Соревнование как фактор развития творческих способностей

Ученики, которые проявляют хорошие способности к одному и тому же виду трудовой деятельности, соревнуются в лучшем выполнении трудового задания. Предметом соревнования является творчество, мастерство, эстетическое совершенство труда. Например, в кружке автоматики и радиоэлектроники каждый ученик изготовляет один и тот же прибор - автоматический счетчик, действие которого основано на принципах электро­ники. Принцип осуществления замысла у всех учеников один и тот же, но с самого начала работа приобретает характер соревнования. Каждый стремится найти свой, особый путь превращения замысла в конструкцию. Ученики думают над тем, как усложнить конструкцию, расширить сферу примене­ния автоматического прибора, сделать более сложным взаимо­действие деталей и узлов. Достижение этих целей становится для каждого делом личной чести. Творческая мысль окраши­вается моральными чувствами. Это становится стимулом, по­буждающим к чтению научной литературы. Коллектив живет богатой интеллектуальный жизнью. Каждый думает не толь­ко о своей работе, но и о том, что думают другие, стремится использовать, заимствовать опыт товарищей.

После завершения работы проводится общешкольная вы­ставка: автоматические счетчики выставляются перед коллек­тивом. Самый совершенный прибор становится как бы ориен­тиром в дальнейшем соревновании. Перед кружковцами ставится цель - превзойти образец, достигнуть более высоких результатов. Начинается новый этап творческого труда. В со­ревнование вступают и те, кто только что завершил работу, и новые ученики. Рождаются новые замыслы, начинаются но­вые конструкторские поиски, выявляется новый победитель, но эта победа опять-таки не завершение, а лишь очередной этап соревнования.

Так же развивается соревнование в кружках юных радио­техников, где дети соревнуются в изготовлении действующих моделей, и в кружках юных селекционеров - ежегодно осенью у нас в школе устраивается смотр лучших саженцев плодовых деревьев - один из праздников труда.

Ценность этого метода трудового воспитания заключается в том, что для каждого ученика открывается перспектива до­стигнуть значительного успеха, добиться первенства, стать победителем в той отрасли творческого труда, которая в наи­большей мере соответствует его индивидуальным задаткам, силам, способностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: