V-VII - Вестготское возрождение в Испании

570-636 Исидор Севильский – наиболее значительная фигура вестготского Возрождения. В 600-601 гг. епископ Севильи. Богослов и компилятор классических текстов. Создал обширный энциклопедический их свод под названием «Этимология» или «Начала» (Oriqines), опираясь на который можно было, не обращаясь к самим текстам античных авторов, ознакомиться с их идеями и использовать их мудрость в деле укрепления христианской веры. Автор «Истории вестготов и вандалов». В значительной степени благодаря И.С. была сохранена идея синтеза античной традиции и христианства в этой части нарождающейся Европы.
   
30-40 Завоевание арабами сирийско-египетских провинций римской империи. Вторжение славян на Балканы.

В середине этого века основная часть Италии находится под властью лангобардов – среди германских племен одного из самых неразвитых в культурном отношении. Истребляются или изгоняются семьи знатных римлян. Идет разграбление крупных латифундий, составлявших основу сельского хозяйства римской империи. Происходит разрушение всей государственной и административной системы. Приходят в упадок римские города. На смену изжившим себя в германских племенах, родоплеменным обычаям приходит процесс формирования феодальных отношений. За время правления лангобардов централизованная власть в Италии практически перестала существовать,.Италия распалась намножество отдельных герцогств и феодальных владений, средикоторых выделялась своим влиянием папская область. Своей раздробленностью. Италия отличалась от всех других варварских королевств, возникших на развалинах римской империи.

Повсеместный упадок в римских провинциях сельского хозяйства. Железные орудия- редкость. Нищета и голод становятся повседневной реальностью. Ни правители ни церковь в экономику не вкладывают никаких средств, занимаясь их расточительством на прихоти правящей верхушки.

Активное строительство соборов.

У своение лангобардами латинского языка

Век глубокого падения образованности, как в западной, так и в восточной части бывшей Римской империи.

Два века, VII и последовавший за ним VIII, не дали Италии и Галлии в самых развитых странах Европы практически ни одного писателя или поэта.

Упадок культурного значения монастырей (продолжался до начала IX века).

Перерождение Восточной римской империи в “Византийское государство”. Изменение римского социально-экономического порядка.

Византия окончательно утрачивает контроль над Средиземноморьем.

Наступает закат средиземноморской цивилизации, а вместе с ним и впадение в состояние хаоса Европы, которая была неотъемлемой частью христианско-эллинистического, римского мира. В этот период она представляет собой конгломерат варварских королевств, находящихся в постоянной конфронтации друг с другом и постоянном страхе пере нашествиями норманнов, славян, мавров и арабов. Положение стало меняться только в VIII в. [77].

VIII

ВЕК

конец VII – начало VIII

Иоанн Дамаскин – византийский богослов и философ.

Представитель чисто средневекового типа мыслителя. Автор энциклопедического труда «Источник знания», включавшего три части «Диалектику», «О ересях», «Точное изъяснение православной веры». В разделе «Диалектика» он дает чисто богословское определение философии: «Философия есть познание сущего в качестве сущего, то есть познание природы сущего. И еще: философия есть познание божеского и человеческого, то есть видимого и невидимого. Далее философия есть попечение о смерти, как произвольной, так и естественной. Ибо…смерть двояка: во-первых, естественная, то есть отделение души от тела, во-вторых, произвольная, когда мы признаем жизнь настоящую и устремляемся к будущей. Далее, философия есть уподобление богу. Уподобляемся же мы богу через мудрость, то есть истинное познание блага, и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздаяние каждому должного и через кротость превыше справедливости, когда мы делаем добро обижающим нас. Философия есть также искусство искусств и наука наук, ибо философия есть начало всяческого искусства и всяческой науки… Далее, философия есть любовь к мудрости; но истинная Премудрость – это бог, и потому любовь к богу есть истинная философия»[78].

VIII-IXвозникновение в Европе сильного государства франков.

Начало германского могущества.

  Папа признает Пипина Короткого, королем франков и принимает участие в его коронации. Начало династии Каролингов.
  Возникновение «Папской области» - церковного государства, просуществовало до 870 года (в его состав входили Рим, Равенна, Пентаполь).
8 – 814 Империя Карла Великого. Присоединение к франкскому королевству Италии, Баварии, Саксонии, части Испании. В конце VIII века было завоевано Карлом Великим и вошло в состав Каролингской империи лангобардское королевство. Таким образом,империя Карла включала в себя практически всю христианскую Европу, за исключением Англии и Астурии.
Каролингское возрождение VIII – IX веков
  Основание Карлом на базе старой придворной школы в Ахене новой школы, основу обучения в которой составило преподавание латинского языка, Библии, «семи благородных искусств». Для преподавания в ней были приглашены специалисты в различных областях знания из всех концов империи. Из Италии (в которой школьное образование было в глубоком упадке) были приглашены трое: Петр Пизанский – грамматик, Павлин – один из виднейших богословов, Павел Диакон – историк, автор знаменитой «Истории лангобардов». Первоначально в школе обучались сам Карл и члены его семье, ближайшие сподвижники императора из различных частей империи. Этот период Каролингского возрождения принято называть придворным». Вышедшие из этой школы «ученики» продолжили просветительскую деятельность Карла и после его смерти. Приближенный и любимец Карла, его биограф Эйнхард в своем сочинении «Жизнь Карла» описывает то, с каким усердием относился к изучению латинского языка, риторики и «благородных искусств» сам император: «Красноречием он был одарен богатым и изобильным и мог с большой ясностью выражать все, что бы ни захотел… он прилагал старание к изучению языков иностранных. Латинским языком он владел так хорошо, что обычно молился на нем, так же, как и на родном; что касается греческого языка, он умел лучше его понимать, чем говорить на нем… Благородными искусствами он занимался с величайшим усердием и высоко ценя знатоков в этой области, оказывал им большие почести. Уроки грамматики он брал у старого диакона Петра Пизанского, в прочих науках его наставником был сакс из Британии Альбин, по прозвищу Алкуин, также диакон всесторонне образованный. Под его руководством он много времени и сил положил на изучение риторики, диалектики и особенно астрономии. Он изучал искусство вычисления и с большим вниманием и любознательностью наблюдал за движением звезд. Пытался он также писать и с этой целью имел обыкновение держать под подушкой навощенные дощечки и листы пергамента, чтобы в свободное время приучить руку выводить буквы, но несвоевременно и слишком поздно начатый труд приносил мало успеха» [79].
735-804 Алкуин – англосакс. В 790 становится руководителем придворной школы Ахена и основателем на ее базе придворной Академии. Академия выполняла функции школы, в которой обучались дети и придворные короля и дружеского кружка, в котором велись беседы на самые различные темы: богословские, научные, обсуждалась и проблема отношения христианства к античному наследию. Работа ахенской школы была организована в соответствии с разработанной им учебной программой, которая включала преподавание латыни, богословия и «семи благородных искусств». А. создал целый ряд учебных пособий по грамматике, риторике (с приложением об этике), диалектике (в форме диалога между ним и королем Карлом), задачника по арифметике, астрономический трактат о луне и високосном годе. В них он широко использовал материалы учебных пособий римских авторов. Алкуин считал, что для обучения «Библия и Вергилий одинаково необходимы». Некоторым пособиям он придавал форму диалога, загадок и отгадок, стихах в прозе. В них он использовал язык иносказаний и аллегорий. Примером могут служить «Словопрение Пипина (сына короля Карла) с Альбином». Из Ахенской школы вышло целое поколение образованных политиков, богословов, историков, которые явились основателями латинских культурных центров в Германии и за Рейном. Ахен называли «Новыми Афинами», подчеркивая его значение как главного культурного центра зарождавшейся Европы. Программа преподавания, разработанная в Ахенской академии, стала позднее образцом для т.н. епископских школ, которые в период зрелого Средневековья выполняли функции высших учебных заведений и послужили основой для возникновения XII-XIII веках первых европейских университетов.
  Алкуин – становится настоятелем монастыря в г. Туре, где создает знаменитую монастырскую школу письменности и разрабатывает новую, более совершенную форму письма, т.н. «каролингский минускул». Им были заложены также основы католической обрядности.
  По распоряжению Карла происходит реорганизация монастырей. Он образует при дворе комиссию с целью очистить канонический текст Библии от ошибок и распространить его по всей стране.Создается единый для всех монастырейсборник проповедей, проводит реорганизацию местных литургических обрядов по единому римскому образцу. Публикует «Капитулярий о науках», в котором указывается на распространение неграмотности среди монастырской братии и вменяется в обязанность монахам «…не только не пренебрегать знанием словесных наук, но со всем смирениеми старанием изучать их… Избирать же для этого следует таких мужей, которые, с одной стороны, обладают желанием и способностью к учению, а с другой – имеют призвание учить других»[80]. Капитулярий предписывал создать при каждом монастыре и каждой епископской кафедре школы для всех, кто способен учиться.
  Капитулярий Карла «Всеобщее увещевание». В нем он повелевает устраивать школы для обучения мальчиков чтению, псалмам, нотам, руководству по пению, счету, грамматике. Требует исправить в монастырях и епископствах от ошибок богослужебные книги, ибо многие, желая молиться Богу, плохо молятся по неисправным книгам. Если потребуется, нужно для этого переписать псалтыри и молитвенники и пусть это делают люди зрелого возраста со всяким тщанием[81]. (В очередном капитулярии (802 года) предлагалось привлечь в эти школы и мирян.)
  Политическое объединение Европы. Папа Лев III объявляет Карла императором Священной римской империи. Благодаря культурной деятельности Карла и созданной им школы и академии Европа покрылась сетью школ, дававших возможность получить начальное, среднее и общее образование. Они ориентировались на различные слои населения от простолюдинов-мирян до придворных и деятелей церкви. Школы различались как по программе, так и по методам преподавания. Так, в школах для мирян преподавание не предполагало обучение чтению и письму, носило устный характер и ограничивалось заучиванием молитв, псалмов и рассказами эпизодов из священного писания. Обучения счету так же носило устный. Вместе с тем все формы школьного образования от низшей до высшей ступени преследовали одну главную цель –приобщение всего европейского населения к единому христианскому мировоззрению,. которое в эпоху набиравшего силу процесса политической консолидации Европы приобретало роль важнейшего идеологического фактора. Это новое качество христианства как официальной идеологии станет особенно очевидным в 936 году, когда считавший себя преемником Карла император Священной Римской империи Оттон I реализует идею создания «имперской церкви».

IX

ВЕК

  Смерть Карла Великого. Для начала века характерно продолжение упадка во всех областях жизни, в том числе и культурной. Во-второй половине века новый расцвет монастырских школ. Данный век – время зарождения новой европейской литературы – продукта синтеза христианской доктрины и фольклора народов, населявших бывшие римские провинции. Период упадка. Снижение урожайности, эпидемии, резкое сокращение населения. Все это предопределило упадок культурных традиций Каролингского возрождения, по словам одного писателя, оно «утонуло в бедствиях IX-X веков». После смерти Карла Великого, первый «придворный период». Каролингского возрождения» уходит в прошлое. С восшествием на имперский престол Людовика Благочестивого Ахенская академия приходит в упадок, а в 40-вые годы закрывается.Новая имперская власть не только не поощряла развитие просвещения, но относилась к нему отрицательно, всячески способствуя насаждению ортодоксии, как среди мирян, так и священнослужителя. Даже такие выдающиеся просветители, как Алкуин, отказываются от своего былого увлечения мудростью древних философов и ораторов. «Разрыв между светской и духовной культурой становится повсеместным». Культура вновь уходит в монастыри, наступает второй «монастырский период» Каролингского возрождения » [82]. Повсюду на территории бывшей империи Карла наблюдается упадок образованности и падение нравов, обусловленное сближением служителей клира с феодальной верхушкой и усвоением ими ее образ жизни. По Указанию Людовика Благочестивого запрещаются школы для мирян. Вместе с тем, вопреки этим запретам, в ряде монастырей в этот периодкультурного упадка благодаря деятельности последователей Алкуина, сохраняются традициии структура образования Каролингской эпохи. В них была сохранена школьная программа, составленная Алкуином, предполагавшая использование как сочинений «отцов церкви», так и античных авторов. В просветительской деятельности монастырей в этот период важное место занимала работа по собиранию, переписке и распространению книг. Скриптории – мастерские по переписке книг и хорошие библиотеки имелись во всех известных монастырях. Из сочинений древних мыслителей в них были широко представлены рукописи, которые были вывезены Карлом Великим из Италии. Они постоянно переписывались. «Подавляющее большинство рукописей, по которым издаются теперь античные авторы, относится именно к IX веку». [83] В обучении в монастырских школах широко использовались учебные пособия, составленные на основе текстов античных авторов: Боэция, Марциана Капеллы, Коссиодора и Истдора Севильского. Широкое распространение получают и рукописи собственно античных авторов, например, Цицерона. В каждом из монастырей имелось, как правило, хотя бы несколько его трактатов. Для представителей «книжной культуры» этого столетия был характерен тип неутомимого собирателя рукописей не только выдающихся, но даже и незначительных латинских авторов. Ссылка на авторитеты, вкачестве которых выступали как сочинения «отцов церкви», так и античных авторов Платона, Аристотеля, Цицерона, Боэция и др., нередко приравнивалась, по своему значению, к ссылкам на текст Священного писания. Разумеется, при толковании этих текстов в обязательном порядке проводились аналогии между суждениями авторитетов и текстом Библии, с целью доказательства их соответствия слову Божьему. В ряде монастырей была организована не только переписка, но сверка и комментирование текстов, а также составление словарей аллегорий. Вместе с тем, главной заботой этих школ остается по-прежнему приобщение как клириков, так и мирян к слову божию.
  Начало строительства в Венеции «Дворца Дожей».
  Начало строительства в Венеции Собора Св. Марка.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: