Истоки Матанги

В Тантрическом Буддизме существует множество слоёв, как освещающих так и затемняющих Её природу. Например, есть Шошика, Буддистская форма Матанги. Исторически, кажется, что Она была (1) племенное божество туземной Индии, заимствованное прото-индуистскими почитателями Богини, затем (2) поглощена Тантрическим Буддизмом и забыта Индуизмом, и потом (3) принятая обратно Индуизмом как Махавидья Шактисткими сектами Кашмира, Бенгали... и так далее.

Однако, попытаться проследить всё это ещё и в подробностях – уму не постижимо! И это больше затуманивает, чем расскрывает, обертывая ищущего в паутину академического и теоретического крохоборства. В конечном счёте, создаётся впечатления о Матанги (возможно умышленно и безусловно истинно), что Её сущность – этот любая форма Деви – ВСЁ, ЧТО УГОДНО и ВСЁ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ.

Как я указал прежде, Матанги – одно из основных 108 имен Шри Дурги. Её также называют формой Кали, формой Парвати, формой Сати, даже формой Лакшми. Матанги, вы видите, это повсеместно скрывающиеся тени в джунглях – в обширной мифологии Деви, почти всюду находим тёмное, дикое присутствие; теперь ясно и снова неясно.

В одном из текстов о Махавидьях я видел Её назвали "Богиней Королевской Власти". Другой говорит, что Она "устанавливает господство мира, спокойствия и процветания." Современный Тантрический мастер Кавйяканта Ганапати Муни (1878-1936) – в чьей садхане Махавидьи занимали центральное место – учил, что "Матанги – верховная из Богинь в том, что Она даёт возможность всем своим силам и принципам реализоваться."

Безусловно, такие возвышенные и могущественные характеристики подводят к Её фрме "Раджа Матанги". И всё же здесь возникает другой парадокс: дхйана Раджа Матанги далеко не королевская; фактически, выражает сущность Её образа как загрязнённой внекастовой или племенной девушки, но никак не королева.

Опять же, Матанги, подобно Дхумавати, является Махавидьей, предназначенной "для того, чтобы содрать предубеждения садхака о чистоте и скверне – которые, в конце концов, лишь множество подразделений в мире то, что мы должны понимать как проявление единого Шакти-Шивы. Матанги – внекастовая девушка; Дхумавати – вдова. Они обе предвещают дурное в том смысле, что у них нет никакого места в ортодоксальном индуистском обществе; их избегают и отводят взгляд. И всё же в Махавидьях Тантры, преданные, как пологается, становятся на колени и преклоняются перед их стопами как Богиням."

Далее, добаваляя к "внекастовым" ассоциациям Матанги, Кинсли отмечает следующее: "На многих фестивалях, празднования сельских богинь в Южной Индии, низко-кастовую женщину зовут 'матанги', которая играет центральную роль. Во время фестиваля 'матанги' представляет богиню. Одержимая богиней, она необузданно танцует, используя непристойный лексикон, опьяняющие напитки, плюёт на зрителей и толкает людей своим задом. Она, кажется, получает особое наслаждение глумясь над членами высших каст. Во время этого фестиваля происходит переворот обычных социальных норм и правил. 'Матанги' олицетворяет социальный шиворот-навыворот. В точности какая связь может быть между этими низко-кастовыми женщинами и богиней Матанги не ясно."

Так или иначе, “внекастовый” урок полностью утрачен (и замещён ничем), если почитатель выбирает форму Матанги как самую подходящую для её/его духовного "состояния ума и развития", как некоторые советуют. В сущности, это позволяет почитателям говорить: "Эй, я не падший духовно; я собираюсь поклоняться Матанги как королевской, а не как внекастовой." И каков в этом смысл? И как это может соответствовать общим требованиям поклонения Махавидьям?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: