Генезис, развитие и распад схоластики разум и вера в Средневековье

Глава 4. От патристики к схоластике ………………………………..» 77

1. Сочинения Северина Боэция..........……………………………..» 77

1.1. Боэций: последний из римлян и первый из схоластов. 1.2. Боэций и "логический квадрат оппозиций". 1.3. Средневековое истолкование квадрата оппозиций 1.4. Гипотетические пропозиции и гипотетические силлогизмы 1.5. "Утешение философией"; Бог — это само счастье 1.6. Проблема зла и вопрос свободы 1.7. Боэций о вере и разуме

2. "Институции" Кассиодора……………………………………….» 84

3. "Этимологии" Исидора Севильского………………………» 84

VI Оглавление Глава 5. Первые теоретизации "рацио" в модусе веры …………. стр. 86

1. "Школы", "Университеты", "Схоластика" ……………………..» 86

1.1. "Школы" и "схоластика". 1.2. Университет. 1.3. Университет и его смягчающие эффекты 1.4. Разум и вера. 1.5. Факультет искусств и факультет теологии 1.6. "Град Божий" Августина 1.7. Тринитарная концепция истории Джоаккино да Фьоре 1.8. Хронология.

2. Иоанн Скот Эриугена............……………………………………..» 92

2.1. Первая теоретизация "рацио" в функции веры 2.2. Личность и сочинения Скота Эриугены 2.3. Скот Эриугена и Псевдо-Дионисий. 2.4. "О разделении природы". 2.5. Социополитические отражения. 2.6. Разум в функции веры.

3. Ансельм д'Аоста …………………………………..............………» 97

3.1. Жизнь и сочинения 3.2. Доказательства бытия Бога. 3.3. Боги человек. 3.4. Разум вокруг веры.

4. Шартрская школа...............………………………………….……» 103

4 1. Традиции и новации 4.2. Три искусства в религиозной перспективе. 4.3. Платоновский "Тимей".

5. Сен-Викторская школа............……………………………………» 105

5.1. "Дидаскаликон" Гуго Сен-Викторского и науки. 5.2. "Дидаскаликон" и философия 5.3. "Дидаскаликон" и мистика.

6. Пьер Абеляр………………………………………………………»109

6.1. Жизнь и сочинения 6.2. "Сомнение" и "правила исследования" 6.3. Диалектика и ее функции 6.4. "Рацио" и его роль в теологии. 6.5. Фундаментальные принципы этики 6.6. "Intelligo ul credam" 6.7. "Грамматические" штудии и "диалектика" 6.8. "Сентенции" Петра Ломбардского 6.9. Иоанн Солсберийский границы разума и авторитет веры.

VII Оглавление

Глава 6. "Дученто" и великие систематизации разума и веры стр. 119

1 Политическая и культурная ситуация …………...……….» 119

1.1. Политико-социальная ситуация и церковные институты.

2 Аристотелизм Авиценны..........………………………….» 120

2.1. Авиценна личность и сочинения 2.2. Бытие возможное

и бытие необходимое 2.3. "Логика генерации" и влияние Авиценны

3 Аристотелизм Аверроэса..........………………………..».122

3.1. Фигура и сочинения. 3.2. Примат философии и вечность мира 3.3. Единство человеческого интеллекта 3.4. Следствия из тезиса о единстве интеллекта 3.5. Первые осуждения аристотелизма

4 Моисей Маймонид и еврейская философия.…………..».126

5 Как греческая и арабская культуры проникали на Запад. Переводчики и "коллегиум" из Толедо..………………..» 127

6 Альберт Великий …………………………………............» 131

6.1. Альберт Великий личность, сочинения и исследовательская программа 6.2. Различие философии и теологии 6.3. Греческие философы и христианские теологи 6.4. Научный интерес

7 Фома Аквинский..............…………………………………..» 133

7.1. Жизнь и сочинения 7.2. Разум и вера, философия и теология. 7.3. Теология не подменяет философию 7.4 Фундаментальная структура метафизики 7.5. Трансценденталии. единое, истинное, благое 7.6. Аналогия бытия 7.7. Пять способов доказательства существования Бога 7.8. Lex aeterna, lex naturalis, lex humana, lex divina 7.9. Право естественное и позитивное. 7.10. Вера ведет разум.

8 Бонавентура из Боньяреи..........…………………………………» 149

8.1. Францисканское движение 8.2. Бонавентура жизнь и сочинения 8.3. Александр Гэльский и Бонавентура 8.4. Автономна ли философия? 8.5. Недочеты аристотелизма и их источники. 8.6. Экземпляризм 8.7. "Rationes seminales" 8.8. Человеческое познание и божественное озарение 8.9. Бог, человек и множественность форм. 8.10. Бонавентура и Фома. одна вера и две философии. 8.11. Разум записывает то, что вера предписывает. Duae olivae et duo candelabra in domo del lucentia

VIII Оглавление

9. Сигер Брабантский и латинский аверроизм. Францисканцы и неоавгустианизм...…………………………..…………….. стр. 160

10. Экспериментальная философия и первые научные исследования эпохи схоластики.........…………………………………..……» 162

10.1. Роберт Гроссетест. 10.2 Роджер Бэкон.

11. Иоанн Дунс Скот..............…………………………………..» 166

11.1. Жизнь и сочинения. 11.2. Разделение философии и теологии. 11.3. Однозначность сущего. 11.4. Однозначное сущее как первый объект интеллекта. 11.5. Восхождение к Боту. 11.6. Недостаточность понятия "бесконечное enfls". 11.7. Дебаты между философами и теологами. 11.8. Принцип индивидуации: Haecceltas. 11.9 Волюнтаризм и естественное право.

Глава 7. "Треченто": потеря равновесия между разумом и верой…» 175

1. Социально-историческая ситуация……………………………»175

2. Уильям Оккам.......……………………………………………...»177

2.1. Личность и сочинения. 2.2. Независимость веры от разума. 2.3. Эмпиризм и примат индивидуального. 2.4. Познание интуитивное и абстрактное. 2.5. Универсалии и номинализм. 2.6. "Бритва Оккама" и распад традиционной метафизики. 2.7. Новая логика. 2.8. Проблема существования Бога. 2.9. Новый метод научного исследования. 2.10. Плюрализм против теократии.

3. Наука оккамистов.............………………………………………»189

3 3.1. Оккамисты и аристотелевская наука. 3.2. Оккамисты и галилеевская наука.

4. Политическая теория Марсилия Падуанского ………………….»192

4.1. Эгидий Римский и Жен Парижский: спор о примате церкви или империи. 4.2. "Defensor pacis" Марсилия Падуанского.

5 Джон Уиклиф и Ян Гус: два долютеровских реформа- тора....................………………………………………………….»194

6 Майстер Экхарт и немецкая спекулятивная мистика…………..» 196

6.1. Основы спекулятивной мистики. 6.2. Майстер Экхарт: Без Бога и мир и человек ничто. 6.3. Возращение человека к Богу.

7 Логика Средневековья..........…………………………………….»199

7.1. "Ais vetus", "Ars nova", "Logica modemorum" 7.2. Дидактическая систематизация античной логики 7.3. Фигуры и модусы силлогизмов 7.4. Новации схоластической логики 7.5 "Аре магна" Раймонда Луллия.

IX Оглавление

Часть четвертая

ГУМАНИЗМ И ВОЗРОЖДЕНИЕ

Глава 8. Мысль эпохи Гуманизма и Возрождения и ее основные характеристики........………………………………………………..стр. 212

1. Историографическое значение термина "гуманизм"………»212

2. Историографическое значение термина "возрождение"...»219

3. Хронологические границы и существенные характеристики гуманистико-возрожденческого периода…………………...»224

4. Восточные и языческие "пророки" и "маги", как основатели теологической и философской мысли: Гермес Трисмегист, Зороастр и Орфей......…………………………………………………...»226

4.1. Отличие критико-исторического уровня гуманистической мысли латинской традиции от греческой. 4.2. Гермес Трисмегист и "Corpus Hermeticum" в их исторической реальности и возрожденческой интерпретации. 4 3. "Зороастризм" эпохи Ренессанса. 4. 4. Орфей Ренессанса

Глава 9. Идеи и тенденции гуманистико-возрожденческой мысли 237

1. Дискуссии по проблемам морали и неоэпикурейство……….»237

1.1. Начала гуманизма 1.1.1. Франческо Петрарка, 1.1.2 Колюччо Салютати). 1.2. Этико-политические дебаты гуманистов Кватроченто: Л. Бруни, П. Браччолини, Л.Б. Альберти (1.2.1. Леонардо Бруни, 1.2.2. Поджо Браччолин, 1.2.3. Леон Баттиста Альберти, 1.2.4. Другие гуманисты Кватроченто). 1.3. Неоэпикуреизм Лоренцо Балла.

2. Возрожденческий неоплатонизм.......…………………………»249

2.1. Краткие сведения о платоновской традиции и византийских ученых XV века 2.2. Николай Кузанский: ученое незнание в отношении к бесконечному (2.2.1. Жизнь, работы и культурные связи Кузанского, 2.2.2. Ученое незнание, 2.2.. Отношение между Богом и универсумом, 2.2.4. Значение принципа "все во всем", 2.2.5. Человек как "микрокосм") 2.3. Марсилио Фичино и платоновская академия во Флоренции (2.3.1. Место Фичино в культуре Возрождения, 2.3.2. Фичино в качестве переводчика, 2.3.3. Достижения философской мысли Фичино, 2.3.4. Достижения "магической" доктрины Фичино). 2.4. Пико делла Мирандола между платонизмом, аристотелизмом. Каббалой и религией (2.4.1 Позиция Пико, 2.4.2. Пико и Каббала, 2.4.3. Пико и доктрина достоинства человека) 2.5. Франческо Патрици.

X Оглавление

3. Аристотелизм эпохи Возрождения......…………………. стр. 274

3.1. Проблемы аристотелевской традиции в эпоху Гуманизма 3 2 Пьетро Помпонацци и споры о бессмертии.

4. Возрождение скептицизма..........……………………….» 282

4.1 Новая жизнь эллинистической философии 4 2 Мишель Монтень и скептицизм как основа мудрости.

Глава 10. Возрождение и проблемы религии и политики………287

1. Возрождение и религия...........…………………………….»287

1.1. Эразм Роттердамский и "философия Христа" (1.1.1. Позиция Эразма, 1.1.2. Гуманистическая концепция христианской философии, 1.1.3. Концепция "глупости" Эразма) 1.2. Мартин Лютер (1.2.1 Лютер и его отношение к философии и возрожденческому гуманизму, 1.2.2. Черты теологии Лютера, 1.2.3. Черты пессимизма и иррационализма в мышлении Лютера) 1.3. Ульрих Цвингли, реформатор из Цюриха 1.4. Кальвин и Женевская реформа 1.5. Другие теологи Реформы и представители протестантизма.

2. Контрреформация и католическая реформа..………………»305

2.1. Историографические концепции Контрреформации и католической реформы 2.2. Тридентский собор 2.3. Новое появление схоластики.

3 Возрождение и политика..........………………………….…»311

3.1. Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики (3.1.1. Позиция Макиавелли, 3.1.2. Реализм Макиавелли, 3.1.3. "Добродетель" государя, 3.1.4. Свобода и "судьба", 3.1.5. "Добродетель" древней римской республики, 3.1.6. Гвиччардини и Ботеро) 3.2. Томас Мор и Утопия 3. 3. Жан Боден и абсолютизм власти Государства 3.4. Гуго Греции и обоснование естественного права.

Приложение

Хронологическая таблица……………………………………….»323 Библиография...………………………………………………….»344 Именной указатель ………………………………………………»351

Предисловие

К ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ

Если судить о книге по числу страниц, то наше издание по истории философской мысли в трех томах (около 2,5 тыс. страниц) покажется слишком громоздким. Впрочем, не мешает вспомнить сентенцию аббата Террасона, цитированную Кантом в "Критике чистого разуме (в предисловии): "Если объем книги измерять не количеством страниц, но временем, необходимым для ее понимания, то о многих можно было бы сказать, что они могли бы быть много короче".

И в самом деле, многие учебники по философии выиграли бы, будь они пространнее в серии аргументов. Ведь краткость в экспозиции философских проблем не упрощает, но усложняет суть дела, делая их малоприятными, если не совсем бессмысленными. Так или иначе, но такого сорта краткость фатально ведет к ноционизму, т.е. перечню точек зрения, дающих панораму философских высказываний, инструктивную, но вместе с тем, малоинформативную.

Таким образом, настоящий учебник предлагает наличие, по меньшей мере, трех уровней: помимо того, что древние называли "доксографией" (своего рода считка мнений, того, что говорили философы), необходимо объяснить, почему они так говорили, а также нелишне понимать, как все это было сказано, наконец, есть уровень указателей эффектов, производимых и провоцируемых философскими и научными теориями.

Что касается объяснительного уровня — почему нечто утверждалось, — то всегда непросто разглядеть сплетения событийных рядов экономического, социального и культурного плана с теоретическими и спекулятивными мотивами. Учитывая все это, мы стремились избегать опасных редукций — социологистических, психологистических, историцистских, удерживая специфическую идентичность философского дискурса,

Показывая то, как выражали мыслители свои доктрины, мы широко использовали их собственные слова. Цитируемые тексты даны в дозах, соответствующих дидактической парадигме научаю-

Предисловие

щегося ума, входящего в незнакомый дискурс. От предельно простого он мало-помалу переходит к философским категориям, развивая мышцу мысли и собственную способность к постижению все более сложных идей, которые выражены в разных лингвистических тональностях несхожими и оттого притягательными голосами. Подобно тому как для постижения способа чувствования и воображения поэта мы вчитываемся в его стихи, так и проникнуть в способ мышления философа нельзя иначе как через форму выраженных им идей.

Нельзя не отметить также, что философы интересны не только тем, что они говорят, но и тем, о чем молчат; традициями, которым они дают начало, течениями, которые приводятся в движение. Одни из них благоприятствуют рождению определенных идей, другие, напротив, делают это невозможным. По поводу последнего обстоятельства историки философии чаще хранят молчание, тем важнее для нас — сделать этот аспект очевидным, особенно, при объяснении сложных взаимоотношений между философскими и научными, религиозными, эстетическими и социо-политическими идеями.

Учитывая, что в преподавании философии исходное — проблемы, которые она поднимала и решала, мы часто отдавали предпочтение синхроническому методу, относительно диахронического, который, впрочем, также использован в пределах его возможностей. Что же касается желаемой цели то она состоит в формировании теоретически обогащенных умов, владеющих методами, способных к постановке и методической разработке проблем, готовых к критическому прочтению окружающей реальности во всей ее сложности. Именно этой цели служат означенные выше четыре уровня:

содействовать самоконституирующемуся уму молодого человека в духе открытости новому и в его способности к самозащите перед лицом опасных искушений нашего века — бегство в иррациональное, капитуляция перед прагматизмом и убогим сциентизмом. Разум открыт тогда, когда он имеет в самом себе корректирующее устройство, выводящее (поскольку это человеческий разум) одну за другой ошибки и высвобождающее энергию для движения вперед по все новым интинерариям.

АВТОРЫ

==1

00.htm - glava01


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: