Господствующим мировоззрением средних веков было христианство.
В Римском государстве проблемы отдельного человека безразличны государству.
Переход физического сопротивления в область морали приводит к христианству, которое носит надклассовый, надсоциальный характер: сведение проблем в сторону морали.
Основные идеи этого времени – это идеи теологические, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу, творение.
Философия этого времени была тесно сопряжена (и в этом ее исключительность) с теологией (совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога).
Проблематика – основывалась на бытийном отношении Бог–Человек.
Как и теолог, философ строил свои системы, обращаясь к изначально Божественному смыслу бытия. Отвечая на вопросы религии и вопрошая заповеди веры.
Философия вынуждена подчиниться более сильному православию. Но она полностью не исчезает, т.к. нужна логика истолкования библии.
Средневековая философия:
– основана на религиозных представлениях (откровение и монотеизм – один бог).
|
|
– возникает до появления феодального строя, а исчезает до его исчезновения.
– стала служанкой богословия (зависимость от христианства).
Однако у философии были свои, отличительные от религии функции, связанные с основным ее свойством – сомнении в истинности вероисповедных догматов и со свойствами разума, призванного эти сомнения побеждать и причащаться высшей истине.
Средневековую философию можно разделить на 3 периода:
1. Патристика – 2–6 вв.
2. Анализ возможностей слова, связанный с Христианской идеей творения мира по Слову – 7–10 вв.
3. Схоластика – 11–14 вв.
Этапы средневековой философии:
Схоластика – до этого философия – техническая наука.
(Схоластика – тип религиозной философии; хар-ся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам)).
Стремилась рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение (средневековая «школьная» философия).
Основные проблемы: проблемы универсалий и доказательства бытия Бога.
Проблема универсалий – проблема общих понятий (ставилась Платоном – «идеи», Аристотелем – «материя и форма»).
Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор о универсалиях, т.е.. о природе общих родов и понятий.
Фома Аквинский:
Истинная философия – христианская религия: с 9 века – первые шаги в сторону разграничения идеологии и философии (схоластика).
Существование бога самоочевидно, но если мы не знаем, что такое бог, то эта очевидность сомнительна.
|
|
Невозможно определить бытие бога. Сотворенное не тождественно творцу, следовательно, бессмысленно заниматься этим.
Человек не может познать бога.
3 доказательства бытия бога:
1) Космологическое: раз существует мир, то существует и творец, который его создал.
2) Теологическое: раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим бог.
3) Антологическое: бог всесовершенен – форма всех форм. Среди его свойств есть свойство существования бога, следовательно бог существует. Он обладает всеми свойствами.
В основе – принцип веры и гармонии.
Вера и разум не противоречат друг другу: Вера и Разум – это разные пути к истине, но не разные истины.
В связи с тем, что теология является высшей мудростью, конечный объект которой – исключительно Бог как «первопричина» вселенной, мудростью, независимой от всех остальных знаний, Фома не отделяет науку от теологии.
Из различия форм, являющихся подобием Бога в вещах, Фома выводит систему порядка материального мира.
Формы вещей, независимо от степени их совершенства, сопричастны творцу, благодаря чему занимают определенное место в универсальной иерархии бытия. Это касается всех областей материального мира и общества.
По его мнению, необходимо, чтобы одни занимались сельским хозяйством, др. были пастухами, а третьи – строителями.
Для божественной гармонии социального мира необходимо также, чтобы существовали люди, занимающиеся духовным трудом и работающие физически.
Каждый человек выполняет определенную функцию в жизни общества, и все творят определенное благо.
Т.о., согласно учению Фомы Аквинского, различия в функциях, выполняемых людьми, являются результатом не общественного разделения труда, а целевой деятельности Бога.
Миром управляет божественный закон. Естественный закон – естественное право, независимо от веры в бога и христианство. Люди способны жить по правилам добра, независимо от того, верят они или нет.
Философия средневековья придает моральный оттенок всем понятиям и вещам. Вся социальная наука морализируется.