноградник. Его внешний вид привлекает и естествен­ной красотой мощных кустов - вьющихся по проволоке побе­гов, и гроздьев плодов (ученики их видят в течение трех меся­цев), и особенно красотой труда. Дети создают эту красоту, живут ею. Уже в первую осень своего пребывания в школе они сажают черенки, потом ухаживают за ними. Виноградными лозами оплетены стены крольчатника, зеленой лаборатории, уборных.

Возле пасеки - медоносные растения. С ранней весны до поздней осени здесь звучит пчелиная музыка, как дети назы­вают жужжание пчел. Сюда они приходят вместе с учителем в тихие утренние и вечерние часы слушать музыку природы, здесь они учатся понимать музыкальную мелодию.

В школьном дворе - несколько зеленых беседок из вью­щегося дикого винограда. Густая листва образует живую кровлю, похожую на зонт. В течение весны, лета и осени при­рода пять раз меняет окраску этой листвы. Эта игра красок восхищает учеников, служит предметом наблюдений. Такую же игру красок наблюдают ученики и на виноградных лозах, покрывающих стены зеленой лаборатории.

Эстетический характер имеет и обстановка на учебно-опыт­ном участке, в теплицах, в кабинете живой природы. Каждый младший и средний класс имеет на участке свою делянку, на которой выращиваются зерновые и технические культуры. Они подбираются с таким расчетом, что делянки каждого класса зеленеют до глубокой осени. До морозов цветут осенние цветы. Бывает, что они выглядывают из-под первого снежного покро­ва. В теплице цветы цветут целую зиму: хризантемы, подснеж­ники, ландыши. На учебно-опытном участке - несколько школок, где выращиваются саженцы плодовых деревьев. Здесь рождается та красота, которая как бы ручейками растекается по всему селу.

Большое внимание мы уделяем созданию эстетической об­становки в классных и рабочих комнатах, в мастерских. Каж­дый классный коллектив добивается того, чтобы его комната отличал ась чем-то своеобразным. Неповторимость эстетиче­ской обстановки создается растением, расположенным рядом с классной доской. В одном классе - это лимонное дерево, в дру­гом - роза, в третьем - маленькая сосенка. Это растение определяет стиль эстетической обстановки всей комнаты. На одном из окон - маленький цветок или зеленая веточка, напоминающая о красоте школьной усадьбы. Здесь важно не обилие зелени (окна - для света), а своеобразие стебля и листьев, выделяющихся на фоне неба.

В каждом классе - репродукция картины. Она меняется в зависимости от разных обстоятельств (время года, содержа­ние воспитательных бесед и др.). В отдельных классах есть свои картинные галереи - серии репродукций, по которым преподаватель литературы проводит беседы об искусстве.

На столе учителя - глиняная вазочка, в которую дежур­ный ежедневно ставит живой цветок или веточку декоратив­ного растения (весной и осенью - с учебно-опытного участка, зимой - из теплицы). Этот цветок не только соответствует вре­мени года, но и выражает настроение коллектива, характер его духовных интересов в данный период.

В теплице, в зеленой лаборатории, в кабинете живой при­роды не только выращиваются цветы для классных комнат, но и подбирается их эстетически яркое, выразительное сочетание. Вообще цветам мы отводим большое место в воспитании эстетической культуры.

Значительную роль в эстетическом воспитании играет одежда и вообще внешний вид учеников и учителей. Здесь самое важное - простота и изящество. Мы против единой ученической формы (нынешняя форма, особенно для девочек, никуда не годится, она безобразна, и не случайно пионеры недавно вы­разили в «Пионерской правде» свою просьбу к Министерству просвещения: дайте новую одежду). Мы стремимся к тому, чтобы одежда усиливала, подчеркивала эстетические черты индивидуальности ребенка. Придерживаемся обязательных тре­бований к одежде, развивающих эстетические чувства. Это, прежде всего соответствие цвета материи и покроя платья ин­дивидуальным чертам ученика. Одежда должна быть простой, изящной, не бросающейся в глаза, не выставляющей на показ тело, но напоминающей о его красоте (и в необходимых слу­чаях сглаживающей отдельные недостатки физического разви­тия). Недопустима кричащая пестрота тканей. Цвета одежды мы рекомендуем мягкие, лучше всего преобладание полуто­нов. Главные требования к покрою одежды - плавность, мягкость линий, отсутствие угловатости и резкости, обтяну­тости.

Соответствующие эстетические требования предъявляются и к прическе. Нельзя требовать, чтобы мальчики стриглись под машинку. Требования к прическе: скромность, простота, изя­щество, соответствие индивидуальным чертам. Классные ру­ководители и учителя в беседах с юношами и девушками объ­ясняют, как придерживаться этих требований, в чем заклю­чается подлинное изящество. Особенное внимание уделяется тому, что венцом красоты является соответствие внешнего изя­щества внутреннему благородству, внешней скромности - внутреннему достоинству.

Воспитательная работа, проводимая в этом направлении, дает значительные результаты. У наших учеников, в частно­сти у девушек, высоко развит эстетический вкус. Каждая де­вушка шьет себе платье сама. Среди платьев значительное мес­то занимает украинский национальный костюм, который удач­но сочетается с элементами современного платья.

***

На этом заканчивается рассказ о том, как мы учим и воспиты­ваем молодежь, пришедшую в стены нашей школы. Наш опыт воспитательной работы не является чем-то застывшим, незыб­лемым, повторяющимся из года в год без изменения; мы непре­рывно обогащаем ее новым творческим опытом, тщательно, крупица, за крупицей отбирая все самое ценное, что дала за минувший год чья-либо инициатива. Ныне, следуя важнейше­му указанию XXIII съезда Коммунистической партии Совет­ского Союза о необходимости значительно улучшить работу средней школы, наш коллектив с новой энергией уточняет, отшлифовывает все звенья учебно-воспитательной работы нашей сельской средней школы. Наша цель, наш идеал воспитания ­чтобы духовный облик юношей и девушек, которым мы даем путевку в дальнейшую жизнь, полностью отвечал следующим требованиям нашей партии и правительства: «Школа должна давать каждому вступающему в жизнь полноценное общее об­разование, отвечающее современным требованиям обществен­ного и научно-технического прогресса, формировать у моло­дого поколения коммунистическое мировоззрение, воспиты­вать учащихся в духе коллективизма, любви к своей Родине и социалистического интернационализма, готовить молодежь к труду на благо общества, вырабатывать у нее умение решитель­но противостоять любым проявлениям буржуазной идео­логии».

Мы надеемся, что педагогические коллективы, заимствую­щие наш опыт, не будут механически копировать его детали. Творческое внедрение опыта - это развитие педагогических идей, а также формирование собственных педагогических убеж­дений. Именно этот путь поможет нам поднять работу нашей средней школы на уровень требований, которые выдвигает жизнь.







Сейчас читают про: