«Господин государь» - та еще хитрая формулировочка! Новгородцы умели взвешивать слова. В торговом городе умели торговаться.
1 Новгородский чиновник, с которого все началось, на тот момент,
кстати, уже был убит. Се ля ви. Таковы нравы того времени.
2 Иван III к тому времени уже сделал старшего сына соправителем и
великим князем, поэтому грамотные новгородцы использовали множе
ственное число.
ВеликийЙкнязь ничего послам не ответил, но позвал их обедать. А потом отправил троих своих бояр к ним «на го-Юрку». Они определяли конкретные условия мира. Тем временем московские войска окружали город. Когда щщ ключевые позиции были заняты, Иван III велел сказать послам: «Сами вы знаете, что посылали к нам подвойского и ■ечевого дьяка, и назвали нас, великих князей, себе государями; мы, великие князья, по вашей присылке и челобитью послали бояр спросить вас: "Какого нашего государства хотите?". И вы заперлись, что послов с тем не посылали, и говорили, что мы вас притесняем. Князь великий вам говорит: "Захочет Великий Новгород бить нам челом, и он знает, как ему нам, великим князьям, челом бить"». i Вот вам образец дипломатической формулировки! Понимай, как знаешь!
|
|
I Последние загадочные слова оставляли свободу для практически любых действий. И содержали «подсказку»: сами знаете, как надо называть нашу особу, и как надо с ней обращаться!
Ведя словесную, этакую теоретическую пиар-дискуссию, брать штурмом хорошо укрепленный город Иван III не собирался. Он ждал, когда в осажденном Новгороде возьмет верх промосковская партия.
Снова приходило посольство, чтобы узнать, чего хочет великий князь. Ответ был прежним: «Если Новгород захочет бить челом, то он знает, как ему бить челом».
Когда измученная неопределенностью боярская республика прислала посольство в третий раз, то пришло оно с повинной. Мол, действительно, Новгород посылал в Москву чиновников называть великого князя государем, а потом отрекся ОТ своих слов. «Если так, - передал Иван III, - если ты, владыка, и вся наша отчина, Великий Новгород, сказались перед нами виноватыми и спрашиваете, как нашему государству быть I» нашей 'шине, Новгороде, то объявляем, что хотим такого
390
391
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
же государства и в Новгороде, какое в Москве». После серии контактов бщо дано и окончательное разъяснение. «Государство наше таково, - был ответ, - вечевому колоколу в Новгороде не быть; посаднику не быть, а государство все нам держать; волостями, селами нам владеть».
Иван Васильевич хорошо знал эту публику - древнерусских олигархов. Он забрал у них власть, унизил, но оставил им их собственность. Все-таки для лучших людей Новгорода главным были их земли, торговые суда и сундуки с деньгами и мехами. Республиканская форма правления была наиболее удобна для сохранения статус-кво, но республикой эти люди легко пожертвовали, когда на них надавили. Государь не стал уничтожать новгородскую олигархию до конца, а, загнав в угол, выпустил на своих условиях. Пока.
|
|
Васнецов А. М. (1856-1933). Московский Кремль при Иване III |
Вечевой колокол - главный символ вольности новгородской - увезли в Москву.
Победа была достигнута почти исключительно средствами активного PR. Вся история с господином-государем заняла ровно год.
Конечно, у нее было продолжение. Были восстания новгородцев, были пушки у стен Новгорода, казни, репрессии, Конфискации собственности, но все это уже было не конфликтом двух формально независимых государств, а просто борьбой Москвы с «новгородскими сепаратистами».
Согласитесь, как говаривал дед Щукарь, «это уже совсем другой коленкор».
Загадка Угры
В 1480 году Иван III покончил с властью татар над Русью. Уже одно это позволяет назвать его величайшим правителем в истории средневековой Руси. Через 100 лет после своего знаменитого предка Дмитрия Донского, давшего Орде Генеральное сражение на Куликовом поле, Иван III малой Кровью обратил в бегство войска хана Ахмата. Это тоже была Победа скорее пиара, чем артиллерии. Сначала он перестал Платить Орде дань. Потом встретил татарское войско на по-щраничной реке Угре, где произошло знаменитое «стояние».
К 800-летию Москвы была издана замечательная детская Ьижка «Наша древняя столица». Потом она много раз переиздавалась. Ее автором была мама Никиты Михалкова — Наталья Кончаловская. «Стоянию на Угре» посвящены стро-ШЩоэтес<|!& Кончаловской про то, как хан прислал послов, требуя от Ивана III дань...
Государь прочитал и, спокоен и строг, Повернулся к Ахметовым людям, Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем1...»
392
393
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
Детишкам не стоило знать, что легенда про топтание ярлыка была просто образчиком более позднего и, несомненно, яркого политического PR.
Не топтал Иван III ярлык... И на землю он ничего не бросал. В современных Ивану III источниках про этот эпизод нет ни слова. Да и бросить наземь он мог только «басму» (золотущщластинку или фигурку), которой хан снабжал своих послов. Но «ярлык» был младшим школьникам понятнее - у всех когда-то текли слюнки при виде дорогого шоколада «Золотой ярлык».
Благодаря красивому образу, храбрый царь так и вставал перед глазами. В общем, «Наша древняя столица», ставшая классикой детской литературы, воспроизводила легенду, которая должна была улучшить имидж государя. И всея Руси.
В действительности все было прозаичнее и сложнее.
На реке Угра, соответственно на противоположных берегах, два войска занимали позиции, не переходя к решительной битве. Великий князь Иван затягивал переговоры, в ходе которых от него сперва требовали «встать у стремени» хана. А когда он, долго медля с ответом, наконец отказался, тогда толком и не знали уже, чего потребовать.
Стоят две армии. Возможно, они примерно одинаковы по силе... Но имидж одной — это имидж воинов слабеющего государства. Имидж другой - образ государства поднимающегося и крепнущего. На что накладывалась личная харизма Ивана III — от взгляда которого боярыни в обмороки падали. Который дремал на пиру - и никто не смел даже шелохнуться, говорили шепотом, чтобы не потревожить великого князя. У Ахмата такого реноме не было...
Своей неуступчивостью Иван III Грозный на Угре сначала породил в сопернике сомнения, потом - неуверенность. В конце концов ордынские войска, потеряв остатки боевого духа, в смятении отступили. Хан Ахмат, от которого вела свою родословную великая русская поэтесса Анна Ахма-
|
|
Това, вскоре пал жертвой заговора. Его прикончили свои же. Более того, Торопливо доложили о своем «подвиге» русскому великому князю и I были награждены.
АХМАТОВА Анна Андреевна (1889-1966). «Моего предка, хана Ахмата, — писала Анна Ахматова, — убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго». Это предание семьи Горенко подарило псевдоним великой русской поэтессе |
формально Москва просто отделилась от Золотой орды... Стала независимой. Но получается, не просто независимой! Москва воспринималась как государство более могущественное. В XIV веке мучили и гно-били русских князей, натравливали друг на друга тверских и московских Правителей. А тут все наоборот: татары режут друг друга и хвастаются на Руси, кто Москве больше пользы Принес. Только что голову Ахмата в Москву не везут.
Казалось бы - блестящая победа. Окончательно отвоеванная независимость. Иван III - чудо выдержки и Политической тактики. Психологическая и пропагандистская победа, которая позволила полиостью сохранить свои войска!
I Но сегодня никто «стояние на Угре» таковой как-то не ^Читает.
У наших историков не принято петь дифирамбы великой Победе 1480 года.
В результате мы сегодня «в упор не видим» достижений и побед предков, упускаем множество возможностей для исторической гордости, создания положительного имиджа [Руси.
А Иван III остается самым недооцененным ее правителем.
394
395
Особенности национального пиара
ПОЧЕМУ?!
У этого есть свои причины, и они тоже лежат в плоскости PR.
Почему?!
Для того чтобы во всем разобраться, придется вникнуть в детали династической борьбы в конце XV века. Тогда решалось, кому перейдет престол Русского государства: вну«ку Ивана III по линии первого брака Дмитрию или сыну от второго брака Василию.
|
|
Обстоятельства прозаические, рутинные и мало интерес» ные, но имеющие огромные последствия для имиджа наше" го первого Ивана Грозного.
Эта династическая борьба и отражалась на страницах лс тописного свода 1497 года, создание которого на тот момент контролировалось сторонниками старшей линии. В официальных источниках наследник Иван Молодой, отец Дмитрия, противопоставлялся самому Ивану III! Причем младший Иван представал образцом доблести, а великий князь обвинялся в нерешительности.
Историки должны доверять источникам. В глазах потомков великий князь представал трусом.
Окончательно запутало дело то, что сын к тому времени умер (вероятно, был отравлен второй женой Ивана III, ви* зантийкой Софьей Палеолог). Летопись, поднимая значение Ивана Молодого и принижая его отца, на самом деле делала PR Дмитрию - сыну Ивана Молодого и внуку Иване III Грозного.
Профессор Скрынников проанализировал, как это про исходило. Он пишет: «Обращение к московскому летопис* ному своду 1497 г. обнаруживает удивительные факты. После освобождения от татарщины Иван III находился на вер-
Первый грозный в третьем Риме
Hi мне славы. Составитель официальной московской лето-ПМ< 11 имел все основания для панегирика в его честь. Вместо ятого он постарался выставить героем победы наследники и одновременно бросить тень на поведение монарха». f Книжники объяснили сложные маневры Ивана III как ба-п i н.мое отступление. Потом эти вымыслы попали в официальный московский свод. В позднейших летописях Иван 111 окончательно превратился в «предателя христьянства».» Он в тот период якобы даже не въезжал в Кремль, опаса-Nii* расправы москвичей...
PR-обеспечение династической борьбы, которое осуше-«"Гилялось через полтора десятка лет после Угры, смикширо-нмло роль Ивана III в великой победе, одержанной им над ОрДОЙ. Государь, который стряхнул ослабевшие узы татар-1'ного ига, в глазах историков предстал как минимум сомнительной фигурой. Труслив... слаб... современники не прини-ммлИм. Восславлять его было как-то неудобно. Не герой, а Трус^ нерешительный военачальник, случайно даже не побе-11 шший, а «пересидевший», точнее перестоявший татар.
Эта акция черного пиара имеет в качестве последствий Длинную эпоху черного постпиара. До сих пор потомками I оценено в полной мере величие Ивана III Васильевича Грозного.
Софья Палеолог и Новый Рим. Big is beauty
I* Еще до победы над татарами власть Ивана была огром-пн Но это была его личная власть, державшаяся на его воле и рязуме. Он по-прежнему назывался великим князем, а Игликих князей на Руси было много и до него.
- Незадолго до начала его правления перестала существо-Цять Восточная Римская империя — Второй Рим. Русь унас-
396
397
Особенности национального пиара
ледовала от Константинополя православие. Она стала как бы его духовной наследницей. Но почему только духовной?!
Иван жаждал нового статуса для своей державы. Ну и для себя лично. Тут как раз выяснилось, что правопреемство от Царьграда можно устроить привычным для евро пейских государей способом - династическим браком.
И Иван Васильевич женился на племяннице последнего византийского императора, убитого турками во время взя» тия Константинополя в 1453 году, - Софье Палеолог. Известно, что она славилась по всей Европе своей необычной полнотой, то есть, по московским представлениям того вре» мени, была необыкновенно красива. Но это для Ивана стояло на уже втором месте.
Главное - Иван становился наследником насильственно прерванной ветви византийских императоров. Женитьба Ни принцессе давала ему и всем его наследникам исключитель* ное право претендовать на всю территорию также православной Восточной Римской (Византийской) империи «временно», как считалось тогда, захваченную нехристями.
«Очень приятно, царь»
В 1492 году московскому собору было подано сочинение «Изложение пасхалии» - похвальное слово Ивану III.
В этом же году Колумб открыл, кстати, Новый Свет, а у нас вот открыли Новый Рим.
В «Изложении пасхалии» впервые прозвучала идея «Москва — новый Рим». «Сам Бог поставил Ивана III — НО» вого царя Константина новому граду Константина - Москве». Церковный деятель Зосима, давший формулировку» имел в виду Константина Великого, - императора Римской империи, который сделал христианство государственной религией.
Первый грозный в третьем Риме
Женитьба на византийской царевне создала новую по-итическую ситуацию. Об этом свидетельствует «Сказание князьях владимирских». В этом сочинении очень кстати Цшилась легенда об императоре Константине Мономахе, ручившем царские регалии — в частности, шапку Монома-■ внуку, русскому князю Владимиру Мономаху. Император снял с головы своей «венец царский» и послал внуку, •ггипы весь православный люд встал под власть «нашего Цйрства и твоего великого самодержавства великия Руси».
*То, что внуку на момент смерти Л^Лй было два года, а его отец в то ирг ми даже не был великим князем, никого, повторимся, не смущало.
АВГУСТ (63 г. до н. э. - И г. н. э.). - римский император, который был круче Брежнева. Его моральный авторитет поддерживался всеми возможными титулами: первый гражданин, пожизненный консул, сенатор и даже понтифик (на тот момент — римский верховный жрец). Так же, как и личным состоянием: в его собственности была чуть не половина бюджета Рима. Между тем последние слова Августа были: «Как вам кажется, хорошо ли я сыграл комедию своей жизни?» |
В «Сказании» есть место и пове-I'rAeti Трудно удержаться, чтобы не процитировать (с неизбежными сокращениями) этот фрагмент: «В год) I ДО Р. X. Август, кесарь римский, Пошел в Египет. И Бог вручил Египет и Клеопатру в руки Августу. Август щр начал собирать дань со всей все-1ГППОЙ. Пруса, родича своего, по-гЛИЛ на берега Вислы-реки. И жил 111»vi* очень много лет, и с тех пор до ММНСШНих времен зовется это место прусской землей. Мужи новгородские Призвали к себе из тамошних родов правителя. Они нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа-цирнж
ЬОпаньки! Приехали... Род Ива-нн III, оказывается, идет от римских императоров. В те времена пиарщи-
398
399
Особенности национального пиара
кам работать было проще, потому что ни Википедии, ни Компромата.ру, ни даже Одноклассников.ру не существовало. Посему доверия к слову было больше.
Если великий князь московский - потомок самого Августа и шапка Мономаха даже не от Константина Мономаха, а от Константина Великого, fibo делает московского князя совершено иной фигурой...
Новая политическая действительность отражалась не только в сказочных подробностях происхождения Ивана1, но и в утверждении сложного и строгого церемониала, которым теперь управлялась вся придворная жизнь. В частности, это отражалось в новых титулах. «Иван III впервые отважился показать европейскому политическому миру притязательный титул государя всея Руси... и в договоре 1494 года даже заставил литовское правительство формально признать этот титул», - пишет Ключевский. В титуле заключалась целая политическая программа. «Государь всея Руси» прекрасно ложился под собирание всех русских земель Москвой.
Смоленск и Полоцк, Киев и Минск тогда были частью Великого княжества Литовского. Владыкой чего же объявлял себя Иван III?! Фактически он объявлял себя правителем государства, которого еще нет. Так же, как это делал Святослав, перенося столицу на Дунай, а Петр I - на Неву. В XX веке большевики официально писали в Конституции СССР 1924 года: «Новое союзное государство... послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику».
1 С таким же успехом Борис Николаевич мог бы вывести свою родословную от Годунова, а Владимир Владимирович - от убиенного царевича Алексея. Пуркуа бы и не па, как говорят французы.
Первый грозный в третьем Риме
То есть существующий тогда СССР был только шагом к созданию Всемирного государства.
Точно так же и Иван III достаточно нагло, но совершенно гениально провозглашал себя правителем не СУЩЕСТВУЮЩЕГО, а БУДУЩЕГО государства. Наиболее адекватно его аппетитам соответствовала бы карта Российской Империи образца 1913 года. Да и то... Маловато будет! Вот Российская Империя 1918 года, подавившая Октябрьский мятеж в Питере, победившая в Мировой войне, прирастившая к себе Балканы, черноморские проливы и Святую Землю, пожалуй, была бы по нему.
Большие достижения случаются только у людей, способных ставить большие цели....А для такого целеполагания и масштаба мышления и люди должны быть БОЛЬШИЕ... Увы... увы...
Правильный титул московского государя теперь звучал Так: «Иван, Божиею милостью государь всея Руси». А полностью так: «Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных».
И Болгарский?! Этот титул означал в первую очередь власть над Волжской Болгарией. Но неопределенность присутствовала, и, похоже, вполне сознательно. Дунайская Болгария находится под игом Турецкой империи? Ничего, МЫ туда еще придем... И ведь пришли — пусть через четыре века после Ивана III Васильевича Грозного.
Список княжеств и стран, которые предполагалось Включить в Московию, постоянно расширялся. В 1492 году Ивана просил о покровительстве грузинский правитель Александр, по-восточному подобострастно называя себя его холопом. В том же году начались сношения с Данией, которая, правда, в отличие от Грузии, впоследствии так и не стала частью России. В политический обиход вошло слово ♦царь». Латинское «цезарь» на западе Римской империи
400
401
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
произносили как «кесарь». Отсюда немецкое Kaiser - кайзер, император. На Востоке Римской империи слово произносилось как «цезарь» или «цесарь». Сокращенная русская форма прижилась у нас в форме «царь».
В последние 200 лет до Ивана III Грозного царями именовали преимущественно татарских ханов или византийских императоров. То есть тех, кому платят дань, а не тех, кто сам ее платит1.
На Западе четко различали короля и императора. Император главнее и выше. Он имеет право производить в короли. Великий князь - титул все же ниже королевского.
Но, приняв титул царя, великие князья сразу стали выше королей!
Ключевский в своих знаменитых лекциях повествует, как некий немецкий рыцарь, странствуя по отдаленным краям, каким-то образом попал в Москву. Вид столицы неведомого Московского государства поразил его. Потом сей рыцарь рассказывал германскому императору, что за Польско-Литовской Русью есть еще другая Русь, Московская, не зависимая ни от Польши, ни от татар, государь которой будет посильнее и побогаче короля польского. Удивленный таким неожиданным известием, император Фридрих III просил у Ивана руки его дочери - правда, не для себя, а для племянника. А еще предлагал московскому князю королевский титул.
На первый взгляд — очень почетно. Даниил Галицкий стал королем, приняв венец от папы римского. Почему не принять королевскую корону из рук императора?
1 По остроумному замечанию Скрынникова, возможно и более простое толкование слова «самодержец». В Византии титул «автократор» носил главный император, желавший подчеркнуть свое первенство по отношению к соправителям. Старший сын императора, становясь соправителем отца, иногда получал титул кесаря или ца|5я. Титул самодержца понадобился Ивану III после того, как у него появился один, а затем два соправителя с одинаковыми титулами великих князей.
В ответ на это предложение Иван велел сказать послу: «А что ты нам говорил о королевстве, то мы Божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих Прародителей, а поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы. Молим Бога, чтобы нам и детям нашим дал до века так быть, как мы теперь государи на своей земле, а поставления как прежде ни от кого не хотели, так и теперь не хотим».
Перевожу на простонародный современный язык: «Какой там, на фиг, Фридрих-тридрих?! Зачем мне быть коро- лем из твоих рук?! Нас сам Бог напрямую назначил!»
Иван III теперь имел полное право считать себя единственным в мире православным и независимым государем, какими ранее были византийские императоры. С 1497 года гербом российской монархии стал византийский герб - двуглавый орел.
Таким образом, глобальный PR-проект по присвоению Византийского наследия был в целом завершен.
Московская Русь сохранила свой старый образ - собирательницы славянских и православных земель. И приобрела новый - наследницы Римской империи.
Интермедия «Успенский собор». Символика святынь
Архитектура - это окаменевшая политика. А еще она -PR в камне. Прежний Московский Кремль вполне устраивал великого князя. Царю этот Кремль оказался «мал». При царе Иване III были построены знаменитые краснокирпич-ные крепостные стены, которые мы знаем сегодня. Для иного правителя и этого хватило бы, чтобы войти в историю. Не устану повторять: нам надо вспоминать, надо пиарить Ивана III Грозного.
402
403
Особенности национального пиара
При нем в Кремле помимо красных стен появилось еще много знаковых сооружений. Главное из них — новый Успенский собор, московская София. Как вы помните, с закладки в 1326 году Успенской церкви началось возвышение Москвы. Пока возводили новый храм, рядом поставили временную деревянную церковь. В ней Иван и венчался с Софьей. По преданию, под собором есть склеп, куда сложили собрание книг, привезенное царевной с собой (оно вошла в историю как «Либерия» - библиотека Ивана Грозного; неплохо бы еще помнить - какого именно Грозного; а то ф:& тижения Ивана III эдак незаметно приписали его внуку Ивану IV).
По преданию, по легенде... Это постоянно приходится повторять, рассказывая о главном кремлевском храме, воплощавшем PR Ивана III, как киевские храмы увенчали PR Ярослава Мудрого, а владимирские - Андрея Боголюбско-го. Связанные с ним предания постоянно и закономерно выводят нас к центральной идее Иванова царствования -византийского правопреемства.
В Успенском соборе хранились главные христианские святыни, которые были в России: риза Господня и подлинный гвоздь, которым Спаситель был прибит к кресту. Там же была десница апостола Андрея Первозванного, сложенная в троеперстное крестное знамение. Были и другие «святые вещи», которые с религиозно-пропагандистскими целями всегда использовались для коронации российских государей.
Кстати, о коронациях.
Именно здесь, в Успенском соборе, в 1613 году был всенародно провозглашен царем первый Романов. В1724 году Петр короновал здесь свою вторую жену Марту Скавронскую, будущую императрицу Екатерину I. Иногда монархи сами вносили изменения в церемониал коронации. Анна Иоаннов-на, например, потребовала себе европейскую корону и Горностаеву мантию. Екатерина II сама возложила на себя ве-
Первый грозный в третьем Риме
Нец, как впоследствии сделал Наполеон.
Павел I короновался в военном Мундире.
СКАВРОНСКАЯ Марта (1684-1727). Свезло девке так свезло. Подфартило. Дочь литовского крестьянина до встречи с Петром I буквально переходила из рук в руки, а тут стала любовницей самого императора. А потом - женой. А потом - императрицей Екатериной I. Наверное, самая безумная карьера из всех сделанных при Петре |
Николай II - в форме лейб-гвардии Преображенского полка. Послед- пий Романов пожелал короноваться На троне Михаила Федоровича — первого Романова1. А для императрицы Приказал поставить трон, принадлежавший, по преданию, Ивану III, - его привезла в подарок мул-су Софья Палеолог.
Она была последней в роду визан-Ьййских императоров, первым среди которых считается Константин Великий. В Успенском соборе хранился нательный крест Константина, присланный с греческого Афона. В Москве, по традиции, этот крест «отпускали» с государем в военные походы, и он, по легенде, спас жизнь Петру I в Полтавской битве: по крайней мере, на нем остался зримый след от пули.
До сих пор здесь стоит «Мономахов трон» — царское место. По преданию, этот трон сделан еще во времена Владимира Мономаха для богослужений в киевском храме Святой Софии. Андрей Боголюбский якобы забрал трон с собой во Владимир, а Иван Калита приказал перенести его в Москву. Правда, историки установили, что трон был сделан в 1551 году новгородскими мастерами в прославление царя Ивана IV, только что венчавшегося на престол.
Опять пиар. Никуда от него не денешься в истории!
Сглазил, сказали бы сегодня.
404
405
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
После переезда большевистского правительства в Москву в марте 1918 года богослужения во всех кремлевских соборах были запрещены. Но по особому разрешению Ленина на Пасху в Успенском соборе все-таки прошла служба, отмечают современные исследователи. Ленин сам вышел посмотреть на крестный ход и сказал кому-то из соратников: «Последний раз ходят!» Но есть московская легенда, согласно которой зимой 1941 года, когда немцы были под Москвой, Сталин приказал тайно отслужить в Успенском соборе молебен о спасении страны от нашествия иноплеменных.
Да, а сейчас службы там совершаются регулярно. В очередной раз ошибся Ильич.
PR-итоги середины тысячелетия
В XV веке дважды подверглась «черному» PR Куликовская битва.
Сначала Митрополит Киприан принизил ее значение, чтобы подорвать авторитет Дмитрия Донского. Так Киприан готовил русское общественное мнение к унии с католиками.
Потом было составлено «Сказание о Мамаевом побоище». В нем большие заслуги приписывались отцу могущественного боярина Всеволожского, который на Куликовом поле сыграл весьма скромную роль. Боярин пытался показать: не может сын героя Куликовской битвы быть пособником Орды!
В обоих случаях, отметим, черный PR искомого результата не дал.