Постпиар Александра Невского 7 страница

«Господин государь» - та еще хитрая формулировочка! Новгородцы умели взвешивать слова. В торговом городе умели торговаться.

1 Новгородский чиновник, с которого все началось, на тот момент,
кстати, уже был убит. Се ля ви. Таковы нравы того времени.

2 Иван III к тому времени уже сделал старшего сына соправителем и
великим князем, поэтому грамотные новгородцы использовали множе­
ственное число.


ВеликийЙкнязь ничего послам не ответил, но позвал их обедать. А потом отправил троих своих бояр к ним «на го-Юрку». Они определяли конкретные условия мира. Тем временем московские войска окружали город. Когда щщ ключевые позиции были заняты, Иван III велел сказать по­слам: «Сами вы знаете, что посылали к нам подвойского и ■ечевого дьяка, и назвали нас, великих князей, себе госуда­рями; мы, великие князья, по вашей присылке и челобитью послали бояр спросить вас: "Какого нашего государства хотите?". И вы заперлись, что послов с тем не посылали, и говорили, что мы вас притесняем. Князь великий вам гово­рит: "Захочет Великий Новгород бить нам челом, и он зна­ет, как ему нам, великим князьям, челом бить"». i Вот вам образец дипломатической формулировки! По­нимай, как знаешь!

I Последние загадочные слова оставляли свободу для практически любых действий. И содержали «подсказку»: сами знаете, как надо называть нашу особу, и как надо с ней обращаться!

Ведя словесную, этакую теоретическую пиар-дискуссию, брать штурмом хорошо укрепленный город Иван III не со­бирался. Он ждал, когда в осажденном Новгороде возьмет верх промосковская партия.

Снова приходило посольство, чтобы узнать, чего хочет великий князь. Ответ был прежним: «Если Новгород захо­чет бить челом, то он знает, как ему бить челом».

Когда измученная неопределенностью боярская республи­ка прислала посольство в третий раз, то пришло оно с повин­ной. Мол, действительно, Новгород посылал в Москву чинов­ников называть великого князя государем, а потом отрекся ОТ своих слов. «Если так, - передал Иван III, - если ты, вла­дыка, и вся наша отчина, Великий Новгород, сказались перед нами виноватыми и спрашиваете, как нашему государству быть I» нашей 'шине, Новгороде, то объявляем, что хотим такого



390


391


Особенности национального пиара


Первый грозный в третьем Риме



же государства и в Новгороде, какое в Москве». После серии контактов бщо дано и окончательное разъяснение. «Государ­ство наше таково, - был ответ, - вечевому колоколу в Новго­роде не быть; посаднику не быть, а государство все нам дер­жать; волостями, селами нам владеть».

Иван Васильевич хорошо знал эту публику - древнерус­ских олигархов. Он забрал у них власть, унизил, но оставил им их собственность. Все-таки для лучших людей Новгоро­да главным были их земли, торговые суда и сундуки с день­гами и мехами. Республиканская форма правления была наиболее удобна для сохранения статус-кво, но республи­кой эти люди легко пожертвовали, когда на них надавили. Государь не стал уничтожать новгородскую олигархию до конца, а, загнав в угол, выпустил на своих условиях. Пока.


Васнецов А. М. (1856-1933). Московский Кремль при Иване III

Вечевой колокол - главный символ вольности новгород­ской - увезли в Москву.


Победа была достигнута почти исключительно средства­ми активного PR. Вся история с господином-государем за­няла ровно год.

Конечно, у нее было продолжение. Были восстания нов­городцев, были пушки у стен Новгорода, казни, репрессии, Конфискации собственности, но все это уже было не конф­ликтом двух формально независимых государств, а просто борьбой Москвы с «новгородскими сепаратистами».

Согласитесь, как говаривал дед Щукарь, «это уже совсем другой коленкор».

Загадка Угры

В 1480 году Иван III покончил с властью татар над Русью. Уже одно это позволяет назвать его величайшим правите­лем в истории средневековой Руси. Через 100 лет после сво­его знаменитого предка Дмитрия Донского, давшего Орде Генеральное сражение на Куликовом поле, Иван III малой Кровью обратил в бегство войска хана Ахмата. Это тоже была Победа скорее пиара, чем артиллерии. Сначала он перестал Платить Орде дань. Потом встретил татарское войско на по-щраничной реке Угре, где произошло знаменитое «стояние».

К 800-летию Москвы была издана замечательная детская Ьижка «Наша древняя столица». Потом она много раз пе­реиздавалась. Ее автором была мама Никиты Михалкова — Наталья Кончаловская. «Стоянию на Угре» посвящены стро-ШЩоэтес<|!& Кончаловской про то, как хан прислал послов, требуя от Ивана III дань...

Государь прочитал и, спокоен и строг, Повернулся к Ахметовым людям, Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем1...»



392


393


Особенности национального пиара


Первый грозный в третьем Риме



Детишкам не стоило знать, что легенда про топтание яр­лыка была просто образчиком более позднего и, несомнен­но, яркого политического PR.

Не топтал Иван III ярлык... И на землю он ничего не бро­сал. В современных Ивану III источниках про этот эпизод нет ни слова. Да и бросить наземь он мог только «басму» (золотущщластинку или фигурку), которой хан снабжал своих послов. Но «ярлык» был младшим школьникам по­нятнее - у всех когда-то текли слюнки при виде дорогого шоколада «Золотой ярлык».

Благодаря красивому образу, храбрый царь так и вставал перед глазами. В общем, «Наша древняя столица», ставшая классикой детской литературы, воспроизводила легенду, которая должна была улучшить имидж государя. И всея Руси.

В действительности все было прозаичнее и сложнее.

На реке Угра, соответственно на противоположных бе­регах, два войска занимали позиции, не переходя к реши­тельной битве. Великий князь Иван затягивал переговоры, в ходе которых от него сперва требовали «встать у стреме­ни» хана. А когда он, долго медля с ответом, наконец отка­зался, тогда толком и не знали уже, чего потребовать.

Стоят две армии. Возможно, они примерно одинаковы по силе... Но имидж одной — это имидж воинов слабеющего государства. Имидж другой - образ государства поднима­ющегося и крепнущего. На что накладывалась личная ха­ризма Ивана III — от взгляда которого боярыни в обморо­ки падали. Который дремал на пиру - и никто не смел даже шелохнуться, говорили шепотом, чтобы не потревожить великого князя. У Ахмата такого реноме не было...

Своей неуступчивостью Иван III Грозный на Угре сна­чала породил в сопернике сомнения, потом - неуверенность. В конце концов ордынские войска, потеряв остатки боево­го духа, в смятении отступили. Хан Ахмат, от которого вела свою родословную великая русская поэтесса Анна Ахма-


Това, вскоре пал жертвой заговора. Его прикончили свои же. Более того, Торопливо доложили о своем «под­виге» русскому великому князю и I были награждены.

АХМАТОВА Анна Андре­евна (1889-1966). «Моего предка, хана Ахмата, — пи­сала Анна Ахматова, — убил ночью в его шатре подкуп­ленный русский убийца, и этим, как повествует Карам­зин, кончилось на Руси мон­гольское иго». Это предание семьи Горенко подарило псевдоним великой русской поэтессе

формально Москва просто отде­лилась от Золотой орды... Стала не­зависимой. Но получается, не просто независимой! Москва воспринима­лась как государство более могуще­ственное. В XIV веке мучили и гно-били русских князей, натравливали друг на друга тверских и московских Правителей. А тут все наоборот: та­тары режут друг друга и хвастаются на Руси, кто Москве больше пользы Принес. Только что голову Ахмата в Москву не везут.

Казалось бы - блестящая победа. Окончательно отвоеванная незави­симость. Иван III - чудо выдержки и Политической тактики. Психологи­ческая и пропагандистская победа, которая позволила пол­иостью сохранить свои войска!

I Но сегодня никто «стояние на Угре» таковой как-то не ^Читает.

У наших историков не принято петь дифирамбы великой Победе 1480 года.

В результате мы сегодня «в упор не видим» достижений и побед предков, упускаем множество возможностей для исторической гордости, создания положительного имиджа [Руси.

А Иван III остается самым недооцененным ее правите­лем.



394


395


Особенности национального пиара

ПОЧЕМУ?!

У этого есть свои причины, и они тоже лежат в плоско­сти PR.

Почему?!

Для того чтобы во всем разобраться, придется вникнуть в детали династической борьбы в конце XV века. Тогда ре­шалось, кому перейдет престол Русского государства: вну«ку Ивана III по линии первого брака Дмитрию или сыну от второго брака Василию.

Обстоятельства прозаические, рутинные и мало интерес» ные, но имеющие огромные последствия для имиджа наше" го первого Ивана Грозного.

Эта династическая борьба и отражалась на страницах лс тописного свода 1497 года, создание которого на тот мо­мент контролировалось сторонниками старшей линии. В официальных источниках наследник Иван Молодой, отец Дмитрия, противопоставлялся самому Ивану III! Причем младший Иван представал образцом доблести, а великий князь обвинялся в нерешительности.

Историки должны доверять источникам. В глазах потом­ков великий князь представал трусом.

Окончательно запутало дело то, что сын к тому времени умер (вероятно, был отравлен второй женой Ивана III, ви* зантийкой Софьей Палеолог). Летопись, поднимая значе­ние Ивана Молодого и принижая его отца, на самом деле делала PR Дмитрию - сыну Ивана Молодого и внуку Иване III Грозного.

Профессор Скрынников проанализировал, как это про исходило. Он пишет: «Обращение к московскому летопис* ному своду 1497 г. обнаруживает удивительные факты. Пос­ле освобождения от татарщины Иван III находился на вер-


Первый грозный в третьем Риме

Hi мне славы. Составитель официальной московской лето-ПМ< 11 имел все основания для панегирика в его честь. Вмес­то ятого он постарался выставить героем победы наслед­ники и одновременно бросить тень на поведение монарха». f Книжники объяснили сложные маневры Ивана III как ба-п i н.мое отступление. Потом эти вымыслы попали в офи­циальный московский свод. В позднейших летописях Иван 111 окончательно превратился в «предателя христьянства».» Он в тот период якобы даже не въезжал в Кремль, опаса-Nii* расправы москвичей...

PR-обеспечение династической борьбы, которое осуше-«"Гилялось через полтора десятка лет после Угры, смикширо-нмло роль Ивана III в великой победе, одержанной им над ОрДОЙ. Государь, который стряхнул ослабевшие узы татар-1'ного ига, в глазах историков предстал как минимум сомни­тельной фигурой. Труслив... слаб... современники не прини-ммлИм. Восславлять его было как-то неудобно. Не герой, а Трус^ нерешительный военачальник, случайно даже не побе-11 шший, а «пересидевший», точнее перестоявший татар.

Эта акция черного пиара имеет в качестве последствий Длинную эпоху черного постпиара. До сих пор потомками I оценено в полной мере величие Ивана III Васильевича Грозного.

Софья Палеолог и Новый Рим. Big is beauty

I* Еще до победы над татарами власть Ивана была огром-пн Но это была его личная власть, державшаяся на его воле и рязуме. Он по-прежнему назывался великим князем, а Игликих князей на Руси было много и до него.

- Незадолго до начала его правления перестала существо-Цять Восточная Римская империя — Второй Рим. Русь унас-



396


397


Особенности национального пиара

ледовала от Константинополя православие. Она стала как бы его духовной наследницей. Но почему только духовной?!

Иван жаждал нового статуса для своей державы. Ну и для себя лично. Тут как раз выяснилось, что правопреем­ство от Царьграда можно устроить привычным для евро пейских государей способом - династическим браком.

И Иван Васильевич женился на племяннице последнего византийского императора, убитого турками во время взя» тия Константинополя в 1453 году, - Софье Палеолог. Из­вестно, что она славилась по всей Европе своей необычной полнотой, то есть, по московским представлениям того вре» мени, была необыкновенно красива. Но это для Ивана сто­яло на уже втором месте.

Главное - Иван становился наследником насильственно прерванной ветви византийских императоров. Женитьба Ни принцессе давала ему и всем его наследникам исключитель* ное право претендовать на всю территорию также право­славной Восточной Римской (Византийской) империи «вре­менно», как считалось тогда, захваченную нехристями.

«Очень приятно, царь»

В 1492 году московскому собору было подано сочинение «Изложение пасхалии» - похвальное слово Ивану III.

В этом же году Колумб открыл, кстати, Новый Свет, а у нас вот открыли Новый Рим.

В «Изложении пасхалии» впервые прозвучала идея «Москва — новый Рим». «Сам Бог поставил Ивана III — НО» вого царя Константина новому граду Константина - Моск­ве». Церковный деятель Зосима, давший формулировку» имел в виду Константина Великого, - императора Римской империи, который сделал христианство государственной религией.


Первый грозный в третьем Риме

 

Женитьба на византийской царевне создала новую по-итическую ситуацию. Об этом свидетельствует «Сказание князьях владимирских». В этом сочинении очень кстати Цшилась легенда об императоре Константине Мономахе, ручившем царские регалии — в частности, шапку Монома-■ внуку, русскому князю Владимиру Мономаху. Импе­ратор снял с головы своей «венец царский» и послал внуку, •ггипы весь православный люд встал под власть «нашего Цйрства и твоего великого самодержавства великия Руси».

*То, что внуку на момент смерти Л^Лй было два года, а его отец в то ирг ми даже не был великим князем, никого, повторимся, не смущало.

 
АВГУСТ (63 г. до н. э. - И г. н. э.). - римский император, который был круче Брежне­ва. Его моральный автори­тет поддерживался всеми возможными титулами: пер­вый гражданин, пожизнен­ный консул, сенатор и даже понтифик (на тот момент — римский верховный жрец). Так же, как и личным состо­янием: в его собственности была чуть не половина бюд­жета Рима. Между тем пос­ледние слова Августа были: «Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?»

В «Сказании» есть место и пове-I'rAeti Трудно удержаться, чтобы не процитировать (с неизбежными со­кращениями) этот фрагмент: «В год) I ДО Р. X. Август, кесарь римский, Пошел в Египет. И Бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август щр начал собирать дань со всей все-1ГППОЙ. Пруса, родича своего, по-гЛИЛ на берега Вислы-реки. И жил 111»vi* очень много лет, и с тех пор до ММНСШНих времен зовется это место прусской землей. Мужи новгород­ские Призвали к себе из тамошних родов правителя. Они нашли там не­коего князя по имени Рюрик, кото­рый был из римского рода Августа-цирнж

ЬОпаньки! Приехали... Род Ива-нн III, оказывается, идет от римских императоров. В те времена пиарщи-



398


399


Особенности национального пиара

кам работать было проще, потому что ни Википедии, ни Компромата.ру, ни даже Одноклассников.ру не существо­вало. Посему доверия к слову было больше.

Если великий князь московский - потомок самого Авгу­ста и шапка Мономаха даже не от Константина Мономаха, а от Константина Великого, fibo делает московского князя совершено иной фигурой...

Новая политическая действительность отражалась не только в сказочных подробностях происхождения Ивана1, но и в утверждении сложного и строгого церемониала, ко­торым теперь управлялась вся придворная жизнь. В частности, это отражалось в новых титулах. «Иван III впервые отважился показать европейскому по­литическому миру притязательный титул государя всея Руси... и в договоре 1494 года даже заставил литовское правитель­ство формально признать этот титул», - пишет Ключевский. В титуле заключалась целая политическая программа. «Государь всея Руси» прекрасно ложился под собирание всех русских земель Москвой.

Смоленск и Полоцк, Киев и Минск тогда были частью Великого княжества Литовского. Владыкой чего же объяв­лял себя Иван III?! Фактически он объявлял себя правите­лем государства, которого еще нет. Так же, как это делал Святослав, перенося столицу на Дунай, а Петр I - на Неву. В XX веке большевики официально писали в Конституции СССР 1924 года: «Новое союзное государство... послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Респуб­лику».

1 С таким же успехом Борис Николаевич мог бы вывести свою ро­дословную от Годунова, а Владимир Владимирович - от убиенного ца­ревича Алексея. Пуркуа бы и не па, как говорят французы.


Первый грозный в третьем Риме

То есть существующий тогда СССР был только шагом к созданию Всемирного государства.

Точно так же и Иван III достаточно нагло, но совершен­но гениально провозглашал себя правителем не СУЩЕ­СТВУЮЩЕГО, а БУДУЩЕГО государства. Наиболее адек­ватно его аппетитам соответствовала бы карта Российской Империи образца 1913 года. Да и то... Маловато будет! Вот Российская Империя 1918 года, подавившая Октябрьский мятеж в Питере, победившая в Мировой войне, прирастив­шая к себе Балканы, черноморские проливы и Святую Зем­лю, пожалуй, была бы по нему.

Большие достижения случаются только у людей, способ­ных ставить большие цели....А для такого целеполагания и масштаба мышления и люди должны быть БОЛЬШИЕ... Увы... увы...

Правильный титул московского государя теперь звучал Так: «Иван, Божиею милостью государь всея Руси». А пол­ностью так: «Государь всея Руси и великий князь Влади­мирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных».

И Болгарский?! Этот титул означал в первую очередь власть над Волжской Болгарией. Но неопределенность при­сутствовала, и, похоже, вполне сознательно. Дунайская Болгария находится под игом Турецкой империи? Ничего, МЫ туда еще придем... И ведь пришли — пусть через четыре века после Ивана III Васильевича Грозного.

Список княжеств и стран, которые предполагалось Включить в Московию, постоянно расширялся. В 1492 году Ивана просил о покровительстве грузинский правитель Александр, по-восточному подобострастно называя себя его холопом. В том же году начались сношения с Данией, которая, правда, в отличие от Грузии, впоследствии так и не стала частью России. В политический обиход вошло слово ♦царь». Латинское «цезарь» на западе Римской империи



400


401


Особенности национального пиара


Первый грозный в третьем Риме



произносили как «кесарь». Отсюда немецкое Kaiser - кай­зер, император. На Востоке Римской империи слово про­износилось как «цезарь» или «цесарь». Сокращенная рус­ская форма прижилась у нас в форме «царь».

В последние 200 лет до Ивана III Грозного царями име­новали преимущественно татарских ханов или византий­ских императоров. То есть тех, кому платят дань, а не тех, кто сам ее платит1.

На Западе четко различали короля и императора. Импе­ратор главнее и выше. Он имеет право производить в коро­ли. Великий князь - титул все же ниже королевского.

Но, приняв титул царя, великие князья сразу стали выше королей!

Ключевский в своих знаменитых лекциях повествует, как некий немецкий рыцарь, странствуя по отдаленным краям, каким-то образом попал в Москву. Вид столицы неведомого Московского государства поразил его. Потом сей рыцарь рас­сказывал германскому императору, что за Польско-Литов­ской Русью есть еще другая Русь, Московская, не зависимая ни от Польши, ни от татар, государь которой будет посиль­нее и побогаче короля польского. Удивленный таким неожи­данным известием, император Фридрих III просил у Ивана руки его дочери - правда, не для себя, а для племянника. А еще предлагал московскому князю королевский титул.

На первый взгляд — очень почетно. Даниил Галицкий стал королем, приняв венец от папы римского. Почему не при­нять королевскую корону из рук императора?

1 По остроумному замечанию Скрынникова, возможно и более про­стое толкование слова «самодержец». В Византии титул «автократор» носил главный император, желавший подчеркнуть свое первенство по отношению к соправителям. Старший сын императора, становясь со­правителем отца, иногда получал титул кесаря или ца|5я. Титул само­держца понадобился Ивану III после того, как у него появился один, а затем два соправителя с одинаковыми титулами великих князей.


В ответ на это предложение Иван велел сказать послу: «А что ты нам говорил о королевстве, то мы Божиею мило­стью государи на своей земле изначала, от первых своих Прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши пра­родители, так и мы. Молим Бога, чтобы нам и детям нашим дал до века так быть, как мы теперь государи на своей зем­ле, а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».

Перевожу на простонародный современный язык: «Ка­кой там, на фиг, Фридрих-тридрих?! Зачем мне быть коро- лем из твоих рук?! Нас сам Бог напрямую назначил!»

Иван III теперь имел полное право считать себя един­ственным в мире православным и независимым государем, какими ранее были византийские императоры. С 1497 года гербом российской монархии стал византийский герб - дву­главый орел.

Таким образом, глобальный PR-проект по присвоению Византийского наследия был в целом завершен.

Московская Русь сохранила свой старый образ - соби­рательницы славянских и православных земель. И приоб­рела новый - наследницы Римской империи.

Интермедия «Успенский собор». Символика святынь

Архитектура - это окаменевшая политика. А еще она -PR в камне. Прежний Московский Кремль вполне устраи­вал великого князя. Царю этот Кремль оказался «мал». При царе Иване III были построены знаменитые краснокирпич-ные крепостные стены, которые мы знаем сегодня. Для ино­го правителя и этого хватило бы, чтобы войти в историю. Не устану повторять: нам надо вспоминать, надо пиарить Ивана III Грозного.



402


403


Особенности национального пиара

При нем в Кремле помимо красных стен появилось еще много знаковых сооружений. Главное из них — новый Ус­пенский собор, московская София. Как вы помните, с за­кладки в 1326 году Успенской церкви началось возвышение Москвы. Пока возводили новый храм, рядом поставили вре­менную деревянную церковь. В ней Иван и венчался с Со­фьей. По преданию, под собором есть склеп, куда сложили собрание книг, привезенное царевной с собой (оно вошла в историю как «Либерия» - библиотека Ивана Грозного; не­плохо бы еще помнить - какого именно Грозного; а то ф:& тижения Ивана III эдак незаметно приписали его внуку Ивану IV).

По преданию, по легенде... Это постоянно приходится по­вторять, рассказывая о главном кремлевском храме, воп­лощавшем PR Ивана III, как киевские храмы увенчали PR Ярослава Мудрого, а владимирские - Андрея Боголюбско-го. Связанные с ним предания постоянно и закономерно выводят нас к центральной идее Иванова царствования -византийского правопреемства.

В Успенском соборе хранились главные христианские свя­тыни, которые были в России: риза Господня и подлинный гвоздь, которым Спаситель был прибит к кресту. Там же была десница апостола Андрея Первозванного, сложенная в трое­перстное крестное знамение. Были и другие «святые вещи», которые с религиозно-пропагандистскими целями всегда использовались для коронации российских государей.

Кстати, о коронациях.

Именно здесь, в Успенском соборе, в 1613 году был всена­родно провозглашен царем первый Романов. В1724 году Петр короновал здесь свою вторую жену Марту Скавронскую, будущую императрицу Екатерину I. Иногда монархи сами вносили изменения в церемониал коронации. Анна Иоаннов-на, например, потребовала себе европейскую корону и Гор­ностаеву мантию. Екатерина II сама возложила на себя ве-


Первый грозный в третьем Риме

Нец, как впоследствии сделал Напо­леон.

Павел I короновался в военном Мундире.

СКАВРОНСКАЯ Марта (1684-1727). Свезло девке так свезло. Подфартило. Дочь литовского крестьяни­на до встречи с Петром I буквально переходила из рук в руки, а тут стала лю­бовницей самого императо­ра. А потом - женой. А по­том - императрицей Екате­риной I. Наверное, самая бе­зумная карьера из всех сде­ланных при Петре

Николай II - в форме лейб-гвардии Преображенского полка. Послед- пий Романов пожелал короноваться На троне Михаила Федоровича — пер­вого Романова1. А для императрицы Приказал поставить трон, принадле­жавший, по преданию, Ивану III, - его привезла в подарок мул-су Софья Палеолог.

Она была последней в роду визан-Ьййских императоров, первым среди которых считается Константин Ве­ликий. В Успенском соборе хранил­ся нательный крест Константина, присланный с греческого Афона. В Москве, по традиции, этот крест «отпускали» с государем в военные походы, и он, по леген­де, спас жизнь Петру I в Полтавской битве: по крайней мере, на нем остался зримый след от пули.

До сих пор здесь стоит «Мономахов трон» — царское место. По преданию, этот трон сделан еще во времена Вла­димира Мономаха для богослужений в киевском храме Свя­той Софии. Андрей Боголюбский якобы забрал трон с со­бой во Владимир, а Иван Калита приказал перенести его в Москву. Правда, историки установили, что трон был сде­лан в 1551 году новгородскими мастерами в прославление царя Ивана IV, только что венчавшегося на престол.

Опять пиар. Никуда от него не денешься в истории!

Сглазил, сказали бы сегодня.



404


405


Особенности национального пиара


Первый грозный в третьем Риме



После переезда большевистского правительства в Мос­кву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены. Но по особому разрешению Ле­нина на Пасху в Успенском соборе все-таки прошла служ­ба, отмечают современные исследователи. Ленин сам вышел посмотреть на крестный ход и сказал кому-то из соратни­ков: «Последний раз ходят!» Но есть московская легенда, согласно которой зимой 1941 года, когда немцы были под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия инопле­менных.

Да, а сейчас службы там совершаются регулярно. В оче­редной раз ошибся Ильич.

PR-итоги середины тысячелетия

В XV веке дважды подверглась «черному» PR Куликов­ская битва.

Сначала Митрополит Киприан принизил ее значение, чтобы подорвать авторитет Дмитрия Донского. Так Кип­риан готовил русское общественное мнение к унии с като­ликами.

Потом было составлено «Сказание о Мамаевом побои­ще». В нем большие заслуги приписывались отцу могуще­ственного боярина Всеволожского, который на Куликовом поле сыграл весьма скромную роль. Боярин пытался пока­зать: не может сын героя Куликовской битвы быть пособ­ником Орды!

В обоих случаях, отметим, черный PR искомого резуль­тата не дал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: