Матанги и Сарасвати

Мой анализ начинается с контраста Ведических и Тантрических понятий о Гунах – трёх элементах, составляющие Творение: Саттва (духовный элемент подъёма), Тамас (материальный элемент тяги вниз) и Раджас (элемент действия и движения, перемещающийся между двумя другими). Ведический Индуизм характеризует Сарасвати как Чистую Саттву (так же, как и Кали – Чистый Тамас, а Лакшми – Чистый Раджас).

Однако, согласно Тантрическому Шактизму, каждое проявление Деви (Богини) содержит в себе различные сочетания всех трёх элементов. Практически, это означает, что у каждой Богини должны быть обе как тёмная (зловещая, разрушительная) сторона, так и светлая (прекрасная, сострадательная) сторона. Тёмная сторона разрушает невежество и освобождает от иллюзии; яркая сторона дарует Высшее Знание и духовное освобождение. Однако, так анализируя, Ведическая богиня Сарасвати – сформирована как чисто саттвическая (духовная) энергия – неизбежно должна быть неполноценным образом Шакти. Она – всецело светимость и никакой темноты. И, таким образом, Тантрический подход к Индуизму предлагает "законченный" Тантрический эквивалент – Богиню Матанги.

На самом деле это и не такое уж возмутительное утверждение: тот же самый процесс произошел, когда Тантра "дополнила" другую древнюю Ведическую Богиню, а именно, Лакшми (или Шри), в форме 10-ой Махавидьи, Богини Камалы. Как Камала, Лакшми – это та, которая почти всегда представлялась Богиней-Супругой равной или (гораздо чаще) подчинённой Мужскому Божеству – становится абсолютно Независимой Богиней, полным проявлением Божественной Женственности. И, вместо существующей благожелательности, Она также обретает устрашающие черты, хотя Она по-прежнему наименее грозная из Махавидий. Эта связь Лакшми-Камалы широко известна и принята. Однако, факт, что 9-ая Махавидья, Матанги, которая Сарасвати, кажется по большей части была упущенна или забыта.

Я хочу подчеркнуть, что я не провозглашаю Матанги, как "лучшую" чем Сарасвати, или даже отличную от Неё – по сути, моё мнение состоит в том что Она *является* Сарасвати, только лишь различные Её постижения. В прежнем обсуждении Клуба этой темы, наш давний участник dkSesh написал, что согласен с этим мнением:

Матанги – это Тантрическая форма Сарасвати. Здесь Матанги также означает, что Сарасвати передаёт знание о Тантре и Майе как о том же проявлении Брахмана [Высшая Божественность] и не является чем-то, что следует отвергать или испытывать неприязнь, как думает начинающий ведантист, хотя и поклоняющийся Брахману. Поскольку Брахман описан как единый без дополнения, то это означает, что Майа должна быть также иной формой того же самого Брахмана. Именно таким образом, множество проявлений и особенностей перешли в Тантрический путь, в отличии от Ведантического. Многие имеют яростный характер. Ведантист видит устранение ярости иначе, чем тантрик. Следовательно это причина, по которой я назвал это вопросом восприятия – и для танртика, это Мать со своим мечом, отсекающая различные качества, асуров [внутренние демоны]. Следовательно форма, оружие и различное имя. Джнани [последователи Йоги Знания] не видят различия, но садхака [занятый почитанием Бога/Богини] согласно практике и воздействию, для эмоциональной поддержки нуждается в форме, которая может заверить его, что Бог [Брахман] уничтожит эти качества. Возможно есть потребность в Боге, проявленном как Матанги."

Ещё раз, внекастовая/остаки[2]богиня Матанги – подобно чистой Сарасвати – также богиня учения, мудрости, искусства и наук. Они тождественны настолько, что им обеим поклоняются, используя одну и ту же биджа ("семя") мантру, "Аин" или "Аим". И всё же, существуют некоторые значительные различия в способе, которым эти два проявления Сарасвати осуществляют свою деятельность.

Традиционно Ведическая Сарасвати, согласно Фроули, главным образом "представляет знание и добродетель брамина или учёного класса, который никогда не отступает от праведности". Её сфера деятельности имеет склонность быть "как правило изучением, искусством и культурой." Матанги, с другой стороны, "является формой Сарасвати, направленной к внутреннему знанию. Она – это Её тёмная, мистичная, экстатичная или дикая форма." Как внекастовая или остаток, Матанги за границами правил поведения, пристойности и норм "приличного" общества.

Чтобы углубить наше понимание этой концепции, я далее сравню способы понимания этих двух форм Богини.

* Цвет тела

Сарасвати – это исключительно создание трансцендентальной духовности. Обычно изображается как в высшей степени красивая и грациозная дева, Она белоснежного цвета – одна из молитв её описывает как "прекрасную подобно гирлянде лунных лучей."

Матанги же, напротив, явная сущность проявленной природы. Она также "красивая молодая дева", обычно говорится, что Ей 16 лет, однако, как правило, изображают "тёмного или чёрного цвета." (Альтернативно, по причинам я буду обсуждать позже, она описывается синего или зеленого цвета; а иногда, как Сарасвати, Её изображают белой. Но основные Её формы очень тёмного цвета.)

Она часто понимается, как называют индусы, "племенной" – член одного из местных джунглей/лесных жителей племён Индии. А конкретно, говорят что Матанги является дочерью Чандалов, племени, которое, как полагают ортодоксальные брамины, было настолько загрязнено (как охотники-собиратели поедающие мясо), что его имя стало синонимом "внекастовых".

Основная тема, выраженная внешностью Богинь, является двойственной: исключительно на символическом уровне белизна Сарасвати символизирует Её чистоту, тогда как темнота (или зелёность!) Матанги подчеркивает Её нечистоту или загрязнение. На социальном уровне следует также отметить, что здесь существует что-то вроде устоявшегося Ведического сознания цвет/класс/каста: Даже в современной Индии, сохранилось старое предубеждение, что светлокожая женщина так или иначе более красивая чем темнокожая.

Что касается одежды, Сарасвати обычно изображается "облачённой в безупречно белое одеяние и восседающей на белом лотосе. Её перевозит белая утка [или лебедь]." Матанги чаще всего изображается, носящей ярко-красную одежду и украшения. В Тантре это цвет Божественной Женственности (мистически отображает менструальную кровь; в отличие от Мужского белого цвета, мистически представляющего сперму). Тогда, в определённой степени, внешность Сарасвати воплощает и подтверждает патриархальное, Брахманическое видение женского совершенства. Матанги всецело противостоит этому. Принятие Матанги требует гораздо большего признания превосходства, а также истинности Женской Божественности.

* Сексуальность

Сарасвати – это редкость среди богинь Индуизма, в том что Она в общем не связана с пладородием (по крайней мере, в Её современном воплощении; в Её изначальном понимании как Видеческой речной богини безусловна была ассоциация с пладородием/изобилием); материнством; или сексуальностью (хотя Она формально супруга Брахмы, основная легенда об их браке, связана с Её проклятием в Его попытатке осуществить женитьбу).

И хотя она изображается как красивая взрослая женщина, Она, как говорят, является мило невинной, даже по-детски искренней. В некотором смысле, Она - Индуисткая маскимально близкая к Христианской Деве Марии – само определение идеальной женственности, незапятнанной какими-либо сексуальными связями; даже размышление о Ней в сексуальном контексте, кажется, в своём роде богохульством. Сарасвати, как в высшей степени несексуальная богиня, особенно почитается монахами, а также ищущими, давшими обет безбрачия – весьма часто бывает, что у индуистских свами "Сарасвати" является частью их монашеского имени.

Теперь изображение Сарасвати сравним с Матанги. Её описания всегда подчеркивают "чрезвычайно развитые груди" и Её "очень тонкую талию," (напоминает образы древних лесных нимф или апсар). Она также изображается как влажная от пота; иногда с лишней линией лобковых волос, поднимающихся до Её пупа; имеющая "дикие", "опьянённые" глаза и конечности; гуляющая грациозной походкой и покачиваясь как слониха; у Неё распущенные и развивающиеся волосы подобно Кали.

Если Сарасвати – образец самоконтроля, целомудренно духовной Женственности, то живущая в лесу Матанги – образец бестыжей и необузданно естественной Женственности. Опять, на том же уровне, Она – это всё, что строгий брамин счёл бы "низшим классом" внекастовой племенной женщины – при этом Она гордо носит и даже щеголяет Своим статусом парии. На более глубоком уровне акцент стоит на все-проникающей Божественной Женственности: Если всё – это проявление Бога/Богини, то ничто и никто в действительности не может быть нечистыми. Все и всё – по существу Божественно.

* Инструменты

Поскольку культ Сарасвати является древним и пан-индийским, Её иконография ныне полностью стандартизирована: у Неё четыре руки – две из них держат вину (индийская лютня); в одной из двух других акашамала (чётки) и ещё в одной пустак (священная книга, часто обозначаема как Веда). Матанги, однако, менее известная богиня и, таким образом, Её иконография менее устаялась и более разнообразна. Как большинство Махавидий, Она носит полумесяц на лбу, что подчеркивает Её статус как форму Парвати.

Также как Сарасвати, Она почти всегда держит вину, а также иногда и чётки. Что интересно, Матанги обычно держит вину в одной Своей руке, оставляя место для более тёмного арсенала орудий. Я нашел приблизительно дюжину разнообразных описаний этих различных орудий, которые частично включают: петлю; меч; щит; стрекало слона; дубинку; череп; череп-чашу; мачете; булаву; ножницы.

Эти инструменты означают, что в отличие от Сарасвати, Матанги действует не только как дарительница знания, но также ещё и как разрушительница Невежества. Это снова отражает Матанги как аспект Кали Сарасвати[3]. Что касается иконографического пейзажа, Сарасвати обычно изображают сидящей в лесу возле реки, со вздымающимися вдали Гималаями и рядом с Ней Её перевозчик, белый лебедь. Матанги, верная Своему племенному образу, изображается в джунглях, с попугаями по обе стороны.

* Некоторые Дхйаны (Медитативные Описания)

Из "Шакти: Словарь Женственности в Индуистской Мифологии" Субодх Капур:

"Господь Шива также известен как Матанг. Его Шакти (мощь) называют Матанги. Она тёмного цвета и обладет луной на своём лбу. Трёхокая богиня восседает на троне, украшенным драгоценностями. Её блеск подобен синему лотосу и она уничтожительница демонов (лес) подобно огоню. В каждой из своих четырёх рук она держит петлю, булаву, топор и крюк. Она истребляет демонов, сначала очаровывая их своей красотой, а также исполняет любое желание своих преданных. Ей поклоняются для достижения огромных способностей, силы речи, счастья в семейной жизни и так далее."


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: