(Из высказываний Святых Отцов Церкви)
КРАТКАЯ СХЕМА
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
(архиерейский чин) [2]
1.Проскомидия (протесис) - приготовление евхаристических Даров в жертвеннике [3]
2. Вход епископа в притвор и в алтарь храма, преподание «мира» общине верных. [4]
3.Синаксис - чтение Священного Писания и поучение предстоятеля.
4.Перенесение Святых Даров из жертвенника в алтарь, вручение их епископу.
5.Анафора – молитва освящения евхаристических Даров, прошения о Церкви.
6.Молитва о «добром» причащении («Отче наш»).
7.Общение Святого Духа - причащение верных и благодарение за него.
8.Обряды и молитвы исхода епископа и народа из храма.
БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
ВХОДНЫЕ МОЛИТВЫ
Перед тем как войти в алтарь, священник становится перед Царскими вратами и читает начальные молитвы: Благословен Бог наш, Царю Небесный: “ О,Царь Небесный, Утешитель - Дух истинный! Ты, везде сущий и все наполняющий, вместилище всех благ и жизни податель, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши”, затем Трисвятое по “Отче наш”, тропари Христу и Богородице, целуя их иконы. Затем, наклонив главу, читает нижеследующую молитву.
Молитва на главопреклонение иерея
Господи, подай мне, (как и Петру), руку Твою из святого вышенебесного жилища Твоего и укрепи меня для предстоящего служения Тебе, дабы неповинно предстать страшному Престолу Твоему и совершить священнодействия Бескровной Жертвы. Ибо у Тебя Сила и Слава [5] во веки веков! Аминь.
Заходя в алтарь, священник читает стихи 5-го псалма:
Господи, я войду в Дом Твой в страхе пред Тобой и поклонюсь святому Храму Твоему. Наставь меня в заповедях Твоих и направь по верному пути, дабы, насмехаясь, не злословили меня враги мои. Ибо нет в устах их истины, сердце их полно суеты, гортань их подобна зияющей могиле и язык свой они изострили, как у змеи. Рассуди их, Боже, и пусть оставят коварные умыслы свои! Из-за отступлений их и Ты их отвергни, ибо они оскорбили Тебя, Господи. Все же надеющиеся на Тебя, да возвеселятся, да возрадуются вечно, ибо Ты станешь жить среди них. И да воздадут хвалу Тебе во веки возлюбившие Имя Твое! Ибо Ты, Господи, благословением Твоим благословляешь праведника и благоволением Твоим, как щитом, покрываешь его.
Облачившись в священные одежды, священник моет руки, читая стихи 25-го псалма:
Омою водой неповинности руки мои и обойду Жертвенник Твой, Господи, дабы услышать голоса воздающих хвалу Тебе,вещающих о всех чудесах Твоих. Мне возлюблена Красота Твоего Дома – место обитания Славы Твоей! Так не погуби душу мою, как отступника, и жизнь мою, как душу убийцы, в руках коего беззаконие и десница коего полн а мздо и мствований. Сохрани меня, Господи, и помилуй, ибо хожу в одежде непорочности и нога моя стоит на верном пути, и в собраниях (Народа Твоего) благословлю Тебя, Господи.
ПРОСКОМИДИЯ [6]
(Протесис)
Подойдя к жертвеннику и трижды поклонившись, священник поёт или читает тропарь (глас 4) и затем целует священные сосуды:
Искупил Ты нас от клятвы нарушенной заповеди, [7] / пролив, Спасе наш, честную Кровь Свою. / Когда же ко кресту Тебя пригвоздили / и копием пронзили, / Ты источил людям бессмертие! Слава Тебе! /
Или:
Пролив Свою драгоценную Кровь, Спасе наш, / Ты освободил нас от проклятия нарушенной заповеди. / Когда же Тебя пригвоздили ко кресту и копием пронзили, / Ты источил людям бессмертие! Слава Тебе!/
И начинает проскомидию:
Благословен Бог наш всегда: ныне, и присно (и во все времена), [8] и во веки веков! [9] Аминь.
Зятем священник берет просфору и, трижды делая над ней знак креста копием, говорит:
Да будет, сей знак креста в воспоминание (спасительных страданий) Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Надрезая просфору (с правой стороны печати), он произносит применительно ко Христу древнее пророчество Исаии (Ис.53:7-8) о страданиях Спасителя: Как овца, Он был веден на заклание (с левой стороны): и, как агнец непорочный перед стригущим его бывает безгласным, так и Он не отверзает уст Своих; (с верхней стороны): как обычный Человек, послетемницы и суда Он был взят для распятия, (с нижней стороны): но таинственное происхождение Его кто изъяснит? (извлекая копием агничную центральную часть из просфоры): подобно сему действию, отнималась у Него земная жизнь Его.
После диаконских слов: «Принеси в жертву, владыко».
Делает крестовидный надрез на Агнце, который в этот момент повернут печатью вниз на Дискосе, проговаривая: В память принесения (крестной) Жертвы Агнца Божия, взявшего на Себя грехи Мира, ради Жизни Мира и его спасения.
Затем диакон говорит: «Пронзи Святый Агнец, владыко».
Священник делает копием небольшой надрез в правой стороне Агнца:
Один из воинов копьем пронзил Ему ребра и тотчас истекла кровь и вода; и видевший это (св. ап. Иоанн) засвидетельствовал о сем, и истинно свидетельство его (Ин.19:34-35).
Затем диакон (по греческому чину говорит): «Соедини, владыко, Святые Дары».
Священник, вливая в Чашу вино и несколько капель воды, произносит:
Благословенно соединение Даров Твоих всегда: ныне, и во все времена, и на вечные века! Аминь (из последования греческого служебника).
Извлекая частицы из просфор и располагая их на Дискосе вокруг Агнца, он говорит:
В честь и память Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы [10] Марии [11] и ради Её молитв прими, Господи,жертву сию на Вышенебесный Твой Жертвенник (Полагая частицу справа от Агнца): Предстала справа Тебя Царица, облачённая в украшенные золотом одежды.
И также в честь и память всечестного и всехвального пророка, предт е чи и крестителя Иоанна;
─ святых и прославляемых пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елис е я, Дав и да и Иесс е я, святых трех юношей и Даниила пророка, и всех святых пророков;
─ святых, прославляемых и всеми восхваляемых апостолов Петра и Павла, и всех иных святых апостолов;
─ святых отцов наших, иерархов: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Афанасия и Кирилла, Николая Мирлик и йского, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермог е на Московских, Никиты Новгородского, Леонтия, епископаРостовского, и всех святых иерархов;
─ святого апостола, первомученика и архидиакона Стеф а на, святых великомучеников Димитрия, Георгия, Фе о дора Тирона, Феодора Стратил а та и всех святых мучеников, и мучениц: Феклы, Варвары, Кири а кии, Евф и мии и Параск е вы, Екатерины и всех святых мучениц:
─ преподобных и богоносных отцов наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, С е ргия Р а донежского, Варла а ма Х у тынского и всех преподобных отцов, и преподобных матерей: Пелаг и и, Феодосии, Анастас и и, Евпр а ксии, Февр о нии, Феод у лии,Ефрос и нии, Марии Египетской и всех преподобных матерей;
─ святых чудотворцев и бессребреников: Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантеле и мона и Ермол а я и всех святых бессребреников;
─ святых и праведных праотцов Господа по плоти – Иоак и ма и Анны, святого (храма и дня), святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, Учителей славян, святых равноапостольных Великого Князя Владимира и Великой Княгини Ольги, и всех святых, по молитвам коих посети нас, Боже;
─ святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинова града, Златоуста.
─ Помяни, человеколюбивый Владыка, святейших православных патриархов и Великого господина и Отца нашего (имя), Святейшего Патриарха (титул), господина нашего преосвященнейшего (имя и титул епархиального архиерея) ивсех епископов православных; помяни достойных пресвитеров, Христовых диаконов и всех, в священном сане пребывающих: братьев и сослужителей наших, священников, диаконов и всех братьев наших, коих Ты по милосердию призвал к Общению с Тобой, Всеблагой Владыка.
─ Помяни, Господи, богохранимую страну нашу и живущих в ней по вере православных.
Затем священник или диакон поименно поминает живых верных, читая их частные диптихи:
─Помяни, Господи, (имя).
Затем священник или диакон также поминает усопших:
─ В память и оставление грехов почивших святейших патриархов и (если преставились) блаженных создателей этого святого храма. Затем поименно: Помяни, Господи, (имя). После этого: И всех с надеждой на воскресение для жизни вечной и общения с Тобой усопших православных отцов и братьев наших помяни, человеколюбивый Господи (читает частные диптихи об усопших).
Затем: Помяни, Господи, и меня недостойного, и прости мне все грехи – как вольные, так и невольные.
Благословляя кадильницу с фимиамом, священник говорит:
Каждение, Тебе ныне приносимое, Христе, Боже наш, да будет пред Тобой, как благоуханный аромат любви к Тебе душ наших. Прими его на Вышенебесный Твой Жертвенник и возниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа.
Окадив звездицу и ставя ее над Агнцем, священник говорит:
И, придя, звезда остановилась над местом, где был Младенец (Мф.2:9).
Окадив первый покровец, и накрывая им Дискос:
Господь царствует, в Красоту облачившись. Опоясан Господь Своим могуществом, коим Вселенная тверда и не колеблется. И Престол Твой, Господи, утвержден искони Тобой – от начала веков. Реки, Господи, устремляют к Тебе воды свои, поднимая ввысь волны свои. Но превыше всех вод и волн морских – Твоя Сила, о, Всевышний Господь. И откровения Твои – всегда верны, и Святый Дом Твой, Господи, во веки пребывает (Пс.92).
Покадив второй покровец и накрывая им Чашу:
Слава Твоя, Христе, объяла все Небеса и наполнила всю землю.
Покадив большой покров («воздух») и накрывая им Дискос с Чашей:
Ты укрой нас, как крыльями, отгони от нас всех врагов и противящихся, даруй Твой Мир нашей жизни, Господи, помилуй нас и Мір Твой, и спаси души наши, ибо Ты – Бог благой и человеколюбивый.
Окаживая Дискос и Чашу с уготованными для Евхаристии хлебом и вином («предложение»), священник трижды говорит:
Да благословляется всеми Бог наш, изволивший так совершить (спасение наше), и да славится Он всегда, ныне и присно (и во все времена), и во веки веков! Аминь.
Диакон: Господу помолимся.
Молитва ПРОСКОМИДИИ
Священник: Боже, Ты – Бог наш, пославший в пищу всему Міру небесный Хлеб, [12] - Господа и Бога нашего Иисуса Христа, Спасителя (от вечной смерти), Освободителя (от проклятия) [13] и Благодетеля (душ наших), благословляющего и освящающего нас! Ты Сам благослови предлежащие Дар ы и вознеси их на вышенебесный духовный Твой Жертвенник [14] и, по милости и человеколюбию Твоему, помяни принесших и то, ради чего их принесли, и сохрани неосужденными во священнодействии Божественных Твоих Таин. Ибо освящается и славится пречестное [15] и прекраснейшее (величественное) Имя Твое [16] – Отца и Сына и Святого Духа – ныне, и присно (и во все времена), и во веки веков! Аминь.
ОТПУСТ
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Диакон: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Священник: (Воскресший из мертвых) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери, (на Литургии св. Иоанна Златоуста: святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинова града, Златоуста; а на Литургии св. Василия Великого: святого отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Кападокийской) и всех святых, да помилует и спасет нас, как Бог благой и человеколюбивый. Аминь.
НАЧАЛЬНЫЙ ВОЗГЛАС БОЖЕСТВЕНОЙ ЛИТУРГИИ
Священник: Благословенно Царство [17] Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно, и во веки веков!
Люди: Аминь. [18]
Великая ЕКТЕНИЯ
Диакон: В мире [19] Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О Мире Свыше [20] и о спасении душ наших Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О мире всего Міра, [21] о благом сто я нии святых Божьих Церквей [22] и единении всех [23] Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О святом храме сем и входящих в него с верой, благоговением и страхом Божиим, Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О великом господине и отце нашем Святейшем Патриархе КИРИЛЛЕ, и о господине нашем (Высоко)преосвященнейшем (архи)епископе (имя местного епископа ), о достойном чести пресвитерстве, [24] о Христовом диаконстве, о всем причте [25] илюдях [26] Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О богохранимой стране нашей, власт я х и воинстве её Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О граде нашем (селении, обители), о всех городах и странах, и по вере живущих в них, Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О благорастворении в о здуха, [27] о изобилии плодов земных и времен а х мирных Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: О плавающих, путешествующих,бол я щих, страдающих, плененных и о спасении их Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: Об избавлении от всех скорбей, ненависти и притеснений [28] Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: Огради, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. [29]
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, [30] сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу [31] Христу Богу предадим.
Люди: Тебе, Господи.
Молитва первого антифона [32]
Священник: Господи! [33] Ты – Бог наш, могущество Коего та и нственно, Слава [34] непостижима, милость безмерна и человеколюбие неизреченно. Ты, Владыко, по милосердию Твоему пр и зри на нас и на святый храм сей, и яви на нас и на молящихсяс нами [35] обилие милостей Твоих и щедрот [36] Твоих. Ибо подобает Тебе от всех слава, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу [37] - ныне, и присно, и во веки веков!
Люди: Аминь.
ПЕРВЫЙ АНТИФОН [38]
1 Благослови, душе моя, Господа и всё то, что внутри меня — Имя святое Его.
2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4 избавляет от истления жизнь твою, венчает тебя милостию и щедротами;
5 насыщает бл а гами желание твое, обновится в тебе, словно орел, юная сила твоя.
6 Господь творит правду и суд всем обиженным.
7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9 не навсегда гневается и не на веки негодует.
10 Не по беззакониям нашим сотворил нам и не по грехам нашим воздал нам:
11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;
12 как далёк восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.
15 Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он отцветет.
16 Пролетит над ним ветер – и нет его, и даже место, где он был, уже не узнают.
17 Милость же Господня – от века и до века на боящихся Его,
18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, дабы исполнять их.
19 Господь на Небесах поставил престол Свой и Царство Его всем обладает.
20 Благословите Господа все ангелы Его, крепкие силой, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слов Его;
21 благословите Господа, все небесные воинства Его, служители Его, творящие волю Его;
22 благословите Господа все творения Его во всех местах владычества Его. Благослови, душе моя, Господа!
МАЛАЯ ЕКТЕНИЯ
Диакон: Вновь и вновь в мире Господу помолимся.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Люди: Господи, помилуй.
Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим.
Люди: Тебе, Господи.
Молитва второго антифона
Священник: Господи, Боже наш! Спаси Людей Твоих [39] и благослови достояние Твое, [40] Полноту Церкви Твоей сохрани, [41] освяти любящих благолепие Дома Твоего [42] и бож е ственной Твоей Силой облеки их во Славу Твою, [43] и не оставь, на Тебя уповающих. Ибо у Тебя Держава, [44] Царство, и Сила, и Слава [45] – Отца и Сына и Святого Духа - ныне, и присно, и во веки веков!
Люди: Аминь.
Второй антифон
1 Хвали, душе моя, Господа.
2 Восхвалю Господа, доколе жив; воспою Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князя, ибо он есть сын человеческий, в коем нет спасения.
4 Выйдет дух из него – и тогда возвратится он в землю свою; в тот день исчезнут и все замыслы его.
5 Блажен, кто ищет помощи у Бога Иакова, упование коего на Господа Бога своего,
6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим.
8 Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет униженных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит бездомных, сироту и вдову укрепляет, и путь грешных разрушает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, [46] в род и род.
Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу – и ныне, и присно,
и во веки веков! Аминь.
Единородный Сыне [47]
Глас 6
Единородный Сыне, [48] / бессмертное Божественное Слово! [49] / Ты изволил воплотиться [50] / от Богородицы святой и приснодевственной Марии [51] / и неизменно вочеловечиться ради нашего спасения!
О, распятый Христе Боже, / поправший смертью смерть, [52] / Один из Троицы Святой, / спрославл я емый с Отцом и Святым Духом, [53] / спаси нас!
Иное изложение
Единородный Сыне, Божье Слово! / Ты, будучи бессмертным, / изволил ради нашего спасенья воплотиться / от Богородицы святой и приснодевственной Марии / и, неизменным пребывая, вочеловечиться!
О, распятый Христе Боже, / поправший смертью смерть, / один из Святой Троицы, / спрославл я емый с Отцом и Святым Духом, / спаси нас!
Иное изложение. Глас 6.