Когда Василия II захватили, то в суматохе упустили его наследников. Сторонники Василия II увезли их в Муром. Шемяка вызвал рязанского епископа и сказал: «Батюшка! Поезжай в свою епископию, в Муром, и возьми детей великого князя Василия, а я с радостию их пожалую, отца их выпущу и вотчину дам достаточную, чем будет им можно жить». Посланному батюшке поверили. Детей привезли.
Принял Шемяка их поначалу ласково, позвал на обед, одарил. А на третий день отослал к отцу, в Углич, в заточение.
На редкость бездарный политический ход.
Что бы ему сказал на это грамотный консультант по имиджу?
Сказал бы: «Ты, князь Шемяка, - просто идиот!» Ну, покорректней, конечно... «Держать тебе их надо было бы у себя, в соседней палате. Кормить блинами с вареньем, выводить по праздникам на красное крыльцо, показывать народу! Мол, я-то позабочусь о детках бывшего Великого князя, поставлю их на ноги, не то что их папашка-алкоголик. Не зря лишили его родительских прав, да выслали, обалдуя, в Углич! И были бы тебе, Шемяка, и слава государя милосердного, и любовь народная, и всякий прочий позитивный PR. А заодно - под боком хорошо охраняемые заложники, сидел бы тогда Василий II в Угличе себе и не дергался. Ибо сам понимал, не дурак, шаг влево, шаг вправо -собственными детишками рискнет».
Но хорошего консультанта под рукой у Шемяки явно не было. Ибо сделал он все PR-ошибки, какие только были возможны.
1. Публично наврал. (Но это как раз в политике не страшно, если в остальном вести себя правильно.)
2. Проявил бессмысленное жестокшердие.
3. Показал непоследовательность: получив детишек свергнутого врага, зачем-то наобещав им при всех златые горы,;i затем отправил обратно в тюрьму.
3. В с^лке дал им воссоединиться с отцом, тем самым развязав ему руки.
4. Подставил того самого епископа Иону. Когда епископ ||1ривез из Мурома детей, Шемяка «повеле ему сести на дворе митрополиче». То есть назначил митрополитом. Расплатился, как поняли все, за типичный киднеппинг.
Тут общественное мнение окончательно превратило [Шемяку в злодея на троне. Со всей Руси стали поступать сведения о готовящихся мятежах. Шемяка опять повел себя непоследовательно: собрал епископов и архимандритов и Стал «прощения просити и каятися». Зря. Начал злодействовать — не отступайся уже. А то примут раскаяние за слабость. И приняли. Мало того, что злодей, так еще слабак... Такого просто грех не наказать.» За всех тогда ответил Иона, которого Шемяка превратил в Иуду: «Сделал ты неправду, а меня ввел в грех и срам, ^ы обещал и князя великого выпустить, а вместо того и де-сй его с ним посадил. Выпусти его, сними грех со своей уши и с моей! Что тебе может сделать слепой да малые jtTM?» Ц© результатам совещания, в котором участвовали i бояре, все выехали в Углич к бывшему монарху. к Слепой Василий предстал человеком сломленным: «И не ПК еще мне надобно было пострадать за грехи мои... перед ^ми, старшими братьями моими, и перед всем православным ристианством, которое изгубил и еще изгубить хотел». Так
374
375
Особенности национального пиара
же каялись и признавались в самых невероятных преступлениях высокопоставленные жертвы сталинских процессов.
Но со сталинских процессов путь был один - в расстрель-ный подвал. А покаяние Василия II было как раз удачным психологическим ходом: показал он себя всем уставшим от политики человеком и смиренным христианином. Который не будет мстить и сводить счеты.
Шемяка выпустил Василия с детьми и сам тоже по-братски попросил прощения.
Вот это для него стало совершенным политическим провалом.
Поводыри с посохами
Если принимать все слова и поступки людей XV века за чистую монету, придется признать: предков нам никогда не понять. Но, может быть, ослепленный Василий II просто
разыграл в Угличе спектакль? Инстинкт власти, даже инстинкт самосохранения в этот момент требовал от него поступить именно так.
Ельцин тоже каялся с трибуны партийного пленума, а уж его-то этот инстинкт никогда не обманывал. «Подвели тебя амбиции твои», - говорил тогда униженному товарищу по партии Егор Кузьмич Лигачев. Если б
он знал, какие на самом деле у Бори-
АИГАЧЕВ Егор Кузьмич Ш $ ^,
(р. 1920) - главный пиар- са Николаевича были амбиции! щик КПСС, обессмертил Думаю, даже подозрительный себя фразой: «Борис, ты не Горбачев и тот не догадывался. Ина-
прав». Пытался стать новым s т* тт
Сусловым, но времена уже че отправил бы Бориса Николаевича были другие. Не удалось не пересиживать опалу на Малой
376
Первый грозный в третьем Риме
Дмитровке в должности первого зампреда Госстроя СССР, а гнить бы третьим секретарем райкома куда-нибудь в Му-ХОСранск.
Тогда же вокруг Вологды сразу завертелись большие дела. Сторонники Василия, как оказалось, только и ждали его освобождения. Обязательства, данные им, «взял на себя» игумен Кириллова монастыря. Василий приехал туда из Вологды под предлогом раздачи милостыни. А Церковь сняла с него клятву! Таким образом, обязательство не претендовать на Престол больше на нем не лежало. Это сейчас городок Кириллов знаменит историко-архитектурным заповедником на базе монастыря. Да еще кирилловским лимонадом, который [Похвалил сам Путин, почувствовавший в нем «вкус детства». А когда-то здесь решалась судьба трона!
В начале 1446 года Василий II был ослеплен и, казалось, | Потерял все шансы. А в конце того же года его отряды входили в Москву, а сам он триумфально возвращался на престол. Начинал он как слабый, несамостоятельный правитель. То его, как говорящую собачку, Всеволожский возил ж собой в Орду выпрашивать престол, то на его собственной свадьбе родственнички устраивали мерзкий скандал. Но теперь все изменилось. Такое впечатление, что взамен двух утраченных глаз у правителя открылся третий, вещий.
Шещяку изгнали из Москвы. Он ненадолго спрятался в Новгороде, но вскоре покушал там курочки и отдал Богу душу. Сам собой? Это маловероятно...
Некий подъячий Беда (говорящая фамилия, нечего сказать), прискакавший в Москву с донесением об успехе «спец-!®перации», был пожалован в дьяки. Если Шемяка сам помер — то за что бы такое «повышение»?
Судьба митрополичьего престола тоже решилась. Собор ■Пископов избрал все того же Иону. Впервые русские выбывали главу церкви без всякого участия греков. Самостоятельный выбор митрополита - не только славная страница
377
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
в политике, но и пример сильного государственного пиара. Это было создание нового бренда: а у нас собственный митрополит! Дочерняя фирма освободилась от контроля материнской...
Великий князь, взяв на себя ответственность за конфликт с Константинополем, снова аккуратно расплатился с церковью за помощь. А византийскому императору Василий II направил совершенно издевательскую телеграмму... Нет, правительственной связи тогда еще не было, и из Москвы отправили пергамен. Но как отправителям хотелось, чтобы послание быстрее добралось до адресата: «Будь благосклонен к отцу нашему Ионе митрополиту. Мы хотели обо всех этих делах церковных писать и к святейшему патриарху православному, требовать его благословения и молитвы; но не знаем, есть ли в вашем царствующем граде патриарх али нет?»
Можно ведь было писать и повежливее, в рамках диппро-токола, но тогда Руси очень уж хотелось самоутвердиться.
Свеженький митрополит Иона в 1448 году разослал общерусский циркуляр. В послании о своем посвящении он призывал всех христиан бить челом государю Василию. Если же они этого не сделают и допустят возобновление усобицы, то, как обещает митрополит, «в земле их никто не будет больше зваться христианином, ни один священник не будет священствовать, все церкви Божий будут затворены». Вот так. Если против Василия II Темного — то буквально к черту. Полное отлучение от церкви всей недовольной территории. Что, страшно?! В те времена было очень даже страшно.
Не стоит думать, что мирская власть и власть церковная просто расшаркивались в любезностях, оказывая друг другу взаимные услуги. На определенной стадии их интересы слились. Это проявилось через 10 лет, когда греки вновь решили направить на Русь своего человека. Василий II на этот раз говорил очень жестко: «Выбор митрополита при-
надлежал всегда нашим прародителям, великим князьям русским, и теперь принадлежит нам. Кто будет Нем люб, тот и будет у нас на всей Руси. А от Рима митрополиту у нас НС бывать, такой мне не надобен».
Естественно, в письме монарха Желаемое выдается за действительное. За 500 лет христианства на Руси митрополитов из Константинополя Много раз присылали вообще без ка-
ВИХ-Либо Консультаций С Киевом, ЧАПАЕВ Василий Иванович
Владимиром, МОСКВОЙ. Но ЧИТаТЬ (^7-1919). «Из всех ис-
А кусств для нас важнейшим
BDQ послание надо как программу на является кино», - говорил
^будущее. Теперь ВТОрОГО человека В Ленин. В верности его слов
русском государстве будет назначать УбеАИАС1 *Р"НЫЙ комдив
S Г Ш Z Чапаев. В 1934 году, когда
|fcro первый человек. Можно больше ВЫШел одноименный фильм, в Фурманова к Чапаеву не присылать: СССР не показывали ни бое-
ЛНегО И СВОИ КОМИССарЫ НаЙДутСЯ. виков, ни вестернов. А тут
...,-, боевик и вестерн в одном
Итак, ДИНаСТИЯ утвердилась. Госу- флаконе! Чапаев стразу стал
ДарЬ ПОЗаботиЛСЯ О ТОМ, чтобы СПОрЫ легендой. Его PR полностью
О преемнике, пардон, тогда это назы- держится на этом фильме ралось - наследнике, не отнимали более у страны силы и средства, столь нужные ей для борьбы с татарами.
Постпиар эпохи Василия Темного
Эта эпоха дала герб Москве. Традиция помещать на мо-i к-тах портреты правителей или значимые символы пришла i i.i Русь из Византии. Святой Георгий появился впервые еще и XI веке на монетах и печатях Ярослава-Георгия Мудрого. Л в XV веке воина-змееборца, своего святого, поместил на Монетах другой Юрий - Галицкий. Он просидел на москов-
378
379
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
ском великокняжеском престоле всего два месяца, но Василий II почему-тоТЕе отменил символику, введенную его соперником. Вряд ли, раз уж сам ослепленный князь изображения не разглядел, то и другим до этого не было дела. Георгий Победоносец, поражающий змея копьем, при Темном как-то окончательно прижился на московских монетах и печатях. Отличный бренд, переживший века.
Естественно, никто не помнит никакого Галицкого, а герб Москвы каждому москвичу и гостю столицы попадается на глаза по несколько раз на дню. Чего не отнять у московских властей, так это умения и напора в продвижении городской символики. А что? Хороший герб. Содержательный, экспрессивный, старинный, графичный. И чувство гордости за нашу столицу вызывает.
Только, чур, не смотреть на его скульптурное изображение на Поклонной горе в Москве1, дабы не портить впечатления.
Пройдет еще одна деноминация, и опять вернется в оборот копейка. Это станет поводом для очередной - и, будем надеяться, последней - яркой PR-кампании по поводу ее возвращения. Герб Москвы с копейным всадником по-прежнему будет звякать в каждом кармане, каждом кошельке.
Удивительно, но вскоре наши предки совершенно забыли, что привычный всадник на копейке — не кто иной, как Георгий Победоносец.
Думали просто: всадник и всадник, ну, стрелец какой-то на коне или боярин. А копейка называется — потому что боярин с копьем.
Может, и про Юрия с Василием мы вспомним, когда будем знать отечественную историю получше.
1 В народе сия величественная архитектурная композиция зовется: «Георгий, мелко нарезающий Змия на колбасу». При этом заметим, ни ножа, ни даже топора или меча у Георгия, нашинковавшего подлую змеюку, не имеется. Одно-едино острое копие.
Иван III. Первый Великий и первый Грозный
Это был человек крутого нрава, холодный, рассудительный, с черствым сердцем, властолюбивый, непреклонный в достижении подавленной цели, скрытный, чрезвычайно осторожный. Такую оценку Ивану III дает Николай Костомаров, и мы с ним, в общем-то, согласимся. С одним небольшим дополнением-уточнением. Во многом благодаря этим качествам Иван Васильевич и стал первым в истории Государем всея Руси. Доброта, эмоциональность, доверчивость - прекрасные качества, но никак не для правителя.
Первым, кого можно назвать со всем основанием Великим - как Екатерину II и Петра I. Правда, современники дали ему другое имя - Грозный. Да-да, Иван IV Васильевич был уже вторым Грозным - после Ивана III Васильевича. На настоящий момент он заслуживает еще одного прозвища — Недооцененный. Увы, это так: Иван III остается самым недооцененным русским государем. Пиарщикам его •то должно быть особенно обидно. Да и всем нам...
Он занял московский престол на 23-м году жизни и правил 43 года и 7 месяцев. Каких-то 5 месяцев он не дотянул ДО конца одиннадцатого президентского срока!
В конце царствования у Ивана III «выработался» такой тяжелый взгляд, что женщины, говорят, встретившись с ним, падали в обморок.
Полаяли за короля
При Иване III решилась судьба Великого Новгорода -Крупнейшего торгового города Восточной Европы. И центра огромной части Русской земли, превосходившей по территории все владения московского князя. Еще в середине
380
381
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
XV века Новгород оставался одной из трех самостоятельных частей Руси. Помимо него были великокняжеская Москва и Литовско-Русское княжество.
Боярская Новгородская республика вынуждена была лавировать, чтобы сохранять свою относительную независимость. Управлялась республика собранием всего мужского населения, но в реальности правило, конечно, не вече, а олигархия. Феодал, землевладелец и купец выступали тут как единое целое. Как это принято у олигархов, политические механизмы и общественное мнение они использовали исключительно в своих личных интересах.
Васнецов. А. М. (1856-1933). Новгородский торг |
Усиление роли Москвы было очевидно. Это составляло угрозу новгородским вольностям и олигархическим интересам. Несметные богатства бояр были пущены в ход, чтобы перевести Великий Новгород под власть Казимира — польского короля и литовского великого князя. Проблема
решалась просто, без фантазии. Были куплены голоса избирателей. Голоса в прямом смысле — самые крикливые голоса. «]%дые мужики вечники» кричали на вече: «Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его отчиною, мы люди вольные. Не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля Казимира!»
Несогласных, в соответствии с новгородским избирательным ноу-хау, как обычно, побили и побросали с моста в Волхов. Политтехнологам на заметку: в новгородской демократии избирательные технологии всегда работали безотказно. Обычно — с моста в речку. Охладиться. Но если очень надо (для торжества демократии, ясно дело), то можно еще эффективнее. Бритвой по горлу - и в колодец. Уж ^Очень о больших деньгах шла речь.
Король Казимир, конечно, согласился обеспечить Новгороду защиту. Кто же откажется от таких территорий? Итак, Новгород заключил военный союз с Литвой против Москвы. Такого еще не бывало.
Подчеркнем, в разгар новгородского кризиса «связям с общественностью» Москва уделяла исключительное внимание. Пиар стал важнейшей частью конфликта Новгорода и Москвы.
Во-первых, Иван III подчеркнуто демонстрировал «международной общественности» терпение и миролюбие. Мо-[ниторя происходившее в Новгороде, Иван раз за разом отправлял туда послания такого содержания: «Исправьтесь, отчина моя, имя мое держите честно и грозно по старине, а я вас, свою отчину, жаловать хочу и в старине держу». Иван III выдерживал миролюбивый тон и как бы подразумевал сейэанение новгородских вольностей. Но и никогда не давал возможности усомниться в том, что считает Великий Новгород своей землей.
В новгородском общественном мнении формировался образ справедливого и - что самое главное - легитимного
382
383
Особенности национального пиара
государя. Этот образ стоял выше политических интересов момента. И хотя Иван III не являлся новгородцам самолично, было ясно, что рано или поздно он придет. И с ним придет некая новая справедливость. А обиженных всегда и везде много, и справедливости они жаждут.
Во-вторых, важным направлением работы по Новгороду для Кремля была поддержка промосковской партии. К началу 70-х годов она была побеждена и отодвинута от рычагов управления. Немалое число членов этой партии перебили и перетопили в ходе демократического процесса. Однако она никуда не делась. Как никуда не могла исчезнуть и ее политическая основа — простонародье.
«Простые новгородцы видели в московском князе православного и русского государя, а в литовском - католика и чужака. Передаться из подчинения Москве в подчинение Литве значило бы для них изменить своей вере и народности», - отмечает Платонов. Естественно, это чувство большого патриотизма всячески поддерживалось явными и тайными московскими эмиссарами. На это чувство давил Иван, когда снова и снова писал в Новгород, убеждая новгородцев отстать от Литвы и короля-католика.
Кстати, по-видимому, агенты Ивана обрабатывали и про-литовскую партию. Ее лидер посадник Борецкий, по слухам, получил звание московского боярина.
Вот так бы работали нынче кремлевские политики по Украине или хотя бы по Белоруссии - глядишь, может и другие были бы результаты...
В Москве же переход Новгорода к Литве был представлен не только как измена лично великому князю, но и вере. Всему русскому народу.
Решение новгородцев отстаивать свою независимость любой ценой в Москве изображали исключительно как заговор бояр Борецких. Вече представлялось московскими публицистами как беззаконное сборище «злых смер-
Первый грозный в третьем Риме
дов» и «безграмотных мужиков». Они били во все колокола и «кричаху и лаяху, яко пси, глаголаху: "За короля хотим"». Кремлевские политтехнологи заглянули и в летописи. И конечно же, сразу нашли доказательства, что Новгород «из старины» якобы был «отчиной» владимирских князей.
Бред? Несомненно! Но пиар не обязательно строится на Исторической правде.
Всей совокупностью действий правительства московская влита была морально подготовлена к самым решительным действиям. Она считала новгородский вопрос особо важным. Как только стало известно о договоре с Казимиром, был собран большой совет с участием высшего духовенства и бояр. На нем решили выступать на Новгород немедленно, Не считаясь с неблагоприятными условиями. Новгородской Кампании придали вид похода за веру. Этакий внутрирус-|вкий крестовый поход наоборот!
Летдаисец отмечал: Дмитрий Донской вооружился на безбожного Мамая, а благоверный великий князь Иван по- Щел на отступников от православия к латинству.
Так внутренние русские разборки были уравнены с войной с давними угнетателями и с представителями другой цивилизации.
Новгородцы теперь стали даже хуже язычников! Отрывок из московской летописи интересен своей логикой: «Неверные изначала не знают Бога, а эти новгородцы столько ет были в христианстве и под конец начали отступать к Шинству. Отступили они не только от своего государя, но Ът самого Господа Бога». Вот так... Безбожный Мамай никогда Христа не знал., новгородцы знали и отступились. Они еще хуже татар. Отправляясь на войну, Иван III даже взял с собой некого дьяка, умевшего «говорить по летописям». На случай ^СТречи с послами ученый дьяк должен был напомнить, как
384
И Особенности национального пиара
385
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
Великий Новгород изменял в давние времена отцам его, дедам и прадедам.
До парламентеров дело не дошло. Встретившись с новгородцами, москвичи неожиданно разнесли их в пух и прах.
Формально, с военной точки зрения, сила была на стороне сепаратистов. И обстоятельства - тоже. На реке Шелони московское войско столкнулось с многократно превосходившим их по численности ополчением «республиканцев». Но московская пропаганда сделала эти отряды небоеспособными. Рядовые новгородцы не хотели идти против «веры, царя и отечества». В1917 году такие части регулярной армии, ставшие небоеспособными по моральным факторам, практичные большевики назовут «разагитированными».
Лебедев К. В. (1852-1916). Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча |
Итог - полная победа Ивана III. 12 000 (!) убитых с новгородской стороны. Четверо попавших в плен полководцев, включая «сепаратиста № 1» Борецкого, были обезглавлены. Иван 1ШЬоказал, что может быть не только терпелив,
МО и грозен. Резня на Шелони доходчиво объясняла: никогда I больше не надо поднимать оружие против Москвы.
Но ведь это не столько победа оружия, сколько победа пиара!
Новгородцы теперь просили пощады. Они отказались от Всех обязательств перед Литвой и поклялись «быть неотступными» от Москвы. Иван — так и быть! — вроде поверил. Но в самом политическом устройстве Великого Новгорода было нечто такое, что противоречило идее центральной власти. Через несколько лет он опять заволновался. А местная элита снова посматривала в сторону Литвы.
Город раздирали внутренние смуты. Вот пример, словно взятый из рубрики «Криминальная хроника»: «Посадник степенный с 18 другими боярами своей стороны, наехавши В многочисленным отрядом на две улицы, людей переграбил и перебил, многих даже до смерти, имения взял на тысячу рублей. В то же время староста другой улицы ударил на двор двух братьев-бояр, людей у них перебил, имения Пограбил на 500 рублей». Помните фильм Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка»? Примерно так же все и обстояло тогда в Новгороде.
Улица, на которой жил человек, как правило, совпадала с г го политическими симпатиями. Прописка означала принадлежность к той или иной партии. Городские разбои осуществлялись в рамках политической борьбы. «Потому что, - назидательно замечает московский летописец, — земля эта давно уже в своей воле жила. Кто кого мог, тот того и обижал». 1 Тоже своего рода подмена понятий, чистая пропаганда «иертикали власти» и «крепкого государства». Не надо, Дети, не надо жить по своей воле, от этого бывают разбои. Надо жить богобоязненно, под властью великого князя Московского, и тогда везде будет порядок.
Пока же пострадавшие жители жаловались великому Князю.
386
13*
387
Особенности национального пиара
В 1475 году Иван лично отправился в Новгород для суда: «Хочется мне обиженным управу дать». На своем суде он не пощадил сильных бояр: «Известно всему Новгороду, отчине нашей, сколько от этих бояр и прежде зла было, а нынче, что ни есть дурного в нашей отчине, все от них». Очередного посадника-лиходея арестовали. В народе это было воспринято как проявление справедливости.
Новгородцы стали ездить в Москву и просить суда у Ивана.
Новый ивент-менеджмент
Ну, фраер, я тебя за язык не тянул.
(из БОРОДАТОГО анекдота)
Одной из важнейших вольностей Новгорода было то, что великий князь не имел права вызывать для суда новгородца с его земли. А если они сами хотят?! Теперь истцы с берегов Волхова сами осаждали великого князя. А за ответчиками в Новгород ездили московские приставы.
«Этого не бывало от начала, - говорит летописец, - один только великий князь Иван Васильевич довел их до этого».
Среди очередных новгородских жалобщиков оказались два чиновника городского веча: некий подвойский (чиновник по поручениям) и дьяк веча (секретарь). В своей челобитной они назвали великого князя государем. А не господином, как это было принято в Новгороде.
Казалось бы - какая разница. Всего одно слово. Один синоним заменен другим. Но эта описка имела такие последствия, как ни одна другая в истории (во всяком случае - в русской истории). И было ли это опиской? Может, новгородским чиновникам подсказали умные московские люди, как надо написать, чтобы быть в тренде? Данных нет. Но что
Первый грозный в третьем Риме
Основным трендом стало укрепление централизованной го-f Сударственности - факт. Политические люди просто обязаны понимать и даже спинным мозгом чувствовать такие вещи.
До этого официальные послы Великого Новгорода всегда обращались к великому князю «господин». Это обращение подразумевало определенное равенство сторон. Летопись свидетельствует: «С тех пор как земля их стала, того Не бывало, ни одного великого князя государем не называли, а только господином».
А тут - государь! Событие не принципиальное для жизни обоих государств, но очень полезное для пиара. Иван III не-
Р |
Медленно ухватился за новое слово в дипломатической практике. Уже через месяц (невероятная ведомственная оперативность для XV столетия), а именно в апреле 1477 года, он Отправил своих послов спросить, о каком государстве говорили в Москве послы Великого Новгорода? Дословно вопрос ставился так: «Какого они хотят государства?1 Хотят ли, [ Чтоб в Новгороде был один суд государя, чтобы тиуны его Сидели по всем улицам, хотят ли двор Ярославов очистить для великого князя?» Собственно, в вопросе уже содержался ответ. Целая программа-минимум по лишению Новгорода независимости. Дело, конечно, было не просто в обращении - государь или господин.
: «Новгородцы на вече отвечали, что не называли великого князя государем и не посылали к нему послов говорить о Каком-то новом государстве: весь Новгород, напротив, хочет, чтоб все оставалось без перемены, по старине», — пи-• Шет Костомаров.
В его описании все происходившее тогда выглядит спо-: Койно. На самом деле возникла ситуация острейшего кризи-■ са. Она сопровождалась привычными для вольной респуб-
1 Вот вам историческая этимология: ^еударство - правление, установленное государем.
388
389
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
лики грабежами и убийствами. Новгородцы «взбесновались, как пьяные», по выражению летописца. Княжеских послов отпустили только через шесть недель с таким посланием: «Вам, своим господам, челом бьем, но государями вас не зовем; суд вашим наместникам по старине, а тиунам вашим у нас не быть, и двора Ярославова не даем. Хотим с вами жить, как договорились в последний раз; кто же взялся без нашего ведома иначе сделать, тех казните, как сами знаете, и мы здесь будем их также казнить, кого поймаем. А вам, своим господам2, челом бьем, чтоб держали нас в старине, по крестному целованию». Как видите, в послании новгородцев дважды прозвучало «господа» - для доходчивости.
Иван делает отличный ход: прикидывается, что не понял. Он сообщает митрополиту и своим боярам... о клятвопреступлении новгородцев: «Я не хотел у них государства, сами присылали (!), а теперь запираются и на нас ложь положили».
Раз «сами присылали», князь быстро собрался и отправился наказывать Новгород огнем и мечом. Московское войско дошло почти до самых городских стен, когда навстречу ему вышла представительная делегация с таким посланием: «Господин государь князь великий Иван Васильевич всея России! Ты положил гнев свой на отчину свою, на Великий Новгород, меч твой и огонь ходят по Новгородской земле, кровь христианская льется, смилуйся над отчиною своею, меч уйми, огонь утоли, чтобы кровь христианская не лилась: господин государь, пожалуй!»