Кто что чувствовал, было ли трудно, на самом ли деле это чувствовал или логически вывел из анализа ситуации? Какое упражнение наиболее запомнилось? Какое выполнить было труднее, какое — легче?
Информация для педагога-психолога,
В ходе занятия необходимо держать экспрессивный темп, поддерживать повышенный эмоциональный уровень, чаще использовать добрый юмор, не терять доброжелательную атмосферу.
Занятие №6 (1 час). Создание правил работы группы.
Цели: создание правил групповой работы; заключение договора на дальнейшую работу.
Порядок работы.
Педагог-психолог должен организовать работу сначала в малых группах, а затем в общей группе по созданию группового мнения и правил работы группы в дальнейшем, опираясь на опыт предыдущей работы и приобретенные знания учащихся.
Участники должны назвать или написать свои пожелания о приобретении знаний из области психологии, а также по формам проведения занятий.
Тема 3. Рефлексия
Занятие №7 (2 часа). Введение в тему. Начало исследования рефлексии.
Цели: развитие внимания к окружающим в совместной деятельности; осознание своих чувств, попытка вербализации; описание окружающих — попытка видеть партнера, а не созданный образ.
Порядок работы.
Педагог-психолог предлагает провести эксперимент — в каком случае, не ущемляя собственного достоинства, „не роняя своего лица" и не копируя других, каждый участник сможет работать в группе.
Упражнение 1.
Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулаки и на счет „три" мгновенно открыть ладони (провести репетицию). А теперь с трех попыток постарайтесь достичь единства — выбросить, не сговариваясь, одинаковое количество пальцев.
Упражнение 2.
Это упражнение основано на упражнении 1, дополненном ориентировочными условиями: выбрасывая пальцы, ориентироваться
а) на противостоящих;
б) на рядом стоящих;
в) на лидера, которого выбрал сам;
г) на большинство участников.
Предложить ответить, какой ориентир оказался наиболее результативным, в каком случае каждый себе больше понравился, а также вспомнить занятие, на котором все смотрели друг другу в глаза. Какие чувства возникали тогда?
Упражнение 3.
Участникам предлагается посмотреть на соседа справа так, как он смотрит на вас. Какие чувства вызывает этот взгляд? Как, по-вашему, правильнее сказать: „Он смотрит на меня осуждающе" или „Я чувствую осуждение в его взгляде"?
Возможна небольшая дискуссия, но ее не следует затягивать, а нужно предложить следующие наблюдения и исследования.