История формирования правовой системы Испании

С момента появления человека на Пиренейской полуострове до настоящего времени на территории, которую занимает Испания, проживало множество народов, обладавших собственными правовыми системами. Кельты, римляне, древние германцы, арабы и другие народы оставили современным испанцам богатое правовое наследие, которое частично и в модернизированном виде присутствует и в современной правовой системе страны. Это свидетельствует о преемственности культуры и высокой способности населения к восприятию и сохранению достижений предшествующих поколений в области права.

На территории Пиренейского полуострова найдены многочисленные свидетельства присутствия человека (дольмены, менгиры, стоянки и поселения древнего человека) с глубокой древности - около 100 000 лет назад*(292), причем новейшие исследования имеют тенденцию отодвигать эти сроки в глубь веков.

К концу бронзового и началу железного века (примерно к 1100 г. до н.э. на данной территории проживали различные народы (иберы, васконы (предки современных басков), предки кельтов и др.). Большую часть территории занимали иберы (греч. toeres, лат. Hiberes, Hiberi), по одной из основных версий, происходившие из Африки и родственные берберам*(293), но существуют и другие версии*(294); иберы и дали название данной территории - Иберия. Об их праве можно судить в основном на основании реконструкций по результатам археологических: считается, что у них существовало первобытное обычное племенное право. Можно с высокой степенью вероятности предположить, что это право и в дальнейшем использовалось проживавшими на данной территории народами, однако с научной точки зрения трудно отделить привнесенные элементы обычного права (например, присутствовавшие в праве древних германцев) и воспринятые из местного права*(295).

Примерно в VI в. до н.э. на этой территории появились колонии греков и финикийцев. В начале первого тысячелетия до н.э. некоторые финикийские колонии превратились в крупные городские центры (например, Гадес в Испании), со временем большая часть территории полуострова попала под власть Карфагена. Как известно, культура Карфагена имела синкретический характер и впитала культуры таких стран как Египет, Хеттское царство, Вавилония, Ассирия и др. Вероятно, это относится и к его праву, о котором известно немногое и из более поздних источников - работ Полибия, Страбона, Тита Ливия, Плиния и др. В отношении колоний карфагенян, проживавших на полуострове, и в военных вопросах применялось право метрополии, а другие жители полуострова в обычной жизни руководствовались своим обычным правом, т.е. нормы права действовали не столько территориально, сколько применительно к носителям и их коллективам. Наиболее развитым было финикийское торговое право в городах, оно имело индивидуалистический характер и способствовало развитию торговли в семейно-клановой форме по образцу права семитских народов, при этом женщины имели возможность активно участвовать в политической и экономической жизни колоний. В целом же оно имело глубоко традиционный характер, т.е. было построено не на идеалах правосудия и справедливости, а на идеалах древности: ссылка на древний обычай являлась основой легитимности. Вероятно, имело место и взаимное влияние права народов полуострова и метрополии.

Противостояние Карфагена и Рима, закончившееся победой последнего в 206 г. до н.э., привело к превращению территории Пиренейского полуострова в римскую провинцию и романизации права проживавших там народов. Внедрение римского права происходило по-разному в зависимости от статуса племен, подпавших под власть Рима, а сам статус определялся изначально вкладом этих племен в борьбу с Карфагеном. Наиболее активно сотрудничавшие с Римом племена сохраняли свое право и привилегии, судьба менее активных сторонников Рима была различной, судьба же сторонников Карфагена была плачевной. Поскольку Рим имел обыкновение держать в провинциях части регулярной армии, населявшие Пиренейский полуостров, народы сначала только сосуществовали рядом с римлянами и имели наблюдали "со стороны" их право в действии.

Кризис сельского хозяйства Рима, произошедший во II в. до н.э., привел к массовой миграции переселенцев в колонии, которые стали расти и все чаще организовываться по образцу римских муниципий. Это привело к упорядочению политической, административной, фискальной и судебной сфер в целом на территории полуострова; кроме того, в случае вмешательства в местные отношения правители делали это на основе римского права, в результате к 27 г. до н.э. основная часть полуострова была включена в сферу влияния Рима и действия его права. С 212 г. н.э. управление данной территорией осуществлялось уже на основе только римского права. Вместе с тем это было не совсем то же самое право, что действовало в Риме, поскольку на полуострове оно взаимодействовало с правом населявших его народов, теряло "чистоту" и приобретало оригинальность.

Римское право оказало наиболее глубокое воздействие на право народов Пиренейского полуострова, его влияние современные испанские исследователи прослеживают в праве вестготов и позднее в течение всех Средних веков вплоть до нашего времени. Оно прослеживается и в современном праве, в его терминологии, юридических конструкциях, классификациях (в том числе в наиболее крупном делении права на публичное и частное), а также в содержании конкретных правовых источников, в частности в Гражданском кодексе Испании*(296).

С крушением Римской империи на территории полуострова появляются германские народы, и с начала V до начала VIII в. на полуострове обосновываются вестготы, привнося свою правовую систему. Для вестготского права было характерно оригинальное сочетание основ римского права с германским (особенно в области прав собственности*(297)) и каноническим правом, причем влияние последнего благодаря оказанию монастырями помощи вестготским королям в плане законотворчества начинает расти. Особо активным было участие церкви в законотворчестве в Таррагоне, Хероне, Толедо, Барселоне и Севилье. Вместе с тем в вестготское право переживало и периоды усиленной германизации (выражением этого был, например, такой акт, принятый между 572 и 586 гг. как кодекс Леувигильда*(298)). В Вестготском королевстве осуществлялись крупные кодификации права: "Кодекс Эйрика" 475 г.*(299), затем "Бревиарий" Аларика II, изданный через 30 лет после Кодекса Эйрика и "исправлявший то, что в римских законах казалось несправедливым и неясным"*(300), и Либер Юдисиорум.

Готы и испано-римляне в Вестготском королевстве со временем стали восприниматься как единый народ - испанцы-католики. Около 625 г. завершается объединение Испании под властью вестготских королей. В вестготский период зарождаются начала законности в том смысле, что судья должен был основывать свои решения всегда на законе, а при отсутствии нормы спор разрешал король. С точки зрения влияния вестготского права на современную правовую систему Испании юристы обращают особое внимание на институт монархии, в котором они усматривают романо-вестготские корни и влияние*(301).

Начиная с 711 г. арабские племена и берберы из Сирии и Марокко завоевывают и занимают почти всю территорию Пиренейского полуострова. Христианские государства уцелели только на севере Пиренейского полуострова, а Вестготское королевство прекратило свое существование.

С этого момента начинается период применения мусульманского права. В первые десятилетия Халифата арабы проявляли веротерпимость, позднее начинается процесс арабизации и исламизации захваченных стран. В Испании (в отличие от почти полностью арабизированных и исламизированных Сирии, Палестины, Египта и других стран) лишь часть населения приняла арабские обычаи и ислам. Их называли мосарабы и ренегадос (от исп. renegados - отступники). Значительная часть испанского населения сохранила верность католической религии. Вместе с тем не все принявшие ислам овладевали арабским языком (подобно тому, как произошла исламизация Средней Азии), поэтому для новых мусульман готовились переводы различных текстов по исламскому праву, а также специальные пособия для судей на кастильском языке. Мосарабы, приняв ислам и исполняя публичную часть его права, в обычной жизни руководствовались Либер Юдисиорум. О применении немусульманского права свидетельствую переводы местных нормативных актов на арабский язык, наиболее известный документ - манукрипт (Ms10.064), содержащий перевод на арабский Фуэро Хусго (Fuero Juzgo) в Национальной Библиотеке (г. Мадрид).

Мусульманское право обладает значительным своеобразием по сравнению в предшествующим правом Пиренейского полуострова. Это право базируется на религиозных ценностях и источниках (но иначе, чем каноническое право): Коране, сунне, фикхе и др. Применявшееся в Испании мусульманское право относится в мазхабу (школе) Маликитов*(302). Мусульманское право в созданных на территории Испании халифатах пережило несколько периодов бурного расцвета, особенно в Кордовском халифате (912-961 гг.) и государстве Альморавидов (1086-1147 гг.), а также халифате Альмохадов (1147-1213 гг.). В периоды расцвета испанской ортодоксии были созданы многочисленные труды выдающихся ученых, раскрывавшие тонкости мусульманского права, в том числе: пространное собрание хадисов, которое собрал и прокомментировал Мохамад Эль Утби (Mohamad El Utbi, ум. 898 г.); анализ различных школ ислама, осуществленный знаменитым Аверроэсом, родившимся в Кордове и достигшим высших почетных должностей (араб. имя Абуль Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Рушд, ум. 1198 г.); трактат по наследственному праву Абен Халафа (Aben Halaf, ум. в 1292 г.) и многие другие. Таким образом, с одной стороны осуществлялась адаптация мусульманского права к условиям Пиренейского полуострова, с другой - внесен вклад в развитие мусульманского права в целом.

После победы над халифатом католические короли некоторое время гарантировали остававшимся на территории Испании мусульманам сохранение их прав и обычаев, но после восстания мусульман 11 февраля 1502 г. вышла королевская прагматика, заставлявшая их отказаться от ислама и ношения традиционной одежды. В настоящее время некоторые нормы исламского права (в основном семейного) действуют в объеме, предусмотренном соглашением между государством и Исламской комиссией Испании*(303).

В отношении проживавших на территории Пиренейского полуострова Испании сообществ иудеев длительное время действовало иудейское право, как при христианском правлении, так и при мусульманском, хотя при Альморавидах и Альмохадах синагоги закрывались, и иудеи бежали в христианские государства и наоборот.

Источники иудейского права имеют религиозный характер (Тора, Мишна, Талмуд), вместе с тем большое значение имеют толкования выдающихся юристов. Иудейское сообщество было организовано вокруг синагоги, где хранились священные книги и другие источники законодательства), а роль юрисконсультов и судей выполняли священники - раввины. В их числе были выдающиеся комментаторы иудейского права, но наиболее выдающийся вклад в его развитие внес автор многочисленных комментариев к положениям Талмуда Моше бен Маймон (1135-1204 гг.)*(304).

В истории Испании были разные периоды отношения к иудейскому праву, были периоды относительной свободы и наоборот, сужения их прав, так уже в III Собрании Толедо 589 г. содержались положения, запрещающие иудеям вступать в брак с христианами, обладать рабами-христианами и находиться на государственных должностях (канон XVI). Христианские короли периода Реконкисты пользовались услугами иудеев для взимания налогов, что привело, в конечном счете к враждебному отношению населения к ним, которое выразилось в массовых погромах и убийствах иудеев в 1391 г. в Кордове, Валенсии, Толедо, Барселоне, Лериде и других городах. В 1492 г. был принят королевский указ об изгнании иудеев, не принявших крещения, и 152 тысячи иудеев покинули Испанию, на чем и закончилось широкое действие иудейского права на ее территории. В настоящее время оно действует в том же объеме, что и у других религиозных организаций, т.е. в рамках соглашения между государством и Федерацией сообществ израэлитов Испании*(305).

В Средние века в Испании сформировалось право, построенное на привилегиях, признанных королевскими указами. Многочисленные привилегии давались и различным местностям. Они получили название фуэрос.

Наиболее известный памятник средневекового испанского права - Семь Партид XIII в. (Siete Partidas, т.е. "семь частей", по количеству частей в данном акте) - представляет собой осуществленную в Кастилии весьма совершенную кодификацию законодательства, сочетающую черты римского и канонического права и заложившую основы общенационального испанского права (церковное право, законодательство о деятельности органов государства, судопроизводство, семейное право, уголовное право и др.). Семь партид долгое время применялись как источник права не только в Испании, но и в Латинской Америке*(306).

Приобщение Испании к современным конституционным процессам началось с принятием первых конституционных актов - Байонского статута 1806 г. и Кадисской конституции 1812 г., которая провозгласила принципы национального суверенитета и равенства испанцев перед законом, отменила феодальные привилегии и инквизицию, а также уравняла колонии с метрополией. Это стало началом процесса трансформации государственных институтов в новом качестве - в рамках системы разделения властей. Однако данный процесс происходил с многочисленными отступлениями, поскольку в стране с начала XIX в. произошло пять не получивших завершения революций. Правовая система также подверглась разнообразным изменениям, но эти изменения носили противоречивый характер: конституция то принимались, то отменялась (в частности, королем Фердинандом VII Конституция 1812 г. была отменена для реставрации прежней формы монархии). Во время третьей испанской революции (1834-1843 гг.) пришедшие к власти либералы приняли ряд важных законов, в частности, о национализации и продаже с аукциона церковных земель, национализации земель крестьянских общин и муниципалитетов, а революция 1854-1856 гг. завершились разгоном Кортесов и отменой этих и других либеральных законов.

Во второй половине XIX в. бурные политические события также не способствовали совершенствованию законодательства на конституционной основе: революционное движение, начавшееся в 1868 г., две карлистских (между сторонниками разных наследников престола) войны, свержение монархии и установление первой республики (1873-1874 гг.), на смену которой, в свою очередь, пришла монархия. Тем не менее именно на XIX в. приходится период новых кодификаций, которые, в отличие от предшествующих кодификаций, охватывавших все отрасли права сразу, имеют отраслевой характер. В их числе - кодификация гражданского права в Гражданском кодексе 1889 г.*(307), и несколько Уголовных кодексов: 1822, 1848, 1850, 1870 гг., торговые кодексы 1829 и 1885 г.*(308)

В ХХ в. развитие испанской правовой системы было в целом поступательным, было предпринято еще несколько кодификаций уголовного права (УК 1928, 1932, 1944, 1995 гг.). Новым опытом правового регулирования в плане смягчения социальных противоречий стало усиление корпоративных начал в период диктатуры Франко, впоследствии он был переосмыслен и трансформирован в рамках концепции государства благосостояния. Процессы демократизации, начавшиеся с принятием действующей Конституции 1978 г. привели к появлению новых актов, расширивших политические права граждан. Была создана правовая основа для функционирования ряда государственных органов (в частности, Конституционного суда, института Защитника народа). Вступление в Европейский Союз открыло путь для влияния европейского права и соответствующей трансформации национального права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: