Десять слов, которые потрясли мир 4 страница



1 Вот те раз! Не от древнего императора Августа, а от совсем недав­
него Калиты выводит царя Ивана IV Курбский... Тем самым покушаясь
и на древность и на почтенность династии, и на ее святость.

2 Эта история подробно разобрана нами выше.


В Москве знатный дворянин Овчина в ссоре упрекал младшего Бас-ми нова за разврат с государем. Оскорбленный Иван IV приказал убить {Овчину. А через несколько лет убит был и Басманов - царь приказал 4'го сделать его собственному сыну.



456


457


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



Если бы существовала - и сохранилась - переписка Вла­сова и Сталина, мы, наверное тоже услышали бы две совер­шенно разные политические концепции. Жаль, что в XVI веке PR-акциям придавали большее значение, чем в XX.

Практика PR от Ивана Грозного. Государский необычный подъем

Итак, мы говорили о сложных вещах. Сейчас будет про­ще. Мы посмотрим, как царь воплощал свою политическую философию в жизнь, и расскажем про те его деяния, где использовались PR-методы.

О венчании на царство и принятии царского титула мы уже сказали выше. Это определило священный статус Ива­на и царской власти вообще: для массового сознания Сред­невековья была характерна вера в святость особы монарха. УпоминЦм мы также о взятии Казани и о том, какое впе­чатление это произвело на русский народ. Двуглавь^орел распахнул свои крылья на Восток и Юг - до самого Терека. Заложенный в тех краях город в честь царя назвали Гроз­ный... Шутка, конечно. А говоря серьезно, завоевательные войны Ивана IV залощили конфигурацию Российской Им­перии. И столица Чечни и правда называлась крепостью Грозной, а потом городом Грозным.

Нерешенным оставался вопрос о государственном строе его царства. Он стал особенно актуальным после расшире­ния границ русского государства.

Иван Васильевич - и это был его личный выбор - решил, что его страна должна быть самодержавной монархией Неясно, сразу ли он разработал план по утверждению са­модержавия - в этом приходится сомневаться - или же дей­ствовал по обстоятельствам. Но, раз решив ввести абсолю­тизм, он поступал с чудовищной последовательностью*


И при этом проводил оригинальные акции, которых до него ртких не осуществлял никто.

Еще в 1553 году он тяжело заболел, находился при смер­ти, и требовал, чтобы бояре присягнули его малолетнему [выну. Однако с этим медлили даже члены «Избранной рады» - так, как вы помните, князь Курбский называл ближ­ний круг советников царя. Чего-то выгадывали советнички, Юлили. Иван выздоровел, и вскоре им все это припомнил. Сильвестр и Адашев отправились по ссылкам, Курбский бе­жал. Некоторые исследователи считают, что после болезни царь стал другим человеком. Причем в буквальном смысле. По средневековой «теории заговора», место государя занял [•го двойник - точно так же, как же победитель конкурса двойников заменил Пола Маккартни, погибшего во время за­писи альбома Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band1.

■ Ситуация, когда он оказался на смертном одре, отрезвила Ивана после первых успехов на царском поприще. Он увидел, что бояре, правившие его именем, когда он был ребенком, на­мерены продолжать в том же духе и после его смерти.

ЛегшЩа под названием Paul is dead, утверждает, что настоящий Пол Маккартни из группы «Битлз» погиб в автокатастрофе в ноябре 1966 года. Его заменили неким полицейским Уильямом Кэмбеллом, диойником Маккартни. Сторонники легенды связывают прекращение концертных выступлений группы именно со смертью Пола. Подтверж­дение они видят в «ключах» - деталях оформления обложек дисков, Словами, которые слышатся при прокручивании пластинок в обратную Сторону и т. п. Например, на обложке Sgt. Pepper's свежевырытая зем­ля с посаженными цветами (они складываются в надпись The Beatles) ©чень похожа на могилу. А если проиграть слова Let it be с более по­мпой пластинки в обратном направлении, они превращаются в Не is dead («Он мёртв»). На версии песни для сингла, вообще можно услы­шать фразу Paul is dead («Пол мёртв»). Ну и так далее. Все это можно Выло бы назвать измышлениями битломанов, чокнувшихся на своих пла-стинках-реликвиях, если бы распространение легенды не напоминало Папальный маркетинг.


459


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



На пути к абсолютной власти стояла Боярская дума. Просто так разогнать ее царь не мог: расклад сил не позво­лял. Это Борис Ельцин взял да и расстрелял из танков пар­ламент, а Иван Грозный на аналогичные действия не решал­ся. Он придумал PR-акцию, которая позволила совершить бескровный государственный переворот. Правда, крови было много, но — потом.

В конце 1564 года царь стал готовиться к отъезду из Мос­квы. С усердием молился в столичных церквях. Потом велел собрать в Кремле наиболее почитаемые иконы и уло­жить их в возы. А 3 декабря после богослужения в Успен­ском соборе начал прощаться — с митрополитом, боярами, дьяками... Под охраной нескольких сотен вооруженных дворян от Кремля двинулся обоз, нагруженный всей мос­ковской «святостью» и государственной казной. Царский «поезд». Никто не знал, куда отправились царь и вся его семья, зачем и надолго ли... В свите были только ближай­шие соратники — и тоже с семьями. Так состоялся знамени­тый отъезд Грозного.

Москва осиротела. Москвичи вне зависимости от звания и чина «в недоумении и во унынии быша, такому государь-скому великому необычному подъему, и путного его ше­ствия не ведамо куды бяша». (Здесь можно обойтись без нашего обычного ироничного перевода - и так звучит с не­назойливым московским юмором). А царский обоз так и скитался по Подмосковью не одну неделю. Его «поезд» ос­танавливался в Коломенском, в Троице-Сергиевом монас­тыре и в конце концов достиг крепости Александровская слобода. Сейчас это город Александров, электричка идет от Ярославского вокзала два часа с хвостиком.

К тому времени, как царь где-то наконец осел, беспокой­ство и растерянность в Москве достигли предела. А ровно через месяц после отъезда, 3 января 1565 года, словно все было заранее расписано политтехнологами, царь прислал


Из слободы к митрополиту список боярских измен. Бояре и воеводы якобы земли его государские себе разобрали, дру­зьям своим и родственникам роздали; держа за собою по­местья и вотчины великие, получая жалованья государские

0 государе, государстве и о всем православном христиан­
стве не желали радеть и сами от службы начали удаляться.
А захочет государь бояр своих или приказных, или служи­
мых людей наказать, духовенство их покрывает. И царь от
великой жалости сердца, не могши их многих изменных дел
Терпеть, оставил свое государство и поехал где-нибудь по­
молиться, где его Бог наставит!

В то время, как думцы и иерархи выслушивали на митро­поличьем дворе, за что же на них обиделся царь, дьяки со­брали на площади большую толпу. Так народ узнал об от­речении Грозного. В послании к простым москвичам царь (или уже не царь?) подчеркивал, что на них-то гнева и опа-<ЛЫ никакой нет. Иван в своей прокламации апеллировал к народу и говорил о притеснениях, причиненных ему измен-[никами-боярами.

1 Практически тот же текст, с которым государь самолич­
но обращался к народу в юном возрасте, в самом начале
Правления. Теперь же он был умудренным военными похо­
дами и политическими баталиями 34-летним зрелым муж­
чиной. И общественным коммуникациям он отводил впол­
не определенные задачи - с четким выходом на предсказу­
емые результаты.

Народ ответил хорошо отрепетированными выкриками: ♦Увы, горе! Согрешили мы перед Богом, прогневали государя Своего многими перед ним согрешениями и милость его вели- Кую превратили на гнев и на ярость!» «Теперь к кому прибег­нем, кто нас помилует и кто избавит от нашествия иноплемен­ных?» «Как могут быть овцы без пастырей? Увидавши овец без Пастыря, волки расхитят их!» Кричали, конечно, не хором. В толпе наверняка находились модераторы.



460


461


■*


Особенности национального пиара

А москвичи все подтягивались. Люди были ошеломлены известием. Поведение заведенной толпы становилось угро­жающим.

Тут в митрополичьи покои были допущены выборные от купцов и простых горожан. Как-то подозрительно быстро нарисовались эти представители народа... Не у нас первых возникает уверенность, что их заранее подготовили. Они объявили волю народа: «Чтоб государь государства не ос­тавлял и их на расхищение волкам не отдавал... а государ-ских лиходеев и изменников они и сами истребят». На язы­ке того времени это звучало как «потребят». Средневеко­вое общество потребления было готово к каннибализму - в фигуральном, конечно, смысле.

«Потребительские предпочтения» москвичей полностью парализовали волю оппозиции Ивану в Боярской думе. Она отвергла отречение. Немедленно в Александровскую сло­боду отправилась делегация духовенства. Ее приняли, но Иван заявил, что его решение окончательное.

Правда, потом «передумал». За то время, пока он ими­тировал этот мыслительный процесс, страна окончательно погрузилась в бездну отчаяния. Ее можно было брать го­лыми руками.

Прибывших из Москвы следом за духовенством бояр провели на переговоры под конвоем, как опасных врагов или заведомых преступников. Царь получил карт-бланш на все свои планы. А именно, неограниченные полномочия на то, чтобы без совета с Думой «опаляться» на бояр, а иных казнити, и животы их и имущество имати. При этом царь подчеркивал, что он - главный и единственный в стране борец с изменой и коррупцией, нужно, мол, наконец покон­чить со злоупотреблениями властей и прочими несправед ливостями. Все для блага простого народа.

Нет-нет-нет, это не подсказка, как верховной власти можно эффективно вести борьбу с коррупцией! Ради Бога,


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

Дмитрий Анатольевич, если эти строчки попались Вам на ' Глаза, не воспринимайте их как... как технологию. Мы про-[вто рассказываем об использовании русским государем XVI столетия «оригинальных коммуникаций».

В середине февраля царь вернулся в Москву и объявил указ об учреждении опричнины. Вот так... Просто, мирно, Технологично. И никакой пальбы по парламенту (Боярской думе) из Царь-пушек!

Вдовья доля Ивана

«Опричнина» не была новым словом. На Руси так издрев­ле называли земельный надел, которыЩв^елялся вдове Йснязя. Но Иван Грозный сделал ее новым словом в полити­ке - и политтехнологиях. Он разделил страну на две части. Одна находилась под управлением царя, другая, так назы­ваемая земская, — под управлением Боярской думы.

Атомная станция - это управляемая атомная бомба. Иван устроил управляемую гражданскую войну. В ней воевали не Красные и белые, а царские и боярские. Точнее, далее не вое­вали. Царские просто планомерно уничтожали боярских. Это была гражданская война под контролем Грозного.

В его опричнину отошли лучшие земли и более 20 круп­ных городов (в частности, Москва, Вязьма, Суздаль, Ко­зельск, Медынь, Великий Устюг). К концу опричнины ее тер­ритория составляла 60 % Московского государства. Забрал им себе и служилых людей - тысячу человек. В Москве им отвели улицы Пречистенку, Сивцев Вражек, Арбат и левую сторону Никитской. Прежних обитателей этих улиц высе­лили. Хорошо, что не в Сибирь.

Москва разделилась на две части, как Восточный и За­падный Берлин. Появился в ней и особый опричный двор. ■В течение полугода на расстоянии ружейного выстрела от



462


463


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



кремлевской стены, за Неглинной, вырос мощный замок. Его окружали каменные стены высотою в три сажени. Вы­ходившие к Кремлю ворота, окованные железом, украшала фигура льва, раскрытая пасть которого была обращена в сторону земщины. Шпили замка венчали черные двуглавые орлы. Днем и ночью несколько сот опричных стрелков не­сли караулы на его стенах» - так описывает Скрынников этот замок Людоеда на месте нынешней «Ленинки».

Из окованных железом ворот вылетали всадники с при­тороченными к седлам подобиями метел и прямо на улицах Москвы убивали приговоренных бояр. К трупу прикалыва­ли записку с описанием вины. Могли зарубить и в церкви, непосредственно перед алтарем. Метлы означали, что цар­ские слуги выметут крамолу.

Лебедев К. В. (1852-1916). Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи


Другой цитаделью царя стала Александровская слобо­да. У тех, кто хотя бы немного знаком с историей, странные штуковины на гербе города Александрова вызывают жут­кие ассоциации. На самом деле это не орудия пыток, а про­сто старинное слесарное оборудование. Но в слободе дей­ствительно пытали и казнили. Ключевский пишет: «В этой берлоге царь устроил дикую пародию монастыря. Подобрал три сотни самых отъявленных опричников, которые соста­вили братию, сам принял звание игумена, покрыл этих штат­ных разбойников монашескими скуфейками, черньпш ря­сами, сочинил для них общежительный устав. Сам с царе­вичами по утрам лазил на колокольню звонить к заутрене, в церкви читал и пел на клиросе и клал такие земные покло-иы, что со лба его не сходили кровоподтеки».

У Ключевского грозный царь вообще часто предстает ду­рачком. Вот уж кем он не был! Давайте вспомним, что мы увидели, заглянув в голову Ивана Гра^рого - и все встанет на свои места. Богоизбранный царь создавал свой орден Монахов-воинов. Все первые лица опричнины облеклись в иноческую одежду. Александровская слобода - русский Шаолинь. Одновременно строил «вертикаль божественной гВласти», управляя через этот «орден».

На богомолье в вологодском Кириллове монастыре царь Тайно поведал старцам о своих сокровенных помыслах -Ютать монахом. Это было его излюбленной мыслью. Туда, на Русский Север, царь задумывал и перенос столицы. В тихой Провинциальной Вологде он начал строить крепость, кото­рая не уступала бы московскому Кремлю, и свой Успенский собор - Софийский, который должен был затмить кремлев­ский. При этом в Вологду отправили 300 пушек. Триста!

• Вологжане до сих пор очень гордятся тем, что их город, ©снованный в один год с Москвой, трижды мог считаться Колющей. В первый раз, когда в него был сослан Василий Темный. Он сложил с себя крестное целование не подни-



464


465


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз еемь царь»



маться против Шемяки, захватившего московский престол, в Кириллове монастыре, а значит, снова стал великим кня­зем именно на этой северной русской земле. Второй раз -при Грозном. Ну а в третий - при большевиках, когда в Во­логде оказались все съехавшие из Питера посольства. По­сольства ведь располагаются в столице, правда?

Террор, который развязал Грозный во времена оприч­нины, конечно, уступал по размаху большевистскому. Од­нако оценить его масштаб трудно из-за того, что погибли все опричные архивы. Историкам приходится заниматься реконструкциями. Скажем, известно, что в 1570 году Гроз­ный получил сведения об измене Великого Новгорода и по примеру своих предков его разгромил. По словам нов­городского летописца, ежедневно царь казнил тысячу человек. Летописная «Повесть о погибели Новгорода» вы­шла в переводе на немецкий во Франкфурте-на-Майне уже в 1572 году. Подробности ужасают. Людей жгли на огне «некоею составною мукою огненною». Связанных женщин и детей бросали в воду и заталкивали под лед палками. Называют цифру - до 60 тысяч убитых.

Ужас! - не может не воскликнуть просвещенный русский ёшопеец. Только вот ведь какая штука: и в лучшие времена в Новгороде жило самое большее 25-30 тысяч человек. В общем, опять двадцать пять: «Повесть о погибели Новго­рода» - прекрасный пример многократного преувеличения масштабов убийств и казней.

Самым полным списком жертв террора молено считать синодик, разосланный царем для поминовения казненных незадолго до собственной смерти. Полный текст синодика не поддается реконструкции, но в нем есть отчет главаря новгородской карательной экспедиции Малюты Скурато­ва. «По Малютине скаске в новгороцкой посылке Малюта отделал 1490 человек (ручным усечением), ис пищали отде­лано 15 человек». Хороша сказочка... Еще в синодике зна-

466


чатся имена нескольких сот убитых дворян и их домочад­цев. И как ни считай, получается, что в Новгороде погибло около трех тысяч человек. То есть каждый десятый. Иван Грозный устроил это один раз, а Лев Троцкий проделывал Такое постоянно, называя это древнеримским термином ♦децимация». В бегущих красных частях его затянутые в черную кожу каратели просто расстреливали каждого де­вятого красноармейца.

Естественно, массовое истребление налицо, кто же спо­рит? Но далее самое кровавое из деяний Грозного было по Числу казненных в 20 раз меньше, чем об этом говорят. Нет ИИ малейшего желания его как-то оправдывать, но все же и Многократное преувеличение необходимо отметить. Конеч­но, это - PR. PR, враждебный и лично Ивану Грозному и Всей системе его правления, и в конечном счете - России. Цель этого PR"a - представить Ивана Грозного как чудо­вище, все правление которого - сплошная цепь страшных Преступлений.

Царь хотел вызвать ужас и этого добился.

Казнить нельзя помиловать

Статистики по казням опричнины нет, достоверных ис­точников не имеется. Но осталось много разрозненных Ввктов. Из этих фактов делают очень разные выводы. Иные Ьитают, что все казни бессмысленны: ведь никто на власть Ивана IV не посягал.

Мы приведем самые известные случаи, которые свиде-Ьльствуют, что оппозиция Грозному действительно была.

Граждане бросали обвинения тирану прямо в лицо. ■Поступали с ними после этого по-разному.

Когда 300 депутатов Земского собора потребовали от Ьвря упразднения опричнины, все 300 челобитчиков попа-

467


Особенности национального пиара

ли в тюрьму. Правда, через пять дней почти все были отпу­щены. 50 человек подверглись торговой казни — их поколо­тили палками на рыночной площади. Нескольким урезали языки, а трем отрубили головы.

Дворянин Митнев на пиру во дворце кричал царю при всем честном народе: «Царь, воистину яко сам пиешь, так и нас принуждаешь, окаянный, мед, с кровию смешанный бра-ти наших пити!» Тут же был убит опричниками.

Митрополит Филипп потребовал от царя отказаться от опричнины прямо во время богослужения. Они повздори­ли. Не получив благословения, царь был в ярости. Через какое-то время он затеял над митрополитом суд. Тот был признан виновным в «скаредных делах», и по церковным законам подлежал сожжению. Грозный не посмел - заме­нил казнь вечным заточением в монастырской тюрьме.

После Новгорода Грозный имел длительное объяснение с государственным печатником (то есть «лордом-храните­лем печати») Иваном Висковатым, много лет возглавлявшим Посольский приказ. Он убеждал царя прекратить репрес­сии против бояр. Но Грозный не послушал старого совет­ника, новгородское дело продолжилось делом московским, и Висковатый сам пал жертвой. Его привязали к кресту, предложив повиниться и просить царя о помиловании. «Будьте прокляты, кровопийцы, вместе с вашим царем!» -были последние слова дьяка-министра.

Когда арестовали дворцового повара, ездившего в Ниж­ний Новгород за белорыбицей для царского стола, при нем были найдены какой-то порошок и крупная сумма денеГ| якобы переданная двоюродным братом царя князем Вла­димиром Старицким. Князь, замышлявший отравить царя, был осужден на смерть.

Может сложиться впечатление, что при Грозном только пытали, рубили и варили в кипятке. Но на самом деле глав­ным наказанием для верхов общества оставалась ссылка^


Особенности национального пиара

Условия содержания ссыльных могут вызвать культурный шок. В конце 1564 года приставы, отправленные при сослан­ных князьях Воротынских, писали, что не дослано было ссыльным двух осетров свежих, двух севрюг свежих, полпу­да ягод винных, полпуда изюму, трех ведер слив. Велено было дослать. Сам князь бил челом, что ему не прислали госуда­рева жалованья: ведра романеи, ведра рейнского вина, ведра бастру, 200 лимонов, и т. п., а деньгами 50 рублей в год. Не­поворотливая царская бюрократия не обеспечивала ритмич­ных поставок рейнского осужденным. Просто как в бессмер­тном «Голом пистолете» - бунт в тюрьме возникает из-за того, что шато подают недостаточно охлажденным.

В общем, по-разному было.

Но вот, расправляясь с явными врагами, Грозный и сам участвовал в казнях. Уличенному в заговоре конюшему Ивану Челяднину он приказал надеть царские одежды и сесть на трон. Встав перед ним на колени, Грозный издева­тельски произнес: «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» Опричники тут же убили конюшего и бросили труп в навозную кучу.

Я не намерен оправдывать Ивана. Но ведь это же факт, что его современник Карл IX организовывал намного бо­лее масштабные убийства, и тоже принимал в них участие, «Варфоломеевская ночь» на 24 августа 1572 года - это не одна ночь, а целая неделя ужаса, когда в одном Париже и окрестностях убили до 30 тысяч человеческих существ.

А Карл IX распорядился: «Тогда убейте их всех, убейте их всех!» и сам стоял у окна Лувра с огнестрельным оружи­ем в руках, выбирая: кого бы из пробегающих парижан под­стрелить.

Конюший фактически возглавлял Боярскую думу, иногда - прави­тельство.


«..•Божьим соизволением аз есмь царь»

Почему же до сих пор все в России знают, что Иван Гроз-!ый - чудовище и серийный убийца, а про Карла IX ничего юдобного не говорится? А потому, что есть заказчик имен-Ю такого пиара.

В отличие от «варфоломеевской ночи», дело того же Че-Ляднина подробно описано. Есть даже две версии - про­тивоположные и взаимоисключающие. При этом обе они принадлежат перу одного автора! Альберт Шлихтинг слу-ж ил переводчиком в доме у личного медика царя, распо­лагал самой обширной информацией о земском заговоре и писал о нем дважды. Он составил записку «Новости из Московии о жизни и тирании государя Ивана». А позднее но заданию польского правительства написал «Краткое Оказание о характере и жестоком правлении Московско­го тирана Васильевича» - гораздо более подробное, не­смотря на заявленную в названии краткость. Эти два до­кумента дают представление о том, как работали с инфор­мацией об Иване Грозном его враги, как выстраиващя ^черный PR».

В первой записке Челяднин представлен злонамеренным 1аговорщиком. В «Сказании» щ жертвой тирана, неповин­ной даже в дурных помыслах. В первом случае Шлихтинг Кратко изложил наиболее важные из известных ему сведе­ний фактического порядка. Во втором - поляки использо­вали его знания в дипломатических акциях против России. «Когда папа римский направил к царю посла с целью ^Клонить его к войне с турками, король задержал папского посла в Варшаве и, чтобы отбить у него охоту к поездке в Москву, велел вручить ему "Сказания" Шлихтинга, - пишет Скрынников. - Памфлет был переслан затем в Рим и про­извел там сильное впечатление. Папа велел немедленно пре­рвать дипломатические отношения с московским тираном. Оплаченное королевским золотом сочинение Шлихтинга Йопало в цель».



470


471



Особенности национального пиара

Доказательства того, что репрессии Грозного станови­лись объектом политических спекуляций, у нас есть. А до­казательств того, насколько эти репрессии были оправда­ны, у нас нет. Как вы помните, архивы опричнины погибли. И остается только надеяться, что гриф «Хранить вечно» на делах сталинской эпохи позволит когда-нибудь узнать, на­сколько были оправданы репрессии духовного наследника Ивана Грозного.

Для себя же стоит отметить: демократия при всех своих недостатках не позволяет застаиваться крови во властных структурах. Выборный процесс приносит свежую кровь, и государство может обходиться без кровопускания. В самом прямом смысле.

Об этом следует помнить современным «боярам», пери­одически испытывающим ностальгию по «сильной руке».

Царь отменил опричнину в 1572 году, запретив поддан­ным даже просто употреблять это слово. Он казнил орга­низаторов террора: как это обычно и бывает, НКВД-шники XVI века сами пали его жертвами. Грозный велел разобрать жалобы земских дворян и расследовать самые вопиющие преступления опричников.

Но в 1575 году он устроил «мини-опричнину», снова при­дав ее введению легитимный вид. Он отрекся от трона в пользу служилого татарского «царя», крещеного хана Си­меона Бекбулатовича. Касимовский хан получил титул ве­ликого князя, а «Иванец Московский» обратился к нему со смиренной просьбой выкроить себе «удел». Санкция на вве­дение чрезвычайного положения была получена - не от Бо­ярской думы, а от какого-то Бекбулатовича. Царский титул как бы исчез совсем. А в Думе опять произвели чистку дооль-

1 Мне как депутату Госдумы писать от этом крайне неприятно. Ос­тается надеяться на демократию, которая позволяет обходиться без таких эксцессов.

472


«...Божьим соизволением аз есмь царь»

шинство из казненных в тот год ранее успешно служили в опричнине. Так же, как большинство уничтоженных Стали­ным сами активно участвовали в Большом терроре.

Потом самодержец «свел» татарина из Москвы на Твер­ское княжество, а сам снова стал царем.

День печати и печали

473

На первый взгляд странно, что в правлении Грозного зи­яют информационные пробелы. При нем летописные рабо­ты в Москве приобрели грандиозный размах, и при нем же ЬМосквщпоявилась первая типография. Так что если есть Пробелы - они не случайны.


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



Яростный поклонник всяческой централизации, Иван IV изменил сам порядок составления летописей. Летописание было передано Посольскому приказу, а его местные цент­ры пришли в упадок. Самый главный памятник письменно­сти в XVI веке - Никоновский Лицевой свод, который имеет более 10 тысяч страниц и 16 тысяч (!) иллюстраций. Но па­мятником эпохи Грозного эту летопись можно считать не только из-за объема. Памятником этой мрачной эпохи ее делает то, что летопись была составлена крайне тенденци­озно, а объем исправлений в более ранних текстах носил невиданный размах.

Просмотром и исправлением этой летописи занимался такой крупный историк, как Иван Васильевич Грозный. Го­сударь лично вносил правку на полях «Царственной кни­ги» и в черновиках2.

Скажем, официальная летопись лишь глухо упоминала о «великой измене» князя Владимира Старицкого - его царь заставил выпить отравленный кубок. Грозный, взявшись за исправления, внес сведения о том, что Старицкие были дав­ние изменники и пытались свергнуть законную династию еще в 1553 году, когда государь тяжко заболел, а бояре под­няли «мятеж» в думе. Больной самодержец якобы обратил­ся к думе с речью, усмирившей мятежников. Свои речи царь сочинил сам - задним числом. А что? Это же все равно были его собственные слова!

Примерно так же работали над текстами в романе «1984».

Примерно так составлял «Краткий курс ВКП (б)» Иосиф Виссарионович.

1 Так его называют по имени патриарха Никона, которому принад­
лежал один из списков летописного свода, и по множеству миниатюр -
это летопись «в лицах».

2 Через 400 лет тот же живой интерес к самоличному знакомству с
произведениями литературы и Щкусства выказывал другой видный
представитель племени тиранов - И. В. Сталин.


Сперва увлекшись летописью, царь потом к ней совер­шенно охладел. Последние 16 лет его правления не получи­ли никакого освещения. Целых 16 лет! Всего на два года меньше, чем бесконечное, как казалось, правление Бреж­нева. Поставленные царем задачи были выполнены, а к чему пустое бумагомарание? Дело сделано...

Но и никто кроме него не мог заниматься летописанием. Чтобы сохранить монополию, разрушалась складывавшая­ся веками инфраструктура летописания. После суда над Ьитрополитом Филиппом Грозный отстранил от работы над летописью церковное руководство. После казни дьяка, ко­торый заведовал личной канцелярией государя и государ­ственным архивом, некому стало квалифицированно рабо­тать1. Царь приказал изъять приготовленные летописные материалы из земского Посольского приказа и увезти их в Опричную Александровскую слободу для редактирования. Но в опричнине не было нужных специалистов. «Культур­ная традиция, насчитывавшая много веков, подверглась уничтожению», - утверждает Скрынников.




double arrow
Сейчас читают про: